Философская антропология как отрасль философского знания

Основные проблемы
Предмет исследования
Главные подходы
Важнейшие направления
Объект исследования
- происхождение человека; - сущность человека; - роль и место человека в мире; - взаимосвязь природы и человека; -воздействие человека на природу; - взаимосвязь человека и общества; -проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека; - индивидуальный социально-психологический мир человека; - свобода и ответственность человека
Всеобщие законы происхождения, строения, развития и функционирования человека в мире, его взаимоотношения с другими людьми
Человек как биосоциальное существо или человеческое бытие
- антропологизм; - антропоцентризм; - антропоморфизм; - антропософия; -антиантропологизм;
- биологическое (М.Шеллер, Г.Плеснер, А.Гелен, К.Лоренц); - психологическое; - религиозно-философское (Г.Хенгстенберг, К.Лотц, Ф. Хаммер, М.Бубер); - социологические (Аристотель,Г.Гегель, К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин); - культурологические (А.Тойнби, О.Шпенглер); - структуралистское (Т.Парсонс, Р.Мертон); - феноменологическое (Э.Гуссерль, М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.-П.Сартр); - технократическое (Д.Белл, Г.Маркузе,Д.Гелбрейт, Р.Арон)
Философская антропология (греч. – учение о человеке): а) в широком смысле философское учение о наиболее общих проблемах происхождения, природы, сущности и функционирования человека как сложного биосоциального феномена, т.е. система различных философских представлений о человеке; б) в узком смысле – течение западно-европейской, приемущественно немецкой философии 1-й половины ХХ века (В.Дельтей, Э.Гуссерль, Э.Касирер, М.Шелер, Г.Плеснер, А.Гелен, Э.Ротхакер, Г.Хенгстенберг, М.Ландман, М.Бубер).


3.20. История развития философских представлений о человеке

Человек как мера вещей: - Протагор; - экзистенциализм; - персонализм
«Человек иррациональный»: -Философия жизни (Ф.Ницше); - Фрейдизм; - Русские философы 19-20 вв. (В.Соловьев, Н.Бердяев, Н.Фёдоров)  
«Человек - разумный»: - Ф.Бэкон: знание-сила; - просвещение: разум и наука могут всё (Р.Декарт, И.Кант)
Соотношение души и тела: - античная философия: гармония души и тела; - средневековье: преобладание духа над плотью; - Возрождение - возвращение к гармонии души и тела
«Идеальный человек»: - Конфуций (абсолютно «нравственный» человек); - Сократ (абсолютно «разумный» человек); - К.Маркс (абсолютно совершенный человек – при коммунизме)
Происхождение человека: - психоаналитическая философия (З.Фрейд); -игровая концепция (Й.Хейзинга); -теологическая версия; -трудовая (Ф.Энгельс, К.Маркс)


Исторические этапы развития антропологических идей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: