Государственно - конституционные реформы в России начала XXI века

1. Разумеется завершение промышленного переворота в большинстве западноевропейских стран, экономический рывок «Запада» вперед, как следствие окончательного торжества индустриального общества над традиционализмом не могло оставить равнодушной политическую элиту России заботившуюся о том, чтобы не отстать от «Европы» и сохранить свое «державное величие». Следующий этап модернизации был связан с именем Александра II и проводимыми им реформами 1860-1870-х гг. Как и на предыдущих этапах модернизации была реализована так называемая модель «имперской» или «догоняющей» модернизации. Главную роль в процессе модернизации продолжала играть государственная власть проводящая преобразования не дожидаясь когда в обществе созреют для этого необходимые предпосылки, поскольку в стране не было такого сплоченного класса предпринимателей как в странах Западной Европы. Основным стимулом, побуждавшим власть инициировать сверху модернизационные процессы, была необходимость сохранения независимости и имперского статуса, укрепления своей военно-технической мощи. Поэтому модернизация в России имела ряд особенностей. Во-первых она проводилась силовыми методами, вопреки обществу и его хозяйственному строю и культуре. Последние выступали не в роли опоры и стимула модернизационных преобразований как на Западе, а лишь в качестве их объекта. Поэтому реформы не могли быть органичными для социокультурной специфики России. Во-вторых, государство, проводя преобразования ориентировалось на такие социальные слои, которые были заинтересованы в сохранении самодержавно-бюрократического строя, но в историческом плане были «малоперспективны» – дворянство, духовенство, бюрократию, буржуазные слои тесно связанные с государственным сектором экономики зачастую игнорируя при этом интересы широких масс населения.

В- третьих монополия государства на осуществление модернизационных процессов привела к тому, что модернизации подвергались лишь те сферы в прогрессе которых самодержавно-бюрократическое государство было непосредственно заинтересовано – «техническая организация» органов государственной власти, военное дело, экономика. При этом не затрагивались иные, весьма многочисленные, сферы общественной жизни и самое главное – политическая и правовая. Доступ населения к власти, свобод, гарантий для неприкосновенности личности и собственности отсутствали в интересах сохранения абсолютистского режима. Все это приводило к тому, что несмотря на несомненную прогрессивность модернизационной политики Александра II как и его предшественников преобразования носили непоследовательный, незавершенный, ограниченный характер.

Реформы начались в 1861 г. с отмены крепостного права в России. Причины этого: 1. Экономические. Крепостной, принудительный труд был неэффективен из-за незаинтересованности производителя в его результатах. Поэтому он обрекал экономику России на отставание от стран Запада. Это с особой наглядностью было проиллюстрировано поражением России в Крымской войне, вызванным технико-экономической отсталостью империи. Некоторые историки (В. Шелохаев, В. Красильщиков) считают именно это поражение основной причиной реформы поскольку оно угрожало военно-технической мощи Росси а следовательно сохранению ее имперского статуса «великой державы». Необходимость преодоления отставания от Запада которому в ходке войны проиграла Росси заставил государственную власть пойти на устранение препятствий для развития капитализма в России поскольку без этого был немыслим подъем экономики и укрепление вооруженных сил. 2. Социальные. Сохранение крепостного права было чревато постоянной угрозой массовых выступлений крестьянства, что особенно ярко показали крестьянские волнения 1856-1861 гг. Советские историки (М. В. Нечкина) оценивали волнения крестьян как революционную ситуацию при которой «низы» не хотели жить а верхи «не могли» править по старому и отводили ей главную роль в том, что самодержавие пошло на отмену крепостничества. 3. Внутриполитические. Сохранение рабства в России XIX в. выглядело крайне безнравственно и вызывало протест всех передовых людей в России и за рубежом, что подтверждают выступления в печати К. Д. Кавелина, Б. Н. Чичерина, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского и т. д. Появляется либеральная идеология которая влияла на умы не только передовых помещиков но и части бюрократического аппарата. Часть историков (П. Зайончковский) считали именно их реформаторскую деятельность причиной реализации реформы.

2) К разработке реформ (1857-1861 гг.) через свои уездные и губернские комитеты было привлечено лишь дворянство. Естественно требования преимущественно этого сословия обобщённые в так называемых «редакционных комиссиях» в наибольшей степени нашли отражения в проекте реформы, составленным «Главным комитетом по крестьянскому делу»: как можно меньшее количество земли в руках крестьян и как можно больший выкуп за неё.

3) 19 февраля 1861 г. проект реформы был утверждён императором. 1. Отменялось право собственности на крестьян и следующие из него другие права помещиков (продавать, дарить, переселять и т. д.). Крестьяне получили личные права: иметь собственность, совершать различного рода сделки, самостоятельно заключать брак, выступать в суде, выбирать место жительства, наниматься на работу, поступать в учебные заведения. Однако эти права были серьёзно ограничены, необходимостью получить на их реализацию согласие общины. Кроме того, крестьяне оставались неполноправным сословием. 2. Крестьяне получили право на самоуправление. Сельская община имела свой сход и выборного старосту, а волость (несколько общин) – выборный сход, старшину и суд. Однако полномочия этих органов в основном сводились к обеспечению своевременного выполнения общиной, связанной круговой порукой, обязанностей перед государством, а сами эти органы были поставлены под контроль мировых посредников из местного дворянства. 3. Крестьянство получило землю. Однако количество земли, которой пользовались крестьяне до реформы, было уменьшено на 20% (Нечерноземье) – 40% (Черноземье). Эти «отрезки» отходили к помещикам. 4. За землю крестьяне должны были платить выкуп – оброк, который крестьяне платили до реформы умноженный на 16,75. 20 % этой колоссальной для крестьян суммы они платили сами, а 80% - государство. До момента внесения крестьянами своей доли выкупа они считались «временнообязанными», то есть по-прежнему несли повинности в пользу помещика. После «перехода на выкуп» крестьяне должны были рассчитываться с государством в течение 49 лет. В результате грабительской реформы крестьяне внесли за землю сумму в 4 раза превышавшую её рыночную стоимость.

4) Итоги реформы: 1. Реформа позволила России вступить на путь построения более прогрессивной рыночной, капиталистической экономики, создав условия для появления: капиталов, свободной рабочей силы и расширения внутреннего рынка. 2. Она имела колоссальное нравственное значение. 3. Отмена крепостничества стала толчком к построению основ правового государства и гражданского общества, открыв дорогу целой серии либеральных реформ. 4. Однако она законсервировала многие пережитки феодализма и крепостничества, которые тормозили развитие капитализма в России. Это: сохранение привилегированного феодального землевладения (в том числе крупного), нищеты и малоземелья крестьян, отсутствия у крестьян частой собственности на землю (землей владела община, которая искусственно задерживала процессы социальной дифференциации деревни характерной для капитализма и ограничивала возможности включения крестьянских сельскохозяйственный угодий в рыночный оборот). Все это вместе взятое серьезно тормозило развитие капиталистической экономики. Аграрный переворот в России фактически не был завершен и отставал от промышленного завершение которого в 1880-х гг. стало реальностью.

2. С именем второго Президента России В. В. Путина (с 2000 г.) связана серия проведённых им государственно-конституционных реформ, целью которых было укрепить «властную вертикаль» Российского государства. Эта необходимость была вызвана «неэффективностью» российского государства 1990-х гг. Чрезмерно «дорогое», с нечеткой правовой компетенцией, подверженное коррупции государство объективно было тормозом экономического и социального прогресса России, формирования конкурентоспособной, социально ориентированной экономики и упрочения демократии и политической стабильности. Предпосылкой проведения подобных реформ было получение (впервые) пропрезидентской партией «Единая Россия» относительного большинства в парламенте. В связи с этим в период первого президентства В. В. Путина (2000-2004 гг.) были реализованы следующие государственно-конституционные реформы. 1) Инициирование Президентом в 2000 г. принятия символов государства – герба, флага, а позже – и гимна РФ. 2) Создание, в целях контроля над деятельностью органов власти регионов со стороны Президента 7 федеральных округов во главе с представителями Президента (2000 г.). Представители обеспечивают более эффективное исполнение федеральных законов, ослабляя в то же время потенциал «губернаторского корпуса» и усиливая реальные властные полномочия центральной исполнительной власти. 3) Получение Президентом права в случае нарушения конституционных норм отстранять от должности местных глав исполнительной власти – губернаторов и распускать местные представительные органы (2000 г.). 4) Реформа Совета Федерации. В результате неё в верхней палате Федерального Собрания стали заседать не главы исполнительной и законодательной властей каждого субъекта, а (согласно Конституции) их представители. В то же время, учитывая колоссальное влияние губернаторского корпуса на местах, был создан Государственный Совет, включающий в себя всех глав исполнительной власти российских субъектов. Он является совещательным органом при Президенте (2000-2001 г.). 5) Приобретение главой государства права назначать губернаторов (ранее они избирались населением в отличие от главы исполнительной власти), в случае одобрения их кандидатур представительными органами субъектов Федерации (2004 г.) и отзывать их в случае неудовлетворительного исполнения ими своих обязанностей. Таким образом, вертикаль исполнительной власти приобрела логическую стройность, законченный характер и реальную управляемость. Кроме того эти меры исключали появление на посту руководителей регионов ставленников криминала и сепаратистов. 6) Приведение в соответствие с Конституцией РФ и нормами федерального законодательства Конституций и законов субъектов РФ (с 2000 г.). 7) Уточнение разграничения полномочий межу центром и субъектами РФ (2004 г.). 8) Укрупнение регионов - регионы с низкими ресурсами для экономического развития и переизбытком рабочей силы объединялись (по итогам референдумов) с высокоразвитыми регионами Все это позволило федеральному центру значительно более эффективно бороться с казнокрадством, коррупцией, чиновничьим произволом и нарушением прав граждан, более оптимально проводить в жизнь федеральные программы социально-экономического развития.

Задачей поставленными перед государством Президентом и «Единой Россией» (обеспечившей себе по итогам выборов 2003 абсолютное большинство в российском парламенте) в период второго президентства В. В. Путина (2004-2008 гг.) было дальнейшее повышение эффективности его институтов за счет повышения эффективности взаимодействия государственного аппарата и гражданского общества. В связи с этим были проведены следующие реформы. 1) Реформирование структуры Правительства за счет сокращения количества центральных ведомств (2004 г.). 2) Создание Общественной палаты как совещательного органа представлявшего общественные интересы. Частично члены палаты назначаются Президентом, частично - избираются общественными организациями. 3) Чёткое определение функций, прав и полномочий (в том числе и финансовых) органов местного самоуправления (2005 – 2008 гг.). 4) Введение пропорциональной системы выборов представительных органов власти РФ исключительно по «партийным спискам» (2004 г.) и увеличение с 5 до 7 % голосов избирательного «порога» для прохождения партий в Государственную Думу (эта мера содействовала повышению роли партий как основного инструмента влияния гражданского общества на власть в политической системе России). Подобная направленность политических реформ в целом отвечала вектору мировой политической модернизации и в период Президентства Д. А. Медведева (с 2008 г.) она особых изменений не претерпела (оптимизация деятельности бюрократического аппарата, увеличение срока деятельности представительного органа как важнейшего института общественного контроля над исполнительной властью до 5 лет и т. д.).

Билет №27


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: