Укрепить язычество пантеоном главных богов не удалось. Славянские языческие представления отнюдь не были похожи на греческие. Верховный бог не воспринимался как повелитель и царь богов, как это было у греков с Зевсом. Если дружинник чтил в основном Перуна, то кузнец — Сварога, купец — Велеса. Заставить по-новому верить в старых богов было слишком трудно, а в прежнем своем виде язычество не устраивало княжескую власть, стремившуюся укрепить свой авторитет. По-видимому, этим и объясняется отказ Владимира от язычества и поворот к принципиально новой религии — единобожию. Несмотря на общность религиозных представлений всех восточных славян, у отдельных племен они во многом различались. Объединение под властью Киева требовало замены различных племенных верований единой общегосударственной религией. Соседние с Киевской Русью государства исповедовали религии, основу которых составлял монотеизм, то есть вера в единого Бога. В Византии господствовало христианство, в Хазарии - иудаизм, в Волжской Булгарии – ислам. Однако наиболее тесные связи существовали у Руси были с христианской Византией.
Отсюда следует выделить основные причины приятия новой религии Древнерусского государства:
· Необходимость объединения племен
· Необходимость укрепления власти киевского князя на духовной основе
· Оправдание социаольного неравенства
· Необходимость приобщения Руси к общеевропейским духовным и культурным ценностям.