После того, как исследователь выделяет то, что является объектом и предметом исследования, необходимо уточнить цель исследования. Цель - это представление о результате.
Ставя перед собой цель - человек представляет себе, какой результат он намерен получить, каким будет этот результат.
Целью любого научного исследования является решение определенной проблемы. Формулировка цели обычно начинается со слов:
- определить
- обосновать
- создать
- выявить
- проверить и т.д.
Намечая логику своего исследования, ученый формулирует ряд частных исследовательских задач, которые в совокупности должны дать представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Задачи исследования могут включать в себя следующие элементы (они изменяются в зависимости от самого характера научной проблемы.):
1. решение определенных теоретических вопросов входящих в общую проблему
(например) выявление сущности исследуемого понятия, явления, разработка
критериев эффективности, принципов и условий применения и т.п.
|
|
2. экспериментальное изучение практики решения данной проблемы выявление ее
типичного состояния, типичных черт передового опыта и д.р.
3. обоснование необходимой системы мер для решения поставленной задачи;
4. экспериментальную проверку предложенной системы мер с точки зрения
соответствия ее критериям оптимальности, т.е. достижения максимально
возможных в соответствующих условиях результатов в решении этой задачи при
определенных затратах времени и усилий педагогов и детей.
5. Разработку методических рекомендаций для тех, кто будет использовать результаты исследования на практике.
Например;
1. Изучить педагогическую и методическую литературу по организации и приемам
стимулирования учебно-творческой деятельности учащихся в процессе решения
творческих задач по естественному циклу предметов.
2. Отобрать и структурировать педагогические приемы и правила в виде эвристических предписаний для учащихся.
3. Проверить экспериментально эффективность применения эвристических
предписаний для решений определенного класса задач в обучении физике, химии,
биологии в старших классах.
4. Проанализировать и обобщить результат экспериментально-исследовательской
работы.