Делегирование полномочий и ответственности в менеджменте

Полномочия – это ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение задач. Полномочия закрепляются за должностью. Если человек теряет должность, то он теряет право отдавать распоряжения своим бывшим подчиненным.

Делегирование – это передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Делегирование представляет собой средство, при помощи которого руководство распространяет среди своих сотрудников задачи, подлежащие выполнению для достижения целей всей организации. Главная цель делегирование полномочий - сделать возможной децентрализацию управления организацией. Это необходимо делать, когда масштабы производства слишком велики. Передаются лишь полномочия. Всю ответственность продолжает нести старший руководитель.

Ответственность – обязательство выполнять имеющиеся задачи и обеспечивать их удовлетворительное завершение. Особенностью ответственности является то, что она делегируется лишь на время выполнения работы, но под контролем того лица, за которым закреплена ответственность

Контрольные вопросы:

  1. Присущи ли новой организации характеристики децентрализованной структуры?
  2. Какие основные типы организационных структур наиболее широко используются сегодня?
  3. Какие факторы определяют являются ли полномочия линейными или штабными?

Раздел 4. Организация и внешняя среда

Факторы внешней и внутренней среды организации

Внешнюю среду организации можно охарактеризовать как совокупность факторов, влияющих на деятельность организации, а именно: потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, а также наука, культура, состояние общества и природные явления.

Эти взаимосвязанные факторы влияют на все, что происходит внутри организации. Поскольку факторы внешней среды имеют различную силу влияния на организацию, их разделяют на прямые и косвенные факторы, а всю внешнюю среду на среду прямого и косвенного воздействия.

Среда прямого ------------------------> Потребители

воздействия Конкуренты

Поставщики разнообразных ресурсов

Общественные организации (профсоюзы, общество защиты прав потребителей и т.д.)

Государство в лице законодательных органов, правоохранительных органов и т.д.

Факторы прямого действия

Потребители

В качестве потребителей продукции организации выступают как граждане, нуждающиеся в удовлетворении своих потребностей, так и предприятия, чьи потребности связаны с осуществляемым ими бизнесом. Менеджер должен всегда помнить, что потребитель является центральной фигурой рынка, отправной точкой рыночных отношений. От изучения своего потребителя, а в ряде случаев от его создания в очень многом зависит благополучие организации, ее высокие прибыли.

Конкуренты

Главным объектом конкуренции являются потребители продукции, производимой организацией. Конкурентную борьбу приходится также вести за капитал, трудовые ресурсы, сырье и материалы. Уровень конкуренции зависит от способности организации эффективно соперничать с производителями аналогичной продукции путем более полного по сравнению с соперниками удовлетворения потребностей покупателей, создания более благоприятных, чем у конкурентов, условий инвестирования, постоянного внедрения инноваций, привлекательной конъюнктуры для поставщиков сырья и материалов.

Поставщики разнообразных ресурсов. Ресурсы

В качестве ресурсов выступают капитал (материальные и финансовые ресурсы), трудовые ресурсы, сырье и материалы.

Капитал, необходимый для функционирования организации, формируется из различных источников и на определенных условиях. Поэтому важнейшей задачей менеджмента является изучение и обоснованный выбор источников капитала, проведение расчетов финансирования и кредитования организации, налаживание взаимоотношений и квалифицированная работа с банками.

Трудовые ресурсы – важнейший фактор внешней среды организации, от которого во многом зависит успех менеджмента.

Особого внимания здесь заслуживают два момента:

первый – касается подбора и обучения специалистов в новых областях деятельности, связанных с внедрением последних достижений науки, техники и технологий, в том числе, специалистов по рекламе, связям с общественностью, агентов по продажам и другим, сравнительно новым для нас, направлениям деятельности;

второй момент – подбор и обучение менеджеров различных уровней.

Можно без преувеличения сказать, что хороший менеджер – это сегодня самая дефицитная специальность (и это несмотря на то, что эта специальность наиболее высоко оплачивается). В развитых капиталистических странах идет буквально охота за качественными менеджерами. Представители крупных фирм постоянно находятся при лучших учебных заведениях, готовящих менеджеров, подбирают себе кадры, присматриваясь к обучающимся, начиная с первого курса. Перспективным студентам оплачивается обучение, устанавливаются стипендии, и гарантируется работа менеджеров фирм.

Сырье и материалы – важнейший компонент предпринимательской деятельности, а значит, и менеджмента.

Во-первых, должно быть обеспечено высокое качество сырьевых ресурсов и материалов в требуемых объемах.

Во-вторых, необходимы гарантии поставок сырья и материалов в требуемые сроки.

То и другое достигается созданием системы входного контроля качества поставок (иногда, начиная с места добычи сырья и изготовления материала), тщательной подготовкой и отработкой системы снабжения предприятия, транспортировки соответствующих грузов, складирования, а также путем дублирования поставок из нескольких независимых источников. Важнейшим направлением работы менеджера с ресурсами является проведение расчетов по их оптимальному распределению с целью получения максимальной прибыли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: