Принципы менеджмента

1) принцип научности требует построения системы управления и ее функционирования на строго научных основах;

2) принцип системности и комплексности. Системность означает необходимость использования системного анализа в каждом управленческом решении. Изменение в одной части системы, неизменно приведут к изменениям в других частях этой системы. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учета всех направлений, всех сторон, всех свойств;

3) принцип единоначалия иколлегиальности. Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально, т.е. с учетом многих специалистов по различным вопросам (комплексность разработки). Принятое решение приводится в жизнь под персональную ответственность должностных лиц (руководителей).

4) принцип демократического централизма означает необходимость разумного рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении. Противоречивость этого принципа заключается в полярности демократии и централизма. Крайняя выраженность демократизма – охлократия (власть толпы), анархия. Крайняя степень централизма – автократия. Демократизм тем выше, чем выше уровень квалификации работников. Чем более творческим является содержание труда, чем более эволюционным и стабильным является развитие общества.

Методы (подходы) менеджмента.

Подходы (методология) к управлению включают в себя цели, законы, принципы, методы и функции, технологии управления. Это общенаучные методы менеджмента: процессный. ситуационный, системный, метод моделирования, экономико-математические методы.

1) Процессный подход. Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления. Процесс менеджмента отражает последовательность выполнения основных функций управления:

2)

планирование ----------> организация ------------> мотивация -------------> контроль

<-------------------------------------------------------------------------------

обратная связь

Качество выполнения предыдущего этапа – необходимое условие обеспечения качества выполнения последующего этапа (функции). В этом выражается взаимосвязь функций.

Связующими процессами являются процесс коммуникаций и процесс принятия решений.

3) Системный подход – системный метод анализа. Основная идея системной теории заключается в том, что любое решение (действие) имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда принятое решение в одной области, превращается в проблему для другой. При этом любая организация рассматривается, как открытая система, относительно воздействия на нее факторов внешней среды.

4) Ситуационный подход. Системный подход к управлению не дает ответа на вопрос о том, почему предприятия со сходным строением, и в одной и той же внешней среде (например, работающими в одной отрасли и реализующие свою продукцию на одних и тех же рынках) значительно отличаются в отношении результата функционирования.

Эту проблему пытается решить ситуационный подход, посредством увязывания различных приемов и концепций с конкретными ситуациями функционирования предприятий.

Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между предприятиями, и внутри самих предприятий, пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность деятельности предприятия. Существуют следующие внутренние переменные: цели, структуры, технологии, ресурсы и культура организации. Именно вариативность внутренних переменных предопределяет возможность решения проблемы гибкости и адаптивности к внешней среде.

Контрольные вопросы:

  1. Что такое управление наука или искусство?
  2. Что такое социотехнические системы?
  3. Должны ли принципы управления иметь правовое оформление?
  4. Сравните теорию ситуационного и системного подхода?

Раздел 2. Эволюция управленческой мысли в 18 – 20 веках

На основе анализа эволюции взглядов на управленческую деятельность можно выделить следующие школы менеджмента:

1) Научная школа менеджмента (1885-1920). Представители – Тейлор, Эмерсон, Генри Форд.

Основные концепции школы:

- механистический взгляд на место человека в производстве, человек «винтик» в системе производственного механизма

- уделялось большое внимание обучению рабочих,

- признавалась важность отбора людей (отбор персонала), которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе

- внимание уделялось в основном внутренней среде организации и недооценивалась роль внешней среды

- Тейлор считал, что деньги – единственный материальный стимул в системе мотивационной деятельности рабочих.

2)«Классическая, или административная школа», управления (1920-1950 гг.). Ее авторами являются Тейлор, Гилберт, Файоль, Макс Вебер и др. Цель – создание универсальных принципов управления. Основные направления школы – это организация самого процесса труда, без учета социально-психологических факторов. Представители классической школы уделяли внимание внутренней среде организации и недооценивали роль внешней среды. Наибольший вклад в разработку классической школы менеджмента внес французский ученый Анри Файоль. Еще в 1923 году он говорил, что «управлять» - это значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать. А. Файоль также разработал 14 принципов управления.

Основными принципами управления, организации деятельности хозяйствующих субъектов, от которых зависит успех управления, согласно А. Файолю, являются:

1) Разделения труда (позволяет повысить квалификацию и уровень качества выполнения работы);

2) Власть и ответственность.

Принцип четкой регламентации полномочий и степени ответственности каждого работника (право отдавать распоряжения и нести ответственность за результат);

3) Строгая дисциплина (полное взаимопонимание между персоналом и менеджерами, базирующееся на уважении к правилам и договоренностям, существующим в организации);

4) Единство распорядительства.

Принцип единоначалия (распоряжения только от одного руководителя и подотчетность только одному руководителю);

5) Единство направлений.

Принцип единства руководства (коллектив должен иметь единую цель, единый план, одного руководителя);

6) Подчинение частных интересов общим.

Принцип подчиненности личных интересов общему (руководитель должен уметь добиваться с помощью личного примера и жесткого, но справедливого управления того, чтобы интересы работников, групп и подразделений не превалировали над интересами организации в целом);

7) Вознаграждение персонала.

Принцип справедливого вознаграждения работников (оплата должна отражать состояние организации и стимулировать людей на работу с отдачей);

8) Централизация.

Это явление естественного порядка; этот порядок состоит в том, что во всяком центральном организме восприятия сходятся в одном центре - в дирекции - и из дирекции исходят приказы, приводящие в движение все части организма.

9) Иерархия.

Иерархия – есть ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими.

10) Порядок.

Место для всего и все на своем месте.

11) Справедливость.

Это сочетание доброты и правосудия.

12) Стабильность рабочих мест для персонала.

Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно предпочтительнее, чем выдающийся и талантливый менеджер, который быстро меняет место.

Инициатива.

Означает добровольную разработку работником или группой работников плана какого-либо мероприятия и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.

Корпоративный дух.

Союз – это сила, которая является результатом гармонии персонала и руководства фирмы.

3)«Школа человеческих отношений » (1930-1950 гг.). Авторы: Мэри Фоллетт, Элтон Мэйо, Хуго Мёнчтеберг. Движение за человеческие отношения зародились в ответ на неспособность «классической школы менеджмента» полностью осознать человеческийфактор, как основной элемент эффективности управления. Цель – изучение воздействия социально-психологических факторов на процесс труда. М. Фоллетт, была первой, кто определил менеджмент «как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». «Хоторнский эффект» (результат исследований, проводимых в Western Electric Company, расположенной в Хоторне) – вероятность того, что индивидуалы могут улучшить результаты своей работы, просто из-за прибавленного внимания, со стороны исследователей или руководства. Также Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители «классической школы». Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы.

5) «Школа поведенческих наук» (1950-е годы). Авторы: Абрахам Маслоу, Дуглас МакГрегор, Фредерик Герцберг. Цель - изучение различных аспектов поведения отдельных личностей, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства. Это главное отличие «школы поведенческих наук» от «школы человеческих отношений», занимавшейся межличностными отношениями в коллективе. А. Маслоу сделал вывод о том, что поступки людей мотивируются в основном не экономическими силами, а различными потребностями, которые лишь частично могут быть удовлетворены с помощью денег. И чем, выше уровень развития общества, тем меньше роль денег в мотивации труда, меньше роль физиологических потребностей

5) Одним из ученых, исследования которого основаны на изучении японского и американского менеджмента является «американский ученый японского происхождения» Уильям Оучи (William Ouchi), который предложил «теорию Z”. «Теорию Z” комбинирует позитивные аспекты как японского, так и американского менеджмента в модифицированный подход, целью которого является увеличение эффективности американского менеджмента, несмотря на нормы американского общества и культуры.

«Теорию Z” включает возможность принимать рабочими некоторые решения, в ней уделяется огромное внимание групповой ответственности, повышению качества, утверждению политики постепенного продвижения, еще большему неформальному контролю, больший интерес к работе.

У. Оучи разработал новую маркетинговую модель, он представил основные характеристики идеальной эффективной организации. Структуру такой организации он сравнивает с коллективом, имеющим структуру хорошо организованной баскетбольной команды.

Эта маркетинговая модель и есть новая «философия» управления:

- ставка на человека самореализующегося (в отличие от человека экономического и социального)

- фирма рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединяемых совместными ценностями, как клан

- фирме должно быть присуще обновление, питающееся внутренним стремлением и нацеленное на приспособление к внешним факторам, главным из которых является потребитель.

Эта философия основана на системном и ситуационном подходе.

Контрольные вопросы:

  1. Каковы различия между организациями древности и современными организациями?
  2. Какая модель менеджмента – японская или американская – наиболее приемлема для российского менеджмента?
  3. В чем состоит основное отличие управления директивно-плановой экономикой и управления рыночной экономикой?

Раздел 3. Организация как система управления.

Организация - это группа людей, которые сознательно координируют свои усилия для достижения общих целей, т.е. управляется. Управление – это целенаправленное воздействие на объект для достижения требуемого результата.

Управление подразумевает наличие 4-х элементов: вход основной системы, выход основной системы, канал обратной связи, блок управления (рис. 1, 2).

Рис. 2 Схема системы управления организации

Такая система построена на принципе контроля результатов деятельности организации и увязке контролируемых параметров с целями на входе. Такой вид управления получил название управления по целям. Весь процесс управления является непрерывным и состоит из 4-х основных этапов. Изначально организация и ее подразделения получают задания в виде целей, под которые планирует процедуры, дающие ответ на вопрос: кто, что, где, в какие сроки и в каком количестве должен сделать. Проверка результата работы наступает после установленного срока выполнения работы. При этом оцениваются степень достижения цели и проблемы, мешавшие ее достижению. Чтобы привести результаты к плановым, необходимо выявить природу несоответствия и при необходимости скорректировать цели.

Условия управления. Оценка результатов управления – это сравнение достигнутых результатов деятельности организации в целом и ее отдельных подразделений с поставленными целями. Оценка результата управления используется как механизм обратной связи. При этом выделяются следующие основные параметры:

- результаты функционирования деятельности

- наличие ресурсов для поставленных задач

- уровень компетентности сотрудников различных звеньев

- степень управляемости организацией, или как слаженно функционирует вся система, где и когда происходят сбои при передаче информации и ресурсов.

Одним из наиболее важных условий надежности управления является разработка системы показателей результатов. Анализ количественных и качественных показателей способствует выявлению сильных и слабых сторон организации, помогает определить ее конкурентные преимущества.

Основные качественные показатели:

- Навыки и компетенции персонала

- Компетенции руководства

- Знание рынка

- Уровень организационной культуры

- Уровень инновационности (разработка и применение новых технологий)

- Имидж организации и т.д.

Общие черты организации:

- ресурсы

- зависимость от внешней среды

- разделение труда – горизонтальное и вертикальное

- подразделения

- необходимость управления


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: