Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе

1. Попыткой ответить на вызовы времени в виде этих достижений стала новая попытка модернизации проводимая в России во время правления внука Екатерины II Александра I. (1801-1825 гг.). Его внутренняя политика в первый период его правления (до войн 1812-1814 гг.) характеризовалась в известной мере возвращением к идеям просвещённого абсолютизма. Это как раз и было вызвано стремлением императора, удержать власть в новых исторических условиях. Влияние революций в Европе на настроения в Росси, появление в ней либеральной идеологии, обострение социальных противоречий были в конечном счете проявлением кризиса феодализма, который начался в Росси во времена правления его «августейшей бабки». Он выразился в: разорении дворянства, в фактическом лишении крестьян земли дворянами в погоне за прибылью (увеличение барщины и даже «месячина» в черноземных губерниях или увеличение оброка и развитие «отходничества», в нечерноземных); появление наемной рабочей силы в лице в основном тех ж «отходников», буржуазии в лице «капиталистых крестьян» обогатившихся на ремесле, торговле, и активно участвовавшие в предпринимательской деятельности и некотором расширении внутреннего рынка. Однако этим росткам капиталистического развития активно препятствовали устои феодализма и традиционализма не поколебленные в Росси: крепостничество, сословный строй и самодержавно-бюрократическое правление. На смягчение разрыва между «потребностями общества и времени» и этими устоями и были направлены реформы императора. Конкретные мероприятия, проводимые Александром в русле политики «Просвещенного абсолютизма», заключались в следующем. 1. Совершенствование государственного аппарата – учреждение в 1802 г. 8 новых высших отраслевых органов управления – «министерств», в которых принцип коллегиальности (характерный для петровских коллегий) был заменён принципом единоначалия. 2. Разрешение помещикам освобождать своих крепостных за выкуп («Указ о вольных хлебопашцах» 1803 г.); запрещение помещикам публиковать объявления о продаже крестьян и ссылать их в Сибирь; освобождение крестьян в Прибалтике. 3. Ограничение цензуры (Устав 1804 г. предписывал цензорам трактовать спорные места в пользу автора). 4. Построение впервые в России системы образования (1803 г.). Она состояла из: приходских школ, уездных училищ, гимназий и 6 университетов (4 из которых были основаны в царствование Александра). Университеты получали автономию (самоуправление). Образование формально объявлялось бессословным. Итогом проведения Александром этих преобразований стал, в частности, невиданный подъём культуры – её «золотой век». Преобразования проводимы императором характеризовались общими чертами всех реформ «Просвещенного абсолютизм». Они были прогрессивны но ограничены в силу того, что без ликвидации монополии императора и чиновничьей машины на власть, без общественного контроля над ней органичное развитие России было в принципе не возможно. Показательно, что как только абсолютистский режима в России и Европе в результате разгрома Наполеона укрепился с политикой реформ было покончено: никаких гарантий непрерывности модернизационных процессов в России при существующей форме правления не было.

Однако Александр сначала в принципе не открещивался и от более радикальных проектов которые в перспективе позволили бы преодолеть изоляцию народа от власти и содействовать созданию полноценного гражданского общества и правового государства. В правление Александра I было разработано несколько конституционных проектов. Самым замечательным из них был проект, разработанный статс-секретарём императора М. М. Сперанским (1772-1836 гг.) - «Введение к Уложению государственных законов» (1809 г.). Он предусматривал: 1. Разделение властей. Законодательную власть должна была представлять выборная Государственная дума; исполнительную власть – министерства; судебную - Сенат. Власти, однако, сосредотачивались в особе императора. Поэтому при монархе для координации деятельности всех государственных ведомств учреждался совещательный орган из высших чиновников – Государственный совет. Дума должна была доносить до императора народное мнение и выполнять функцию общественного контроля над бюрократией. Она была наделена не законодательными, а законосовещательными функциями. 2. Деление общества на 3 сословия: дворянство, «среднее состояние» (купцы, зажиточные мещане и государственные крестьяне) и «народ рабочий» (крепостные, рабочие и слуги). Политические и гражданские права должны были, получить первые два сословия, но доступ в них должен был оставаться открытым для третьего. 3. Принципы неприкосновенности личности и собственности должны были распространяться на всех подданных. Помимо составления этого проекта Сперанский: 1. Добился принятия законов о лишении придворных гражданских чинов и обязательном образовательном цензе (высшее образование) для занятия высших чиновничьих постов. 2. Провёл важные экономические реформы позволившие оздоровить финансовую систему России (в том числе за счёт налогов и принудительных займов, налагавшихся на дворянство и проведения непопулярной таможенной политики ориентированной на ограничение ввоза предметов роскоши). Эти мероприятия естественно вызвали ненависть дворянства по отношению к реформатору. Кроме того Александр сам постепенно стал отходить от либеральных увлечений своей юности. В результате из его проекта было реализовано только положение о создании чисто бюрократического органа - Государственного совета, что ни в коей мере (в отличие от «Введения») нельзя назвать шагом по пути радикальной модернизации государственного устройства России. Однако идеи «светила русской бюрократии» составили ту основу, на которой в 1850 - 60-е гг. разрабатывались проекты либеральных российских реформ.

2. Внешнеполитическим приоритетом России после развала СССР и ликвидации централизованной системы управления экономикой стало встраивание в систему международного разделения труда. В конкурентной борьбе с развитыми странами Севера, ТНК и ТНБ в XXI веке за источники сырья и рынки сбыта Россия сталкивается большими трудностями. Они связаны с так называемым «переходным» характером ее экономики. Страны Запада в XXI веке проявляют особую заинтересованность в получении прямого доступа к нефтегазовым ресурсам среднеазиатских государств и Азербайджана. В связи с этим строятся нефте и газопроводы в обход России, ведется борьба за льготные условия эксплуатации нефте и газо месторождений в самой России. За быстрорастущий рынок России конкурируют практически все экономические «гиганты» Европы, Америки и Азии. Борьба идет и за право создания филиалов ТНК и ТНБ по сборке машин и оборудования на территории нашей страны. Причем в этой борьбе используются методы политического, экономического давления, информационные войны и даже коррупция. Вместе с тем Россия достойно отвечает на эти вызовы времени, отстаивая свои интересы в торговле сырьевыми ресурсами и участии в международном разделении труда (прямые нефте и газопроводы в Западную Европу, учет экономических интересов России при: эксплуатации ее недр ТНК, создании филиалов промышленных компаний на ее территории, участии в ВТО и т. д.). Кроме того Россия активно участвует в глобальных финансово-экономических структурах (МВФ, ВТБ, «восьмерка») и международных проектах осуществление которых неневозможно силами отдельных государств (например МКС), что свидетельствует о росте ее экономического влияния и готовности его постоянно повышать.

Серьезную озабоченность России в текущем столетии вызывает попытка США и ряда их союзников создать «однополярный мир». В конце XX века в связи с окончанием холодной войны приоритетом для России было сближение со странами Запада с целью ликвидации последствий «холодной войны» и обеспечения безопасности России мирными средствами. На первое место вышла проблема разоружения и дипломатического сближения с США, НАТО, Евросоюзом. В связи с этим с США в 1993 г. был подписан договор ОСНВ-2, по которому стороны обязались на 2/3 сократить свои ядерные арсеналы, а с НАТО было подписано соглашение о присоединении России к программе «Партнёрство во имя мира». В 1996 г. Россия была принята в Совет Европы, в компетенцию которого входят вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. В 1994 г. Россия стала членом «восьмёрки» ведущих стран мира, а в 2002 г. получила право на участие в принятии ей не только политических, но и экономических решений. Однако признание России побежденной стороной в холодной войне и отказ признать ее право на равноправное сотрудничество и учет национальных интересов доминирующей «супердержавой» и ее сателлитами привел к обострению отношений. США и ряд западных держав принимали меры по ограничению доступа российских производителей на мировой рынок, стимулировали расширение НАТО на восток (включение в него в конце XX века бывших членов «Варшавского договора» а в XXI столетии и прибалтийских республик бывшего СССР), содействующее новому витку гонки вооружений и создававшее угрозу безопасности России. Этому же способствовал выход США в одностороннем порядке из договора по ПРО (2002 г.) и стремление решать международные проблемы военным путем без санкции мирового сообщества и соблюдая правовых норм. В противовес руководство Росси в новом столетии выдвинуло доктрину необходимости построения многополярного мира. Она подразумевает акцент на равноправии государств и необходимости исключительно мирного разрешения всех международных конфликтов и кризисов. В связи с этим приоритетом для России выступили усилия по противодействию агрессии США и НАТО (например против Югославии в 1999 г., Ирака в 2003 г.) и развитие, укрепление взаимоотношений с новыми объективно формирующимися в мире «полюсами» социально-экономического и политического влияния. Ярким примером такого сотрудничества стали взаимоотношения России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, очень важными в геополитическом отношении. Наиболее значимым шагом здесь стало создание в 2001 г. по инициативе Москвы Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Её учредителями стали Россия, Казахстан, Киргизия, Китай, Таджикистан, Узбекистан. Эта организация, созданная с целью укрепления мира, торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества в этом регионе, стала противовесом идее однополярного мира и реальным механизмом противодействия угрозе терроризма. Особую значимость приобретает для России экономическое и военно-техническое сотрудничество с Индией, странами Юго- Восточной Азии и Латинской Америки. Однако приоритетными в этой связи конечно были отношения со странами СНГ. Наиболее значимые шаги в направлении налаживания конструктивного, взаимовыгодного сотрудничества со странами ближнего зарубежья на рубеже двух столетий – это: 1. Создание различных организационных структур СНГ (Межпарламентская Ассамблея, Международный Экономический Комитет, Совет коллективной безопасности и т. д.) и подписание его Устава. 2. Мероприятия направленные к экономической интеграции России с рядом стран СНГ: а. Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях (1996 г.) и Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) в 2001 г., куда вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Последнее превратилось в локомотив экономических интеграционных процессов в СНГ. В 2011 году сформировано «Единое экономическое пространство» России, Белоруссии и Казахстана предполагающее фактически свободное перемещение капиталов, товаров и рабочей силы через «прозрачные в экономическом отношении границы. б. Особо тесные отношения связали Россию с Белоруссией. В 1996 г. был подписан Договор об образовании Содружества России и Белоруссии, а в 1999 г. было провозглашено образование Союзного государства, представлявшего собой уже фактически конфедеративное образование. 3. Соглашения, принятые для сохранения мира на территории СНГ. С этой целью в 2002 г. была создана Межгосударственная региональная Организация Договора о коллективной безопасности (в которую вошли Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан) наладившая в своих рамках механизмы военного сотрудничества. Эти меры конечно не могли встретить одобрения США и их ближайших союзников. В связи с этим рядом стран Запада предпринимаются усилия по дискредитации Росси в мировом сообществе. Пропагандистская компания развернутая этими государствами нацелена на формирование образа России как противника «истинной» демократии западного образца, страны поддерживающей подобные же режимы во всем мире, государства с имперскими амбициями задавшегося целью методами военного давления и экономического шантажа подчинить себе суверенные страны входившие раннее в состав СССР. Не ограничиваясь методами информационной войны Запад через зарубежные фонды активно содействовал проведению в ряде стран СНГ в 2004-2005 г. так называемых «цветных» (ненасильственных) революций. Они привели к власти лидеров выступающих за вхождение своих стран в НАТО и ЕС. Запад активно способствовал образованию внутри СНГ союзов направленных на минимизацию там роли России (ГУАМ), а так же объективно играл провокационную роль в развязывании ряда прямых военных конфликтов направленных против РФ (нападение Грузии на Южную Осетию). Россия достойно противостояла этим угрозам. Вместе с тем РФ выступала за сотрудничество с США и их союзниками там где это содействовало решению глобальных поблеем современности и упрочению мира и безопасности всех народов. Так после событий 11 сентября 2000 г. задачи сотрудничества с США даже расширились. Ими стали: совместное укрепление международной безопасности, предотвращение распространения оружия массового поражения, борьба с международным терроризмом и наркобизнесом. В 2002 г. Россия подписала Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП). Он предусматривал сохранении паритета ядерных сил США и РФ, их сокращение к 2012 г. до 1700-2200 ядерных боеголовок. Россия так же активно участвует и в деятельности всех международных организаций. Это объективно делает Россию фактором стабильности мирового порядка и содействия успешному решению поблеем вызванных формированием основ информационной цивилизации.

Билет №26


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: