План
11. Трагедия «Эдип-царь». Особенности сюжета трагедии.
12. Образ царя Эдипа, его характеристика и идейное содержание.
13. Эпизод с Тиресием и его значение в трагедии.
14. Роль хора в трагедии «Эдип-царь».
15. Основные идеи трагедии.
16. Драматический конфликт и особенности его решения в трагедии «Антигона».
17. Система действующих лиц в трагедии.
18. Анализ образов Креонта и Антигоны, их идейное значение.
19. Главная идея трагедии.
20. Сравнительная характеристика образов Эдипа-царя (трагедия «Эдип-царь») и Креонта («Антигона»).
Задание:
7. Прочитайте мифы Фиванского цикла по книге Куна Н.А., Немировского А.И. или Нейхардта А.А. (см. литературу к практическому занятию № 1).
8. Прочитайте трагедию Софокла «Эдип-царь».
9. Выпишите в читательский дневник речевые характеристики царя Эдипа. Что говорит о себе царь Эдип? Что говорят о нем другие герои трагедии? Как характеризуется Эдип в песнях хора? Сделайте вывод. Охарактеризуйте Эдипа как человека и как правителя города Фивы.
10. Проанализируйте эпизод с Тиресием в трагедии. Для этого ответьте на вопросы: Кто такой Тиресий в античной мифологии? Для чего Софокл вводит этот образ в трагедию? Какое место занимает эпизод с Тиресием в композиции трагедии? в ее идейном замысле?
|
|
11. Внимательно прочитав песни хора, найдите в них и выпишите в читательский дневник основную идею трагедии.
12. Прочитайте трагедию Софокла «Антигона», сделайте выписки, характеризующие главных действующих лиц трагедии: Антигону, Креонта, Исмену, Гемона.
7. Проанализируйте особенности композиции трагедии и характер ее конфликта, ответив на следующие вопросы:
- Какова роль пролога?
- Какова роль агона и коммоса в композиции трагедии, в раскрытии ее конфликта?
- Почему трагедия не заканчивается смертью Антигоны?
- Какие последствия имел для города приказ Креонта?
- Какую позицию в споре Антигоны и Креонта занимают Исмена и Гемон? Какова роль этих персонажей в трагедии Софокла?
- Каково отношение хора к приказу Креонта, к конфликту Антигоны и Креонта?
- Прав ли Гегель, считая Креонта выразителем государственных интересов? («Приказ Креонта в значительной степени оправдан, ибо он продиктован заботой о благе родного города» Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. М., 1968. Т.1.- С. 229). Аргументируйте свой вывод, подтвердив его примерами из трагедии.
8. Найдите в песнях хора и выпишите в тетрадь основную идею трагедии «Антигона».
11. Выпишите в читательский дневник определения следующих понятий: коммос, агон, катарсис.
12. В соответствии с вопросами плана сделайте выписки из указанных ниже статей и монографий.
Тексты и литература
Мифы Фиванского цикла.
Софокл. Эдип-царь. Антигона. – Полные тексты.
Боннар А. Обещание Антигоны // Греческая цивилизация. М., 1995. Т. II. Гл. I.
Боннар А. Софокл и Эдип – ответ Року. Там же. Гл. IV:.
Ярхо В. Н. Античная драма: Технология мастерства. М., 1990.
Ярхо В.Н. Трагедия Софокла «Антигона». М., 1986.
Ярхо В.Н. Трагический театр Софокла // Софокл. Драмы.
М., 1990. С. 467-508.