Противоположность диалектики и метафизики как современных

Внутренние противоречия, единство и борьба противоположностей  
Развитие от низшего к высшему через диалектическое отрицание  
Движение по кругу или только регрессивное движение  
Единство количественных и качественных сторон  
Абсолютизация постепенных изменений  
Внешний толчок, внешние силы  
теорий развития

Альтернативы диалектики
3.14. Альтернативы диалектики

Метафизика – противоположная диалектике теоретическая система осмысления действительности, развития. Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, связей старого и нового, количества и качества, направленности развития, мышления, познания, целостности окружающего мира, отношения к окружающему миру.
· по вопросу связей старого и нового: если диалектика признаёт наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое; · по вопросу о причине движения: согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок; · по вопросу взаимосвязи количества и качества: сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством; по их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т.д.), качество изменяется благодаря качеству (то есть само по себе улучшается, ухудшается); · по вопросу направленности движения, развития: если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признаёт развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признаёт направленности развития; · в системе мышления: если динамический способ мышления сводится к шагам «тезис – антитезис – синтез», то метафизический опирается на формулы «или – или», «если не то, значит это», то есть метафизическое мышление негибкое и однобокое; · в отношении к окружающей действительности: диалектика видит мир во всём его многообразии («цветное видение мира»), а метафизика – однообразно, по принципу «чёрное – белое»; · в отношении к познанию: согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс к абсолютной истине, через последовательное постижение пока познаваемых (относительных) истин (то есть от простого к сложному и абсолютному с учётом их единства); согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу, с помощью надчувственных и сверхопытных приёмов, носящих «умозрительный» характер; · в отношении к окружающему миру: диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика – состоящим из отдельных вещей и явлений
Отличия метафизики от диалектики
· диалектика может быть только «негативной» - критической, диалектика не должна уделять внимание всему старому, устоявшемуся; · диалектика должна постоянно, в каждом предмете, явлений искать повод для критики, всё подвергать сомнению, всё критиковать, всё отрицать; · новое должно полностью и безвозвратно отвергать старое и тут же подвергаться критике, поиску ещё более нового (то есть диалектика должна идти вперёд и вперёд, не задерживаясь на месте, перешагивать через все преграды); · «негативная» (критическая) диалектика не имеет объективного значения, она имеет отношение только к сознанию, поскольку всё отвергает и критикует только сознание; · отрицание отрицания никогда не должно перейти в позитив (нахождение идеала), необходимо постоянно отрицать и подвергать критике все явления действительности
· Релятивизм – интерпретация уже готовых результатов познания. · Эклектика – построение теоретических истин на основе произвольного смешивания, объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций. · Софистика – выведение ложного по сути, но воспринимаемого правильным по форме умозаключения из ложных умозаключений, которые некорректно подаются как правильные. · Догматизм – восприятие каких-либо положений изначально как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мышлении, рассуждениях, отношениях к окружающему миру
«Негативная» диалектика разрушает ряд устоявшихся постулатов общепринятой диалектики, отбрасывает положения, уже ставшие догмой, более критически смотрит как на саму себя, так и на окружающий мир. Основоположниками и видными представителями «негативной» диалектики являлись Теодор Адорно (1903-1969), Жан-Поль Сартр (1905-1980)
Главные идеи
Философские подходы (приёмы, методы), альтернативные диалектике, но не являющиеся самостоятельными теориями



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: