При наличии существенных различий в условиях плавания в практике работы речного транспорта применяются следующие (основные) схемы перевозок и схемы движения флота и которые следует рассмотреть в курсовом проекте.
1. Маршрутная с использованием малотоннажного флота (возможна смена тяги).
2. Маршрутная с использованием крупнотоннажного флота (возможна смена тяги).
3. Немаршрутная с перевалкой груза на мелкие суда в устьевом пункте (перевалка груза, смена тяги).
4. Немаршрутная с паузкой судов с устьевом пункте (разгрузка крупных судов, погрузка на мелкие суда, смена тяги).
Технологический процесс доставки грузов включает ряд грузовых, путевых и технических операций и может быть представлен следующими этапами:
- грузовые операции в пункте отправления (начальный пункт);
- технические операции тяги и тоннажа в пункте отправления;
- движение от начального пункта до устья притока и обратно, с грузом и порож
нем.
- технические операции в пути;
- грузовые операции в устьевом пункте;
|
|
- технические операции в устьевом пункте;
- переформирование состава;
- движение от устьевого пункта до пункта назначения и обратно, с грузом и порожнем.
- технические операции в пути;
- технические операции тяги и тоннажа в конечном пункте;
- грузовые операции в конечном пункте.
Обоснование типа механизации в пунктах обработки не предусматривается, тогда задача обоснования оптимальной схемы перевозок, таким образом, будет включать в себя следующие обоснования:
а) схемы перевозок грузов:
- маршрутная (без грузовых операций в пути);
- немаршрутная (с перевалкой или отгрузкой);
Количество груза, подлежащее отгрузке при переходе с глубоководного участка на мелководный определяется по формуле:
[т], (4).
где - загрузка судна, соответственно, по магистрали и малой
реке, т
б) схемы движения флота:
- сквозная (без смены тяги на всём пути следования состава);
- участковая (по системе тяговых плеч);
в) веса состава (числа несамоходных судов в составе):
- постоянный на всём пути следования,
- с изменением числа несамоходных судов при переходе с одного участка на другой;
г) типов судов:
- грузовых (разной грузоподъемности),
- буксирных (разной мощности).
Учитывая большое число определяющих факторов, количество вариантов становится довольно большим и использование обычного метода перебора вариантов довольно трудоёмко. Поэтому в проекте предлагается применение метода динамического программирования.
При решении задачи методом динамического программирования должны выполняться условия:
- задача должна иметь большое число вариантов решения;
|
|
- процесс должен быть непрерывным по времени и делиться (или быть искусственно расчленен) на отдельные этапы, выполняемые в различные промежутки времени, но связанные между собой определенной последовательностью;
- новое состояние системы должно зависеть только от состояния достигнутого на предыдущем этапе и не зависеть от того, каким образом система пришла в это состояние;
- критерий оптимальности должен быть аддитивным, т.е. величина критерия по процессу в целом определяется как сумма составляющих его частей, полученных в результате выполнения отдельных этапов процесса.
Выполнение первых трёх условий налицо, если в качестве критерия принять себестоимость доставки грузов, определяемую по методу элементных ставок, то и последнее условие также будет выполняться.
Математическая модель задачи может быть сформулирована следующим образом.
Имеется технологический процесс перевозки грузов, состоящий из нескольких этапов, осуществление, которого возможно:
- по нескольким вариантам схемы перевозок грузов;
- по нескольким вариантам схемы движения флота;
- с использованием нескольких типов судов, работающих на различных участках водного пути.
Требуется обосновать оптимальные: схему перевозок грузов, схему движения тяги, тип несамоходного флота, при которых достигается минимальное значение критерия оптимальности по технологическому процессу в целом.
Показатель себестоимости (элементная ставка) по каждому этапу технологического процесса рассчитывается по формуле:
(5)
где - показатель эксплуатационных расходов на ходу (стоянке) по буксирному судну и несамоходному судну в составе, руб./судочас;
- продолжительность i -го этапа, час;
число несамоходных судов в составе, ед.;
загрузка несамоходного судна, т.
Алгоритм решения следующий:
1 - Намечаются этапы технологического процесса.
2 - Определяется продолжительность каждого этапа технологического процесса и численное значение себестоимости перевозок (руб./т) на этом этапе.
3 - Составляется расчетная матрица.
4 - Находится условно оптимальное решение на каждом из этапов технологического процесса, начиная с последнего, условно оптимальным оно считается потому, что оптимизация производится только с учётом расходов по всем последующим этапам.
Для каждого предшествующего этапа оно определяется суммой условно оптимального значения критерия последующих этапов и минимального значения критерия данного этапа:
(6).
5 - Устанавливается минимальное значение суммарного критерия на первом этапе, что дает действительно оптимальное решение задачи.
6 - Находится оптимальное решение по всему технологическому процессу от первого до последнего этапа (схема перевозок и работы флота).