Примеры оформления иллюстративного материала

 
 


Рис. 3. Соотношение распределения типов профессиональных предпочтений в общей выборке.

Примечания. Буквами обозначены направленности на профессии типа: Ч–Ч – «Человек – Человек»; Ч–Т – «Человек – Техника»; Ч–П – «Человек – Природа»; Ч–З – «Человек – Знаковая система»; Ч–Х – «Человек – Художественный образ»; цифрами обозначено кол-во испытуемых.

Схема 7. Системность влияния типологических особенностей свойств нервной системы на деятельность человека по Е.П. Ильину (2004)

Таблица 5

Средние значения и стандартные отклонения показателей теста «Непрерывный счет в автотемпе» до и после сеанса АВС по программе «Relax»

    всего ответов верных ответов ошибочн. ответов Min время ответа Max время ответа Коэфф. качества
Группа до воздействия Xср 101,15 97,7 2,2 0,55 4,34 1,03
S 13,49 13,95 1,5 0,16 0,87 0,02
Группа после воздействия Xср 96,25 91,1 4,25 0,61 5,18 1,01
S 10,59 10,51 2,42 0,24 1,4 0,03

Примечания. Xср – среднее значение показателей; S – стандартное отклонение.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Пример введения квалификационной научной работы [25]

Актуальность. В настоящее время отмечается значительный рост психосоматических заболеваний. Данные литературы о распространённости заболеваний психосоматического круга свидетельствуют о преобладании среди них соматоформных расстройств. Частота соматоформной патологии среди населения колеблется, по оценкам различных авторов, от 15 до 40% (Березанцев Ю.Т.,2001, Гиндикин В.Я., 2000, Смулевич А.Б., 1999). Возникновение таких расстройств не имеет какой-либо конкретной причины. Несмотря на многочисленность теорий, пытающихся объяснить этиологию и патогенез психосоматических заболеваний, ни одна из них не смогла дать исчерпывающего объяснения психосоматических расстройств. Поэтому в последнее время стали говорить об их мультифакторном генезе, важное место в котором занимают психологические факторы и механизмы.

В нашей работе предполагается, что далеко не последнюю роль в симптомообразовании соматоформных расстройств играют гендерные механизмы, т.к. полоролевая идентичность, являясь одной из базовых структур самосознания, обеспечивает процессы адаптации и саморегуляции. В литературе имеются свидетельства того, что дисбаланс полоролевой структуры личности признается патогенетическим или предиспозиционным фактором формирования соматических заболеваний, неврозов, расстройств аффективного спектра, аномальных сексуальных влечений девиантного материнского поведения, а также криминального поведения (А.С. Кочарян, Е.Т. Соколова, Н.В. Дворянчиков). Однако проблема участия гендерных механизмов в симптомоообразовании соматоформных расстройств и особенностей структуры полоролевой идентичности данной категории больных остаётся до сих пор не разработанной.

Теоретико-методологической основой работы является культурно- исторический подход к изучению патологии личности и самосознания, опирающийся на работы Л.С. Выготского и развиваемый Московской школой патопсихологии (Зейгарник Б.В., 1971, Поляков Ю.Ф., 1996, Тхостов А.Ш., 2002, Соколова Е.Т., Николаева В.В., 1995, и др.), а также некоторые положения теории объектных отношений (Кернберг О., 1998, 2000, Кохут Х., 2002, Тайсон Р., 1988).

Научная новизна и теоретическая значимость данного исследования заключается в рассмотрении особенностей полоролевой идентичности как возможного фактора развития соматоформных расстройств и описании гендерных механизмов, влияющих на развитие заболевания.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что выявленные психологические механизмы нарушения гендерной идентичности могут быть основой для разработки психокоррекционного подхода к больным соматоформными расстройствами.

Таким образом, цель данной работы заключается в изучении специфики гендерной идентичности при соматоформных расстройствах.

Объектом работы является структура гендерной идентичности личности.

Предмет: изучение гендерных механизмов психосоматического симптомообразования у больных соматоформными расстройствами.

Теоретические гипотезы:

1. Гендерная идентичность является сложной системой, в структуре которой можно выделить следующие компоненты: гендерный идеал, гендерный стереотип и внутренний гендер.

2. Внутренний гендер выступает как гибкое, динамическое образование, меняющее свои значения в ходе заболевания.

3. Психологическим механизмом возникновения соматоформного расстройства может выступать выраженное рассогласование между гендерным идеалом и гендерным стереотипом, когда внутренний гендер уже не может адекватно их согласовывать.

4. В зависимости от специфики внутриличностного гендерного конфликта соматоформная симптоматика может способствовать реализации различных стратегий его решения: обретение большей женственности или отказ от внутреннего гендера.

Эмпирические гипотезы:

1. Психологическим механизмом возникновения соматоформных расстройств может выступать несогласованность гендерного идеала, гендерного стереотипа и внутреннего гендера.

2. Соматоформная симптоматика может способствовать увеличению количества самопрезентаций фемининных характеристик, реализуя стратегию обретения большей женственности.

3. Соматоформная симптоматика может способствовать уменьшению в самопрезентации больных гендерно-специфических характеристик, реализуя стратегию отказа от внутреннего гендера.

4. Больные с разными типами личностной структуры будут реализовывать различные стратегии решения внутриличностных гендерных конфликтов.

Задачи исследования:

1.Теоретический анализ проблем структуры и формирования гендерной идентичности, этиологии и патогенеза соматоформных расстройств, гендерных факторов и механизмов возникновения различных соматических и психических заболеваний.

2. Разработка экспериментально-диагностической процедуры обследования, включающей модификацию методических приемов, выделение критериев оценки, феноменологический анализ эмпирических данных, их психологическую интерпретацию и квалификацию.

3. Выявление актуальных и преморбидных особенностей осознаваемого компонента гендерной идентичности у больных соматоформными расстройствами в сопоставлении с группой нормы.

4. Исследование особенностей неосознаваемого компонента гендерной идентичности больных соматоформными расстройствами в сопоставлении с группой нормы.

5. Исследование особенностей личностной структуры больных.

6. Выявление и описание стратегий решения внутриличностных гендерных конфликтов.

7. Прояснение взаимосвязи между типом личностной структуры и стратегией реализации решения внутриличностных гендерных конфликтов.


[1] Здесь и далее квалификационные научные работы выпускников (студентов последнего курса) будут называться дипломными работами, работы студентов остальных курсов – курсовыми работами. В случаях, когда среди курсовых работ будет необходимо особо выделить работу, выполняемую на предпоследнем курсе обучения, она будет обозначаться термином «преддипломная работа».

[2] В соответствии с п. 8 «Положения о порядке присуждения ученых степеней», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. №74.

[3] Данные параметры страницы выбраны в текстовом редакторе Word «по умолчанию».

[4] Здесь и далее примеры текстуального оформления работы приводятся курсивом.

[5] Инструкцию по использованию функции, обеспечивающей автоматическое обновление ссылок, можно найти в любом руководстве по работе в текстовом редакторе «Word».

[6] Инструкцию по использованию функции автоматического оглавления можно найти в любом руководстве по работе в текстовом редакторе «Word».

[7] Пример составлен по Кузина А.В. Особенности мотивационной сферы людей страдающих от компьютерной зависимости. Курс. раб. – М.: РГМУ, 2009. – 35 с.

[8] Пример приведен из Чусов А.В. Структура и особенности гендерной идентичности у больных нервной анорексией. Дип. раб. – М.: РГМУ, 2009. – 81 с.

[9] Понятийный аппарат научного исследования можно попытаться сопоставить с терминологией отечественной теории деятельности А.Н. Леонтьева. Если в терминах теории деятельности проблемную ситуацию рассмотреть как предмет познавательной потребности, то цель научного исследования следует обозначить таким термином теории деятельности, как «мотив». Научно-исследовательская деятельность по устранению проблемной ситуации состоит из совокупности действий – отдельных исследований, каждое из которых направлено на достижение цели, под которой в теории деятельности понимается сознательный образ желаемого результата. При осуществлении конкретного исследования образ желаемого результата постулируется в исследовательской гипотезе. Согласно теории деятельности любое действие предполагает выполнение ряда операций, направленных на решение конкретных задач. В отношении понятия «задача» терминология научно-исследовательской деятельности совпадает с понятийным аппаратом теории деятельности. С термином же «операция» в научных исследованиях согласуется понятие методика. В научных исследованиях методики или их совокупности применяются как способы проверки выдвинутой гипотезы, т.е. как способы выполнения действия. При таком сопоставлении понятийных аппаратов научно-исследовательской деятельности и теории деятельности А.Н. Леонтьева эквиваленты понятиям «объект» и «предмет» в теории деятельности найти достаточно сложно. Можно лишь отметить, что объект исследования связан с целью исследования, а предмет исследования – с исследовательской гипотезой (примечание Паршукова А.Ю.).

[10] Та часть научного исследования, которая описывается в первой половине введения (от актуальности до эмпирических гипотез), в терминологии П.Я. Гальперина может быть обозначена как ориентировочная, состоящая в свою очередь из двух блоков: мотивационного, в котором приводится актуальность исследования, и операционного, включающего все остальные структурные компоненты первой части введения.

[11] Часть научного исследования, которая описывается в таких структурных компонентах введения как новизна, теоретическая и практическая значимость, в терминологии П.Я. Гальперина может быть названа контрольной. В данной части введения дается оценка результатов исследования с точки зрения величины его вклада в науку.

Исполнительная часть научного исследования заключается в той эмпирической работе, которая была осуществлена исследователем, и поэтому находится вне рамок научного текста (примечание Паршукова А.Ю.).

[12] Надежность – это оценка степени точности результатов (стабильностирезультатов получаемых в разное время и различных ситуациях).

[13] Валидность – это оценка степени адекватности организации эмпирического исследования, во-первых, с точки зрения возможности проверки выдвинутых в исследовании гипотез, во-вторых, в плане допустимости сделанных выводов.

[14] Под методом принято понимать способ организации исследования, под методикой – способ фиксации показателей, репрезентирующих ту или иную психологическую реальность.

[15] Полные образцы стимульного материала, тексты опросных листов, бланки регистрации ответов могут быть представлены только в приложении

[16] Эксперименты с человеком должны проводиться и оформляться в соответствии с нормами и требованиями статьи 16 («Защита лиц, выступающих в качестве испытуемых») «Конвенции о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины».

[17] Меры центральной тенденции (обычно средние арифметические) и меры изменчивости (обычно стандартное отклонение), при необходимости меры формы распределения (асимметрия, эксцесс).

[18] Обязательно указывать уровень статистической значимости, желательно доверительный интервал и коэффициент детерминации или силу факторного влияния.

[19] Подробнее правила составления библиографического списка изложены в ГОСТ Р 7.0.5–2008.

[20] Сроки аттестации квалификационных научных работ утверждаются решением деканата.

[21] Сроки пересдачи курсовых и преддипломныхработ утверждаются решением деканата.

[22] Студент абсолютно свободен в выборе теоретико-методологического подхода. Данный выбор не влияет на окончательную оценку квалификационной научной работы.

[23] Под активностью следует понимать степень воздействия исследователя на изучаемую реальность. К активным методам относятся эксперимент и беседа.

[24] Под опосредованностью следует понимать степень использования внешних средств фиксации измеряемого показателя. К опосредованным методам относятся эксперимент и метод измерения (корреляционный метод).

[25] Пример приведен из Передеряева Л.В. Гендерные механизмы психосоматического симптомообразования у больных соматоформными расстройствами. Дип. раб. – М.: РГМУ, 2010. – 71 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: