Развитие танца в эпоху Возрождения

Тема 4

Танцевальная культура эпохи Возрождения

Развитие танца в эпоху Возрождения. Появление первых теоретиков танца в Италии и Франции. Балет в Италии. Танец во Франции. «Комический балет королевы». Балет в Англии. Жанр маски и появление антимаски.

Развитие танца в эпоху Возрождения

Эпоха Возрождения была благодатным временем для расцвета танцевального искусства и танцевальной музыки. В первую очередь потому, что при переходе от средневековья к Возрождению кардинально меняется отношение к танцу, возрождаются идеалы античности. Из греховного, недостойного занятия, танец превращается в обязательную принадлежность светской жизни и становится одним из самых необходимых для благовоспитанного и образованного человека навыков (наравне с такими как искусное владение шпагой, умение ездить на лошадях, приятно и вежливо говорить, изощренно ораторствовать). Умение хорошо танцевать играло немаловажную роль для приобретения положения в обществе. Хорошие и ловкие танцоры легко находили себе богатых и титулованных невест. Во-вторых, начиная с этой эпохи, танец становится выражением прекрасного: человеческий корпус в бесчисленных танцевальных вариантах стал двигаться подобно звуку изящной мелодии. И наконец, в это время создается новый род искусства – балет.

Разделение народного (крестьянского) и придворного (дворянско-феодального) танца, начавшееся еще в средневековье, продолжался в эпоху Возрождения. Процесс этот шел постепенно и был связан с усиливающимся расслоением общества и вытекающими отсюда различиями между образом жизни простых людей и знати. Придворный и народный танец разделились раз и навсегда.

Если народные танцы сохраняли свой непринужденный, грубоватый характер, то стиль придворных танцев становился все более торжественным, размеренным, отчасти чопорным. Это обуславливалось несколькими факторами. Во-первых, пышный и тяжелый стиль одежды феодалов исключал энергичные, напряженные движения, резкие прыжки. Во-вторых, строгая регламентация манер, правил поведения и всего танцевального этикета приводит к исключению из танца пантомимного и импровизационного элементов. Отступления от установленного канона считаются предосудительными.

По сравнению с эпохой средневековья танцевальные движения Ренессанса значительно усложняются. На смену танцам с хороводной и линейно-шеренговой композицией приходят парные (дуэтные) танцы, которые строятся на сложных движениях и фигурах, имеющих характер более или менее откровенной любовной игры. Основой хореографического рисунка становится быстрая смена эпизодов, различных по характеру движений и по числу участников.

Уже с середины XVв. к хореографии стали предъявлять более высокие требования. Форма и движения человеческого тела должны передавать его душевное настроение, а не быть бессмысленными. Танцевать мог каждый, но не каждый мог исполнять танец. Потребовалось нечто другое – более высшего порядка. Необходимо было одухотворить каждое движение, дать смысл каждому шагу. В танце выработались единство характера и выразительность, соединенные с соразмеренными движениями корпуса. Путем стремления к идеалам изящного танец в эпоху Возрождения встал на почетное место рядом с музыкой, живописью и скульптурой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: