В отзыве научного руководителя отражаются:
· креативность студента;
· его самостоятельность;
· аналитические способности;
· внутренняя мотивация;
· трудоспособность и др. проявившиеся в ходе работы личные качества студента.
Представленные выше критерии оценки квалификационных научных работ имеют разную ценность при аттестации в зависимости от курса, на котором обучается защищающий свою работу студент. Так студенты младших курсов еще не обладают достаточным объемом знаний по психологии, и практически не знакомы с нормативами планирования и проведения психологических исследований, поэтому и требования к их курсовым работам должны быть менее строгими. Кроме того, написание курсовых работ на младших курсах преследует скорее не научные цели, а учебные. Именно на младших курсах студенты учатся писать научные работы.
Таким образом, к работам первых трех курсов применяются три критерия: грамотность оформления работы, полнота раскрытия проблемы исследования и аргументированность авторской позиции. При этом основной учебной задачей для студентов первого курса является обучение грамотному оформлению работы, а для студентов второго курса – полнота раскрытия проблемы исследования. На третьем курсе основной учебной задачей при написании курсовой является освоение умения аргументировать собственную авторскую позицию. Учебной задачей преддипломной работы является освоение навыков и умений по планированию и проведению надежного и валидного эмпирического исследования.
|
|
Учебных задач при написании дипломной работы не ставится. Дипломная работа призвана показать то, в какой степени студент научился самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность на всех ее этапах – от планирования научного исследования, его организационно-методической подготовки и выполнения, до представления результатов в виде самостоятельной научной работы.
Значимость критериев оценки квалификационных научных работ с учетом курса, на котором выполнена работа, обобщенно представлена в таблице. В таблице все критерии разделены на две группы. Одни критерии, отмеченные в таблице галочкой, должны быть соблюдены в работе. При несоответствии работы этим критериям отметка за работу снижается. Соответствие работы остальным критериям желательно, но не обязательно. Эта вторая группа критериев, в случае если работа им соответствует, служит основанием для повышения итоговой отметки за работу.
Таблица
Критерии оценки квалификационных научных работ в зависимости от курса обучения
№ п/п | Критерии оценки квалификационных научных работ | Курс | ||||
1. | Грамотность оформления работы | P! | P! | P! | P! | P! |
2. | Научный стиль изложения | P! | P! | P! | P! | P! |
3. | Полнота раскрытия проблемы исследования | – | P! | P! | P! | P! |
4. | Аргументированность авторской позиции | – | – | P! | P! | P! |
5. | Научная новизна | – | – | P | P! | P! |
6. | Теоретическая значимость | – | – | P | P! | P! |
7. | Практическая значимость | – | – | – | P! | P! |
8. | Надежность результатов | – | – | – | P | P! |
9. | Валидность выводов | – | – | – | P | P! |
10. | Качество доклада | – | – | – | P | P! |
11. | Аргументированность ответов | – | – | – | P | P! |
12. | Трудоемкость | – | – | – | – | – |
13. | Отзыв научного руководителя | – | – | – | – | – |
Примечание. Галочкой (P) отмечены критерии, за не соблюдение которых может быть снижена оценка квалификационной научной работы студента; восклицательным знаком (!) отмечены критерии, которые наиболее значимы при оценке квалификационной научной работы студента; знаком минус (–) отмечены критерии, которые могут быть учтены при оценке работы только в положительную сторону, то есть комиссия не будет снижать оценку работы, если она не будет соответствовать данным требованиям, но может повысить оценку, в случае соответствия работы этим критериям.
|
|
Отзыв научного руководителя как дополнительный критерий оценки квалификационной научной работы позволяет членам аттестационной комиссии оценить, какая ответственность за обнаруженные в работе недочеты лежит на студенте, и в какой мере эти недочеты обусловлены иными, не зависящими от студента, факторами.