а) развитие капитализма в России;
б) гражданское раскрепощение общества;
в) превращение России в европейскую державу;
г) реформы имели временный тактический успех, развивались на феодально-крепостнической основе и усилили феодально-крепостническую систему
Чем были вызваны реформы Петра I?
а) экономическим, политическим и культурным отставанием России от Западной Европы;
б) личными амбициями;
в) желанием подражать Западу;
г) влиянием близкого окружения
Тема 7. Россия во второй половине XVIII в. Екатерина II
План
1. Европа в эпоху Просвещения. Феномен «просвещенного абсоллютизма».
2. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Различные точки зрения на данную проблему в исторической литературе.
3. Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII в.: новые тенденции в экономике России.
Литература
Каменский А.Б. От Петра до Павла. Реформы в России ХVIII в. Опыт целостного анализа. М., 1999.
Павленко Н.И. Екатерина Великая. М., 2000.
Фаизова П.П. «Манифест о вольности» и службе дворянства в ХVIII столетии. М, 1999.
|
|
Академия наук в истории культуры России XVIII–ХХ веков [Текст]. – СПб., 2010.
Анохина, С.Л. Реформы в России XVIII–ХХ вв.: опыт и уроки [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / С.Л. Анохина. – М., 2009.
Европейский выборили снова «особый» путь [Текст]. – М., 2010.
Каменский, А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой [Текст] / А.Б. Каменский. – М., 2007.
Писарькова, Л.Ф. Государственное управление России с конца XVII до конца XVIII века. Эволюция бюрократической системы [Текст] / Л.Ф. Писарькова. – М., 2007.
Русский консерватизм середины XVIII – начала ХХ века [Текст]. – М., 2010.
Тесты
1. К царствованию Екатерины II не относятся два из перечисленных событий:
а) восстание Е. Пугачева
б) учреждение коллегий
в) созыв Уложенной комиссии
г) создание Сената
Отметьте причину прекращения деятельности Уложенной комиссии 1767–1768 гг.
а) отказ депутатов читать Наказ Екатерины II;
б) наличие острых сословных разногласий среди депутатов, борьба за власть внутри правящей элиты;
в) начало Русско-турецкой войны;
г) сопротивление высшего дворянства деятельности комиссии.
Укажите наиболее важное последствие «Жалованной грамоты дворянству»
а) превратила дворян в особую привилегированную касту;
б) ухудшила положение дворянства;
в) увеличила срок военной службы для дворян;
г) дала дворянам возможность переходить в сословие бояр.
4. Двумя основными чертами эпохи «просвещенного абсолютизма» в России являлось:
а) смягчение цензуры, веротерпимость, развитие культуры;
б) правление «добрых монархов»;
в) просвещение народа;
г) расширение прав и привилегий дворянства.