Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства и конец однополярного мира

1. В XIX веке вслед за Англией на путь индустриального развития вступили другие Европейские страны и США. К этому их толкало как внутренне развитие так и необходимость конкуренции с Англией. Эти страны вступив на путь промышленного переворота могли опереться на опыт Великобритании используя имевшуюся в Англии технику, машины, изобретения ускоряя свое развитие. Вместе с тем динамика и своеобразие промышленного переворота зависели от степени развития в этих странах капиталистических отношений и устранения пережитков феодализма. Так промышленное развитие Франции характеризовалось следующими чертами. 1. Более поздним началом (начало XIX века) и концом (середина XIX века) промышленного переворота чем в Англии. Это было обусловлено в первую очередь «запоздалой» революцией, которая произошла во Франции боле чем на столетие позже. 2. Преобладание мелкой земельной собственности (крестьянской), что во многом ограничивало емкость внутреннего рынка). 3. Главную роль в экономике Франции играл не промышленный, финансовый капитал. Особенности промышленного развития Германии выражались с следующем. 1. В результате отсутствия единого внутреннего рынка (Германия до конца XIX оставалась раздробленной) и поздним и половинчатым, ограниченным характером революции (1848 - 1849 гг.) промышленный переворот произошел значительно позднее (начался в середине XIX века) и начал осуществляться задолго до объединения страны и победы радикальных «пробуржуазных» преобразований. 2. В силу, того, что после объединения страны Германия смогла использовать последние достижения науки и техники и колоссальные репарации, полученные после войны с Францией, большое развитие здесь получили молодые и перспективные отрасли индустрии – химическая и электротехническая. Это позволило Германии потеснить Англию (капитализм которой, приняв «колониальный» характер, ориентируясь на колонии как на основные рынки сбыта и не уделяя должного внимания технологическому обновлению производства не мог выдержать конкуренции с передовой германской промышленностью) став лидером промышленного европейского развития. В США в силу отсутствия укорененных феодальных устоев, фермерского характера сельского хозяйства на «Севере», победы в войне за независимость и разрыва с ней торговых отношений промышленный переворот начался сравнительно рано. 2. В силу сохранения на «Юге» США плантационного рабства промышленный переворот развивался неравномерно. 3. После ликвидации рабства в силу: интенсивного развития путей сообщения, ликвидации, массовой эмиграции, огромного количества полезных ископаемых и плодородных земель, государственной политики поощрявший научно - технический прогресс и предпринимательство произошла интенсификация промышленного развития позволившая США стать лидером промышленного развития потеснив к концу века и Германию и Англию. Промышленный переворот повлек а собой следующие последствия. 1. Экономические. Индустриализация привела к резкому росту производительности труда, объема выпускаемой продукции, валового национального дохода. Уровень экономики страны стал определяться ее промышленным развитием. В связи с этим колоссально ускорился процесс урбанизации. Впервые «город» стал преобладать над «деревней» не только в политическом, социальном, культурном но и в экономическом смысле. 2. Культурные. Разумеется эксплуатация и совершенствование машин, да и городской образ жизни сам по себе требовал достаточно высокого уровня культуры населения, образованности, развития науки и тесной связи научной и технической деятельности. Эти последствия так же не заставили себя жать. Особо следует отметить, что впервые технические науки стали отдельной отраслью знания. Возникли научно- технические заведения промышленного профиля. 3. Социальные. Буржуазия и пролетариат окончательно превратились в основные классы капиталистического общества. Стремление буржуазии к увеличению прибыли за счет усиления эксплуатации пролетариата вело к все большему обострению противоречий между ними. 4. Политические. Оба этих класса претендовали теперь на то, чтобы занять главное место на политической арене современности. Промышленная буржуазия активно пробивалась к власти, стремясь в большей степени чем финансовая, торгово-ростовщическая, обуржуазившееся дворянство к устранению всех остатков феодализма из политической жизни. В Англии промышленная буржуазия получила прямой доступ к государственному управлению мирным путем в результате избирательных реформ (1832 и 1868 гг.). В других странах это произошло революционным путем (революции 1848-1849 гг. охватили Францию, Итальянские и Германские государства, Австрийскую империю, во Франции в 1870 г. была свергнута диктатура императора Наполеона III). Эти революции способствовали политической модернизации общества, институциалиации конституционного, парламентского строя, демократических свобод и развитию гражданского общества и начал правового государства. Однако в этот период пролетариат так же осознал свои интересы и вступил на путь борьбы за власть. В Англии в политической культуре которой преобладал политический компромисс пролетариат сумел в XIX веке получить доступ к власти мирным путем, буржуазия пошла на уступки санкционировав очередную избирательную реформу. Но в других странах буржуазия борясь за власть отнюдь не всегда стремилась делиться с нею и расширять в связи с этим демократические права остальных участников революционных битв. В результате после побед буржуазных революций следовал откат назад и утверждались режимы далекие от провозглашенных демократических принципов (так во Франции после провозглашенной в 1848 г. весьма демократической «второй республики» буквально через три года восторжествовал диктаторский режим Наополеона III, а в 1870 г. после его свержения буржуазное правительство буквально утопило в крови «Парижскую коммуну» – первую попытку организации «пролетарского государства»). В некоторых странах (Австрия, Германские и Итальянские государства) буржуазные революции носили половинчатый характер, устанавливались различные формы дуалистической монархии с сохранением многих феодальных черт в экономике и политической жизни. Наконец к политическим последствиям окончания промышленного переворота необходимо так же отнести и тенденцию к завершению создания и укреплению национальных государств. Необходимость проведения индустриализации, завершения промышленной революции несомненно требовала создания единого экономического пространства, гарантировавшего единство внутреннего рынка. Завершение национального объединения проходило в различных европейских странах по разному. Некоторые нации добились единства и независимости революционным путем (бельгийская революция 1830 г.). Некоторые – в результате сочетании национально - освободительной борьбы «низов» и усилий отдельных монархов по объединению страны (Италия объединившаяся в 1870 г.). В некоторых странах в результате неудачной попытки революционного объединения восторжествовало объединение страны «сверху» в результате стремления наиболее влиятельного монарха и экономическим и военным путем ликвидировать суверенитет других монархических образований (объединение Германии в 1871 г.).

2. В начале XXI века человечество окончательно вступило на путь формирования информационной цивилизации. Это имело колоссальные по важности последствия – как положительные, так и отрицательные. Новейшие компьютерные технологии позволили сформироваться мощному «рынку знаний» потеснившему рынки товаров и услуг. Одновременно они подняли значение интеллектуального творческого труда потеснившего значение традиционного предпринимательства. Увеличивается число «новых предпринимателей» («венчурные компании») и акционерных обществ получающих прибыль за счет интеллектуальной собственности. Важнейшим ресурсом информационно общества становится интеллект. В новых условиях в конкурентной борьбе побеждают те корпорации которые в наибольшей степени могли заинтересовать работников в результатах «нового» интеллектуально-творческого труда. В связи с этим особое внимание развитых государств Севера уделяется образованию, здравоохранению, социальной защите и соблюдению прав человека. Поэтому социальные конфликты характерные для XX столетия постепенно отходят в прошлое. Вместе с тем серьезную опасность представляют новые маргинальные слои, которые появись в результате реструктуризации экономики. Особенно это касается молодежи среди которой растет безработица, социальная и политическая апатия в сочетании с настроениями своей невостребованности информационным обществом. Акции насильственного протеста молодежи в странах Севера опасны поскольку агрессивны и не сопровождаются выдвижением определенных социальных и политических требований. Другой группой социальных противоречий вызванных в частности появлением «зон упадка» (бывших районов традиционной индустриальной экономики) является межэтнические проблемы в многонациональных государствах Севера так же сопровождаемые акциями протеста вплоть дот террористических актов (Квебек в Канаде; Корсика во Франции; Северная Шотландия, Ирландия, Уэльс в Великобритании и т. д.). Однако эти «внутренние» проблемы «Севера» сравнительно успешно решаются (система пособий и гарантии трудоустройства для молодежи, программы помощи экономически отсталым регионам, предоставление культурной и политической национальной автономии и т. д.). Чего нельзя сказать о проблемах порожденных глобализацией мирового экономического, политического и культурного пространства.

Глобализация была вызвана не только продолжавшим углубляться структурным разделением труда в мировом масштабе и усилением влияния ТНК и ТНБ на мировые экономические процессы но и тем же появлением интерактивности, позволившим в режиме реального времени согласовывать ценовую и инвестиционную политику и проводить любые коммерческие операции. Окончательно формируется практически автономная от государств и корпораций мировая экономика кредита и капиталов. Кроме того в этот период окончательно складываются союзы государств экономика которых в силу углубившегося разделения труда представляла собой единый хозяйственный комплекс. Возникли единые экономические пространства. Постепенно эти пространства становятся едиными и в правовом и политическом смыслах. Формирование таких наднациональных структур становится необходимым, чтобы обеспечить проведение единой экономической, социальной, правовой политики в регионе (в том числе и в целях ограничения влияния ТНК и ТНБ). С одной стороны глобализация экономики ускоряет развитие мировой экономики. Свидетельство тому рост высоких технологий на Севере и их постепенное появление на Юге. Однако она и порождает совокупность проблем между Севером и Югом сущность которой – в неравномерности развития. Они заключаются в следующем. 1. Тенденция обеспечить высокий уровень прибыли ТНК за счет снижения расходов на оплату труда и социальных выплат 2. Проведение под давлением ТНК и ТНБ странами Юга либеральной экономической, налоговой, таможенной политики которая зачастую носит антинациональный характер. 3. Тенденция глобализации финансового рынка которая позволяет корпорациям и банкам получать доходы за счет игры на курсах национальных валют в ущерб государственным интересам стран Юга. 4. «Экологическая экспансия» Севера на Юг. Угроза экологической катастрофы связанной с загрязнением окружающей среды сформировавшаяся в XX веке в третьем тысячелетии приобрела глобальный характер 5. Различие в уровне жизни между Севером и Югом (от 14 до 66 раз). 6. Порожденная этим трудовая и нелегальная миграция с Севера на Юг. В свою очередь она создает колоссальные проблемы для Севера. Компактное проживание, стремление к единству, нежелание ассимилироваться, возросший уровень квалификации и образования в сочетании с косвенной и бытовой дискриминацией, конкуренция с маргиналами Севера – все это порождает серьезные конфликты на Западе носящие ярко выраженный этнический и расовый характер. Попыткой разрешить эти конфликты является политика этнического плюрализма и мультикультурализма. Она означает содействие культурному развитию и признание права на культурную автономию всех народов. Принцип политкорректности провозглашенный для содействия проведению этой политики подразумевает недопустимость использования в СМИ и нормативных актах терминов оскорбляющих национальное достоинство. Принимаются меры запрещающие все виды дискриминации и содействующие социальной адаптации этнических и расовых меньшинств. Однако сохранение и постоянное нарастание проблемы этнического противостояния порождают сомнение в их адекватности современным реалиям. Путь решения экологической проблемы и проблемы неравномерности развития различных регионов мира в – в обеспечении доступа стран Юга к передовым информационным технологиям, переходе на новые энергетические технологии в мировом масштабе и обращение мирового сообщества к постматериальным ценностям – стремлению к организации безопасной жизни человека в экологически благоприятных у условиях предполагающее разумное самоограничение потребления, охрану природы и решения разнообразных поблеем отсталых стран. Однако далеко не все страны мира готовы на решительные действия по реализации этих настоятельных требований современности.

В силу глобализации экономики постепенно складывается так называемая модель конкурентного сотрудничества между различными государствами и регионами. С одной стороны экономическая глобализация заставляет сотрудничать поскольку: 1) международное разделение труда предполагает всеобщую заинтересованность в постоянном росте экономической открытости, 2) масштабность некоторых научно-технических проектов делает невозможным их осуществление силами отдельных политических, иди экономических субъектов, 3) решение глобальных проблем современности немыслимо без взаимодействия корпораций, государств и наднациональных структур. Однако конкурентная борьбы за доступ к природным ресурсам и лучшим рынкам сбыта продолжается. Она усугубляется возросшей конкуренцией в области производства информации, что тесно связано с характером современной цивилизации.

Глобализация политического пространства так же носит весьма неоднозначный характер. Тесное информационное и экономическое взаимодействие влечет за собой распространение социальной ориентированной рыночной экономики а вместе с тем и демократии в тех или иных ее формах. Права человека, народовластие, плюрализм – все эти начала успешно утверждаются во все большем числе стран. Кроме того развитие неконтролируемого Интернета обеспечило интерактивность общения, что позволило расширить пространство свободы человека, который может становится источником оценок и информации для неограниченного круга лиц. Это усилило потенциал гражданского общества и способствовало укреплению демократии. Вместе с тем проблемы порождаемые глобализацией и возможности появления благодаря Интернету «сетевых структур» «глобального гражданского общества» вызвали к жизни движение антиглобалистов, значение которого весьма неоднозначно. Создавая НПО (неправительственные организации) антиглобалисты организуют массовые акции протеста против: традиционных демократических институтов якобы защищающих интересы ТНК и ТНБ, среднего класса и предпринимателей по их мнению стремящихся к увеличению прибылей за счет экологического благополучия и населения Юга. Вместе с тем неравномерность развития, отставание стран Юга по уровню жизни и степени овладения высокими технологиями, попытки стран Севера установить свое безусловное политическое, экономическое, культурное доминирование (иногда и венными методами) приводят к консервации недемократических режимов (Иран, Афганистан, Северная Корея, Куба) и появлению в политической системе многих стран такого явления как исламский фундаментализм –идеологии враждебной демократии, плюрализму, правам человека. Это и подобное ему движения не только представляют реальную угрозу демократическим ценностям внутри «своих стран» но и являются силой провоцирующей локальные конфликты и международный терроризм.

XXI век породил и проблемы связанные с глобализацией мирового культурного пространства. Интернационализация духовной жизни человечества привела к складыванию единого мирового рынка идей и культурных ценностей. Интернационализированная массовая культура привела к тому, что экономические и политические субъекты, доминирующие на этом рынке обеспечивают себе колоссальную коммерческую выгоду и политическую рекламу. Это с одной стороны порождает опасность формирования массового конформного сознания не способного творчески и критически относится к реальности, а с другой может привести к унификации культуры и ликвидации культурного многообразия. Не случайно в октябре 2005 года по решению ЮНЕСКО была принята конвенция, закрепляющая за странами право на различные формы культурного самовыражения и обязывающая государства оказывать поддержку национальным культурным проектам.

XXI век ознаменовался и постепенным кризисом так называемого однополярного мира попытки сформировать который в связи с окончанием холодной войны предприняли США и некоторые их союзники по холодной войне. В 1990-е гг. американские правящие круги сформулировали идею американского мирового лидерства – исключительной ответственности США за сохранение мировой стабильности. Опираясь на военно-экономическую мощь, союзников и распад СССР и Варшавского договора который ошибочно трактовался как поражение, США надеялись играть роль единственного «полюса силы» – роль глобальной сверхдержавы. Однако попытки навязать всему миру ценности Западного либерализма не учитывающие национально-культурного своеобразия различных стран и регионов, защита принципов экономической глобализации не всегда учитывающих интересы развивающихся стран, недостаток военных и экономических возможностей США для поддержания стабильности, агрессивные методы которые применяли правящие круги США для защиты своих национальных интересов и борьбы с международным терроризмом (войны США и некоторых их союзников без санкции международного сообщества и вопреки международному праву против Югославии 1999 г. и Ирака 2003 г., доктрина о возможности превентивного удара против «стран-изгоев» выдвинутая США) – все это привело к прямо противоположным ожидаемым результатам. Проблема военной и террористической угрозы человечеству лишь обострились. Страны которым угрожало военное вмешательство США подталкивались к приобретению оружия массового поражения. Расползание ядерного, химического, бактериологического оружия повышала иск его использования в локальных конфликтах и попадания в руки международных террористов. Количество внутригосударственных, межэтнических, межрелигиозных конфликтов резко увеличилось. Сила и сплоченность международного террористического движения возросли. Это продемонстрировало то, что решения этих проблем возможно только коллективными усилиями международного сообщества. Кроме того в XXI мире объективно начали образовываться новые центры экономического, военного, научно-технического развития. На эту роль претендуют: Евросоюз, Китай (который при сохранении нынешних темпов роста к середине XXI века начнет опережать США по многим параметрам), в перспективе - Индия, Бразилия, Исламский мир и Россия. Поэтому становится очевидной необходимость строить отношения между этими новыми «полюсами» мира на основе равенства, уважения свободы выбора пути развития и строгого соблюдения международно-правовых норм. Кроме того это сделало очевидным то, что решения глобальных проблем человечества возможны только коллективными усилиями международного сообщества, при условии тесного и плодотворного сотрудничества всех государств мира. Это сотрудничество осуществляется в рамках международных организаций роль, которых в XXI веке объективно возросла. Однако в новых условиях многополярного мира это не только ООН и ее подразделения (Совет Безопасности, Международный суд ООН, ЭКОСОС, ПРООН, ЮНКТАД, ЮНИДО, ЮНЕСКО, МОТ, ВТО, МВФ), но и ряд других. 1. Движение неприсоединения (119 государств Азии, Африки и Латинской Америки). Движение выступает за преодоление отсталости и нищеты развивающихся стран, против расизма и дискриминации, за расширение помощи беднейшим государствам и мирное разрешение конфликтов. 2. Региональные организации, провозглашающие своей целью поддержание мира и стабильности в своих регионах (АС, ОАГ, ОИК, ЕС, АСЕАН, АТЭС). 3. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Ее членами являются 56 государств Европы, Азии, Северной Америки. ОБСЕ активно участвует в мирном урегулировании конфликтов. 4. «Большая восьмерка» (регулярные встречи глав наиболее развитых стран мира – США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Канада, Россия). 5. Глобальная антитеррористическая коалиция созданная после трагедии 11 сентября 2001 г.

Билет №25


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: