Общеславянские божества

Перун выступает у славян как бог грозы, молнии и грома. В процессе развития общественных отношений ему становятся присущи и военные функции, а к IX –X вв. он занимает господствующее положение в пантеоне богов. Символами Перуна считались дуб, гора, четверг, конь, петух, шестилучевая звезда. У Перуна была огромная свита из родственников и помощников: Гром, Молния, Град, Дождь, русалки и водяные, ветра. Перуну служат богатыри и боги сезонной смерти природы: Вий, Кощей, Мара и другие. Исходя из летописных сводов можно полагать, что Перун пользовался особым почитанием на юге земель восточных славян. Находился его идол на холме в Киеве, который описывают так: «ноги у него были железные, а одною рукою держал он камень в виде молнии, украшенной драгоценными каменьями». В Польше, на Украине и в Новгороде Перун изображался двуликим: с одной стороны статуя имела благородное мужское лицо, с другой – морду рыси. В 988 году Владимир, приняв христианскую веру, оказал Перуну особую честь: его идола не изрубили и не сожгли, как других идолов, а сбросили с Киевской горы, и двенадцать дружинников проводили его по Днепру до самых порогов. С принятием христианства культ Перуна преобразовался в культ святого Ильи. Славяне считали, что Илья-пророк разъезжает во время грозы по небу и истребляет молниями чертей (змеев).

Сварог выступал как верховный бог славян. Он управлял светом, огнем и эфиром. Сварог – бог-творец и законодатель, отец Сварожичей. Считают, что он научил обрабатывать славян металлы. Завершив создание земли и людей, Сварог отошел от дел, передав власть своим потомкам, поэтому славяне никогда не посвящали ему храмов, но в храмах его супруги – Божуни (Подага, Погода), богини неба, находились его изображения.

Волос (Велес) – бог скота, торговли и богатства. Согласно исследованиям Рыбакова, культ Волоса возник в эпоху охотничьего хозяйства и был связан с культом медведя. Кроме того, Волос считался покровителем волхвов. Наиболее почитаемым Волос был в Новгороде и именно оттуда его культ пришел в Киев. Идол Волоса в Киеве был разрушен вместе с другими идолами, но в Ростове идол и поклонение ему сохранялись еще долгое время. Образ Волоса как бога богатства стал формироваться со временем в образ Кощея Бессмертного и в образ святого Василия – покровителя скота.

Дажбог (Даждьбог) в летописи предстает как бог солнца. Дажбога иногда называют «огонь Сварожич», то есть сын Сварога (бога неба). Изображался он как всадник с большой головой – солнцем. Известны две версии происхождения имени Дажбога. По первой оно образовано от славянского глагола «дати», то есть Дажбог воспринимается как бог, дающий богатство. По второй корнет его является балт. слово «dags» – жечь, а имя бога понимается как «божество жгущее». Крупнейший культовый центр Дажбога располагался на землях лютичей-ретарей. Он множество раз уничтожался и отстраивался вновь,но все-таки был окончательно сожжен немцами в конце первой половины XII века.

Хорс также является богом солнца, поэтому некоторые исследователи считали, что Хорс и Дажбог представляют собой одного божества в разных обличьях. Хорс изображался козлоногим, козлоголовым четырехрогим человком. А.А.Бычков описывает изображение Хорса в Пскове: «Человек, стоящий на змее с копьем в правой руке и с мечом в левой». Приветствуя Хорса славяне водоли вокруг него хороводы и строяли ему святилища. В православии Хорс ассоциируется с Георгием Победоносцем.

Стрибог (Стрибо, Стриба) – бог-отец, стрый, старый бог, бог ветра, бури, вихря, вьюги. Имя Стрибога означает «свистящий, воющий». Глинка описывает его как божество, наказывающее беззаконников в преисподней. Он также истребитель всего видимого. Его мести предавались люди, заслужившие проклятия. Он вечно воюет с Зарей-Заряницей и Авсенем, препятствует выходу на небосвод бога Святовита. Предполагают, что Стрибог - одно из воплощений Рода как отца богов. В поздних источниках он изображался в виде одной головы.

Мокошь (Макошь, Мокощ, Мокуша) – богиня Судьбы, плодородия. Мокошь связана с урожаем и имеет двенадцать годовых праздников. Изображается она с четырьмя рогами, обильно обросших шерстью. Мокошь – единственное божество женского рода из пантеона князя Владимира. «Раньше считали, что Мокошь была заимствована у финно-угорских племён. Но анализ топонимических исследований показал, что она является праславянским божеством. Она являлась земной супругой Перуна. Мокошь ведёт своё начало от русалок и «матери сырой земли». В древнерусское время она – богиня плодородия, воды и в последствии покровительница женских работ и девичьей судьбы». Обряды в честь Мокоши совершались осенью и были тесно связаны со свадьбами и женскими работами.

Наконец, Семаргл. Это священный крылатый пес, возможно иранского происхождения. Семарг является божеством низшего порядка.которое охраняет семена и посевы. В летописях Семаргл противопоставляется с Макошью – матерью урожая и возможно, что он не был самостоятельным богом, а являлся спутников Макоши. Имя Семаргла возводят к славянскому смага – «пламя». Принято также считать, что он является богом огня, посредником между богами и людьми. Однако не все исследователи признают наличие этого божества у славян.

Это далеко не полный перечень славянских божеств. Здесь приведены только наиболее часто упоминаемые в летописях, те которые вошли в пантеон князя Владимира. Всего же в источниках упоминается более четырехсот сверхъестественных существ. Впрочем, многие из них божественным статусом не обладали, а были отнесены к божествам в поздних текстах.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: