Танец во Франции. «Комический балет королевы»

Итальянские салонные танцы вместе с соединенными с ними правилами постепенно прививались во французском обществе. Здесь они принимали более изящные формы, соответствующие духу французской аристократии. Появление этих танцев началось уже со времени царствования династии Валуа. Эта эпоха, знаменитая придворными интригами и любовными похождениями, благоприятствовала для развития хореографии. Во дворцах устраивались беспрестанные балы, был вечный праздник.

Во всех танцах сказывалось несомненное влияние Италии, да и лучшими учителями танцев в Париже были итальянцы. Сами танцы имели весьма скромный характер. Дамы отличались особой стыдливостью, опуская при исполнении модной паваны глаза вниз, но успевая при этом бросать изредка многозначительные взгляды на кавалера.

При Екатерине Медичи величественные танцы стали изменять свой строгий характер. В королеве сказалась итальянская кровь и медленным темпам, она предпочитала оживленные танцы с легкими прыжками. Стали танцевать веселые гальярду и вольту. Екатерина внесла изменения в моду: были уничтожены длинные платья, мешавшие движениям, тяжелые ткани заменили на более легкие, обрисовывавшие формы.

Началом балетной эры во Франции следует считать 1531г. В этом году состоялось первое балетное представление, творцом которого был итальянец Бальтазарини. Екатерина Медичи, не жалея денег, поручила ему устроить грандиозный праздник по случаю бракосочетания любимца короля, герцога Жуайеза, с Маргаритой Лотарингской. Бальтазарини сочинил нечто невиданное и совершенно новое. Он поставил первую оперу-балет под названием «Комический балет королевы».

Оперой-балетом «Цирцея» установлена была грань между старой формой хореографических развлечений и новой их формой, положившей начало цельным балетным зрелищам. Спектакль, на котором присутствовало более 10000 приглашенных, был дан в особой зале, начавшись в 10 часов вечера, он закончился только в три часа ночи. Пьеса делилась на три части и состояла из пролога и трёх интермедий (актов). Первый акт включал балет, хор и апофеоз, второй – пение, декламацию, шествие дриад, третий – большой балет.

Главная заслуга «балета королевы» заключалась в том, что при его постановке впервые сказалась уже известная система: действия были определены мыслью, и хореографическим дивертисментам придан некоторый смысл. В балете была общность идеи, и сцены вытекали последовательно одна за другой.

Балет в Лондоне

В Лондоне в подражании итальянцам и французам придерживались также сюжетов из мира богов. Примером того, насколько развита была в Англии любовь к хореографии, может послужить небольшая балетная интермедия, поставленная при своем дворе королевой Елизаветой. Эта сценка, вместо десерта после званного ужина, была представлена дочерьми королевы, которые изображали евангельских дев со светильниками. Постановкой занималась сама королева.

В Англии утвердился свой оперно-балетный придворный театр. В театре после комедии или трагедии обязательно исполнялся танец (жига) или комическая танцевальная сценка. За драматическими пьесами, ставившимися во дворце, непременно следовала «маска» - комедийный дивертисмент, где фигурировали образы и античности, и волшебной сказки, а центральный большой танец исполнялся всеми присутствующими дворянами. Жанр маски — один из первых опытов создания в Англии хореографического театра. В маске появляется сюжет. Вставные музыкальные номера, вокальные и инструментальные, разрастаются и претендуют на взаимную связанность. Танцмейстеры в течение многих недель обучали своих воспитанников, т. к. маска предполагала умение четко и энергично выполнять танцевальные движения. Кульминацией спектакля становилось «братание» исполнителей и зрителей: маскированные исполнители «выхватывали» из числа гостей особ противоположного пола и продолжали танцевать вместе с ними.

Этот синтетический (состоящий из многих составляющих) жанр был той плодотворной средой, в недрах которой вызревало несколько видов музыкально-театрального искусства: музыка к драме, балет, опера.

В противовес маске появилась «антимаска» - гротескное или комическое представление, исполняемое после главной маски и обычно предшествующая заключительным танцам. В антимасках на бытовые темы — персонажами могли быть невежество, подозрение, злословие, гнев, в отличие от маски с её возвышенными, добродетельными героями, изысканным языком, утонченной музыкой. Маски и антимаски строились на резких контрастах реального и фантастического, натурализма и аллегории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: