Религия от греческого religio — благочестие, набожность, святыня. Это совокупность идей, представлений, мировоззренческих установок, обосновывающих существование сверхъестественного начала, существующего независимо от природы и порождающего ее. Вера в сверхъестественное — важнейший признак религиозного сознания. В религии понятие сверхъестественного ассоциировалось со сверхъестественными свойствами материальных объектов (фетишизм), сверхъестественными отношениями между материальными объектами или между вещами и человеком (магия), со сверхъестественными живыми существами (анимизм, тотемизм), со сверхъестественными личными существами (теизм). Религия наполнена мифами, многие из которых суть комментарии, разъяснение ритуалов, иллюстрации культа как некоей знаковой системы. Религия тесно связана с искусством, поскольку религиозные идеи получают наглядное, зримое воплощение в живописи, скульптуре, музыке, художественной литературе, архитектуре. Все предметы религиозного культа художественно оформлены. Свое видение жизни религия воплощает в текстах Священного Писания, а также в процедуре и предметах религиозного культа, каждый элемент которого по существу повторяет магические действия и имеет символическое значение. Как подчеркивал А. Ф. Лосев, «сама по себе непостижимая божественная сущность является и открывается в определенных ликах» {Лосев А. Ф. Имяславие // Вопросы философии. 1993. № 9. С. 53). Храм, икона, предметы культа, не говоря уж о текстах Священного Писания, имеют глубоко символическое содержание. Религиозная символика создается по принципу равновесия идеи и образа. В иконе идея Бога дана конкретно, чувственно, наглядно, во всей полноте. Хотя образ Бога, представляемый в ликах, несводим к ним, но с помощью изображения он предстает в богатой, разносторонней и многозначной интерпретации. В своей массе произведения религиозного искусства создавались глубоко верующими, талантливыми людьми. Поэтому художественная сокровищница человечества включает в себя бессмертные творения гениальных живописцев, музыкантов, поэтов, скульпторов, архитекторов, выразивших в произведениях религиозного искусства чувства, чаяния, идеалы, имеющие общечеловеческое значение и преодолевающие ограниченность различных конфессий, проявлений религиозной нетерпимости и ксенофобии. Религиозная символика многосмысленна и многомерна, предполагая разные уровни ее понимания, посвящения в таинство трансцендентного, сверхъестественного мира. Используя искусство, религия ставит себя выше искусства, создает собственные, жесткие каноны художественного творчества, призванные возбуждать и поддерживать религиозные чувства, внушать, эмоционально заражать верующих. Если художественная фантазия не требует признания своих творений за действительность, то религия — требует. Она предполагает не просто веру, но слепую веру в религиозные предания как в некую реальность. Она представляет собой идеологию, формирующую и одновременно опирающуюся на религиозную психологию и поддерживаемую и воспроизводимую религиозным культом.
Религия — одна из необходимых и исторически наиболее ранних форм познания. А. Ф. Лосев определяет религию как «бесконечную по глубине и широте, неограниченную по пестроте индивидуальных проявлений жизнь духа» {Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993. С. 102). Основное назначение религии - определение смысла жизни человека, бытия природы и общества. Опираясь на накопленный человечеством опыт, она регламентирует важнейшие проявления человеческой жизни: поведение в семье и в быту, отношение к труду, природе, обществу, государству. Обосновывая свое представление о конечных смыслах универсума, религия способствует пониманию единства мира и человечества. Она содержит системы истин, способных изменить человека и человеческую жизнь. Особенностью религиозных доктрин является то, что они выражают коллективный опыт и поэтому авторитетны не только для каждого верующего человека, но и для неверующих.
Религиозные доктрины призваны ответить на вопрос, есть ли Бог? Как его познать? Возможно ли познание Бога? Как специфическая форма сознания религия опирается на механизмы веры, убеждений, знаний (житейский опыт). Религиозная вера поддерживается рефлексией, возникает и укрепляется через осмысление трагического опыта индивида (угроза смерти или утрата близких), который побуждает его коренным образом изменить свою жизнь и образ мыслей. По свидетельствам верующих, религиозная вера может возникнуть в акте религиозного откровения. Религия выработала свои специфические способы интуитивно-мистического осознания мира и человека. К их числу следует отнести откровение и медитацию.
Понятие откровения сформировалось в процессе эволюции религиозных представлений. Первоначально оно рассматривалось как дар особых избранников высших сил, которые в состоянии транса говорят от их имени (прорицатели, шаманы, юродивые и т. п.). Христианство рассматривает откровение как результат напряженного самоуглубления индивида, которому открывается истина. Истина откровения — не объект исканий, но результат божественной воли, избирающей того или иного человека как средство личностного осмысления («Я есмь истина», - говорит Христос). Христианское богословие указывает на иерархический характер откровения: Новый Завет, Ветхий Завет, тексты отцов церкви. В противовес ортодоксальному пониманию откровения
представители реформистского течения в христианстве утверждают, что любой человек способен общаться с Богом и получать от Него откровение. Постоянное обращение к текстам Священного Писания позволяет верующему открывать в них новые истины, сопережить тончайшие нюансы смысловых оттенков, сверять с ними собственную жизнь и переосмыслять ее.
Медитация — размышление, погружение умом в предмет, идею, мир, которое достигается путем углубленной умственной сосредоточенности на одном предмете и устранении всех посторонних факторов, отвлекающих внимание человека. В религии медитация означает растворение индивидуального сознания в Абсолюте. В христианстве медитация трактуется как слияние человеческой и божественной личности. Протекание медитации, как правило, связано с определенной последовательностью действий, складывающихся в естественный процесс рефлексии. Она предполагает использование ряда психотехнических приемов. При этом верующий использует медитацию, молитву не для саморазвития или познания, а для слияния с божественным началом, для общения с Богом. Эффективность медитации признается и наукой не только как познавательный прием, но и как система психотехники и аутогенной тренировки, рассчитанных на терапевтический эффект и не связанных с религиозно-мистическими идеями.
Древнейшие религиозные представления формировали установку на постижение смысла, назначения, цели человека, природы, власти. Религия выполняла важнейшие функции, участвуя в управлении поведением людей. Значимость религии в этом отношении возрастала по мере усложнения общества, усиления социальной дифференциации, умножения проявлений личностного начала в поведении человека. Первоначально достаточно простые, доступные пониманию обычного человека религиозные догматы воспринимались верующими как истина в последней инстанции. Но поскольку постепенно происходил рост общей духовной культуры, в религиозных догматах обнаруживались разночтения, противоречия, порождавшие вопросы, на которые необходимо было давать убедительный ответ. К тому же развитие мореплавания, знакомство с различными вероисповеданиями приводили к столкновению идей, содержавшихся в различных религиозных догматах. Так возникает необходимость теоретического, углубленного исследования, комментирования и защиты религиозных представлений. Такая рафинированная теоретизирующая, религиозная идеология возникает в эпоху Средневековья.