Учет естественного изменения исследуемых элементов

Функции многих элементов в процессе развития существенно меняются.

Некоторые из них переходят в противоположность. На изучаемое явление одновременно воздействуют специально созданные в исследовании условия и факторы. Вместе с тем педагогическая система в целом и каждый ее элемент находиться в непрерывном развитии, изменяется под влиянием объективно существующих процессов.

Поэтому возникает необходимость соотнесения и анализа природы полученных эффектов. Какие изменения произошли за счет естественного развития самого объекта, а какие за счет специального (экспериментального) воздействия.

Выделение основных факторов.

Многообразие различных факторов, влияющих на педагогический процесс или изучаемый объект, требует выделения из них основных, а также определение производных. Установление субординации, взаимосвязи между ними позволяет исследователю, перейти от уровня изучения явлений к уровню познания сущности, раскрытиедиалектики процесса, понимание противоречивости изучаемого предмета или явления.

Единство логического и исторического.

Предполагает в каждом исследовании сочетать изучение истории объекта (его генезис) и его теории (структуры, функции, связей объекта в его современном состоянии, а также перспектив развития).

В каждом исследовании присутствует и та и другая сторона. Любое исследование строится на сформулированной концепции. Его необходимо рассматривать с точки зрения того, что уже было в истории и что структурно это явление из себя представляет.

Концептуальное единство.

Этот принцип означает, что исследователь в процессе научной работы защищает определенную концепцию - систему взглядов. Принятые исходные положения проверяются, развиваются, уточняются в ходе поиска. Концепция может стать детищем исследователя, если он самостоятельно вырабатывает ее. Ученый может присоединиться к одной из существующих концепции. В том и другом случае необходимо осуществлять единство и логическую непротиворечивость подходов и оценок.

Системный подход.

Изучаемый объект или явление сложны и многообразны. Исследователю важен прежде всего характер взаимодействия между элементам, механизмы связей и отношений. В процессе системного анализа выясняются не только причины явлений, но и обратное воздействие результата на породившие его причины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: