Подготовка к научному докладу начинается с выбора темы будущего выступления. Практика показывает, что правильно выбрать тему — это значит наполовину обеспечить успешное выступление. Конечно же, определяющую роль в этом вопросе играют интересы, увлечения и личные склонности студента, непосредственная связь темы доклада с будущей или настоящей практической работой (если это студенты вечернего отделения). Определенную помощь при избрании темы может оказать руководитель научного кружка, преподаватель, ведущий семинарское занятие или читающий лекционный курс. И все-таки при выборе темы и ее формулировке необходимо учитывать следующие требования:
1. Тема выступления должна соответствовать Вашим познаниям и интересам. Здесь очень важен внутренний психологический настрой. Интерес порождает воодушевление, возникающее в ходе работы над будущим докладом. Тема, ставшая для Вас близкой и волнующей, способна захватить и увлечь аудиторию слушателей.
2. Не следует выбирать слишком широкую тему научного доклада. Это связано с ограниченностью докладчика во времени. Студенческий доклад должен быть рассчитан на 10 – 15 минут. За такой промежуток времени докладчик способен достаточно полно и глубоко рассмотреть не более одного - двух вопросов.
|
|
3. Научный доклад должен вызвать интерес у слушателей. Он может содержать какую-либо новую для них информацию или изложение спорных точек зрения различных авторов по освещаемой проблеме.
Студент, приступающий к подготовке научного доклада, должен четко определить цель будущего выступления.
Понятно, что до изучения литературы по выбранной теме довольно сложно сформулировать конкретную цель своего исследования. В этом случае необходимо обозначить общую цель или целевую установку. Конкретная целевая установка дает направление, в котором будет работать докладчик, помогает осознано и целенаправленно подбирать необходимый материал. Поясним этумысль на конкретном примере. Студентом избрана следующая тема: «Роль крупных предприятий в рыночной экономике». Можно в качестве общей цели поставить перед собой задачу определить истинное место крупных компаний в современной экономике.
Известно, что критерием успешного выступления является наличие контакта, возникающего между докладчиком и аудиторией. Любой контакт предполагает включенность обеих сторон — и докладчика, и слушателей — в мыслительную деятельность. Чтобы вызвать интерес, необходимо в начале выступления сформулировать цель научного доклада.
Определив и обозначив цель доклада, в дальнейшем следует приступить к подбору материалов. А это уже второй этап подготовительной работы.
|
|
Темы докладов:
1. Принципы экономической теории.
2. Эффективность или равенство.
3. Частная собственность в рынок.
4. «Пучок прав» собственности.
5. Экономическая и правовая стороны собственности.
6. Пути перехода к рыночной экономике.
7. “Теневая” экономика и рынок.
8. Эффекты дохода и замещения в интерпретации Е. Слуцкого и Дж. Хикса.
9. Компенсирующее изменение. Благосостояние потребителя и экономическая политика.
10. Равновесие конкурентной отрасли. Приспособление отрасли к изменению спроса.
11. Критерий оптимальности по В. Парето и равновесие в условиях совершенной конкуренции.
12. Достоинства и недостатки монополии.
13. Потери «мертвого груза». Х — неэффективность.
14. Монополии и научно-технический прогресс.
15. Сговор и картели.
16. Модель А. Курно.
17. Характер распределения ресурсов в условиях совершенной и несовершенной конкуренции: оценка эффективности.
18. Государственное регулирование при несовершенной конкуренции. Естественные монополии. Антимонопольное законодательство.
19. Роль профсоюзов на рынке труда.
20. Инвестиции в человеческий капитал.
21. Физический и денежный, реальный в финансовый капитал. Структура и роль рынков капитала.
22. Методы регулирования земельного рынка.
23. АПК, его структура. Земельный кадастр.
Подбор материалов.
Работа по подбору материалов для доклада связана с изучением экономической литературы.
Изучение литературы по выбранной теме желательно начинать с просмотра нескольких учебников по экономической теории. Это позволит получить общее представление о вопросах исследования. Дальнейший поиск необходимой информации предполагает знакомство с тремя группами источников. Первая группа — это официальные документы российского Правительства. Вторая группа включает монографии, научные сборники, справочники. К третьей группе относятся материалы периодической печати — журнальные и газетные статьи. Именно в этой группе в основном содержатся новые сведения и факты, приводятся последние цифровые данные.
3. Составление плана доклада. Работа над текстом.
После того, как работа по подбору источников завершена и имеется определенное представление об избранной теме, можно составить предварительный план. При этом необходимо учесть, что предварительно составленный план будет изменяться и корректироваться в процессе дальнейшего изучения темы. И хотя этот план не имеет конкретно обозначенных границ, его составление позволит сформировать основу создаваемого доклада и уже на этом этапе обозначить контуры будущего выступления. В дальнейшем, по мере овладения изучаемым материалом, начальный план можно будет дополнять, совершенствовать и конкретизировать.
Работу над текстом будущего выступления можно отнести к наиболее сложному и ответственному этапу подготовки научного доклада. Именно на этом этапе необходимо произвести анализ и оценку собранного материала, сформулировать окончательный план.
Приступая к работе над текстом доклада, следует учитывать структуру его построения.
Научный доклад должен включать три основные части: вступление, основную часть, заключение.
Вступление – представляет собой краткое знакомство слушателей с обсуждаемой в докладе проблемой. «Самая тяжелая задача во время деловой беседы — расположить к себе в ее начале и добиться успеха в ее конце». — мнение известного американского психолога Дейла Карнеги.
Действительно, хотя вступление непродолжительно по времени (всего 2—3 минуты), оно необходимо, чтобы пробудить интерес в аудитории и подготовить почву для доклада.
Вступление подобно увертюре, так как оно определяет не только тему предстоящего доклада, но и дает лейтмотив всего выступления. Вступление способно заинтересовать слушателей, создать благоприятный настрой для будущего восприятия.
|
|
Необходимо начать с главной мысли, которая затем займет центральное место. Удачно сформулированные во вступлении несколько фраз способны обеспечить успех всего доклада.
Начать доклад нужно с обращения к аудитории. Следующие фразы должны быть предельно просты и лаконичны. «Уважаемые коллеги! Известно, что крупные компании составляют основу экономического потенциала любого государства. Составляя небольшую часть общей численности компаний страны, они создают большую долю ее национального богатства. В экономической литературе конкурентное преимущество фирм-гигантов традиционно объясняется получением ими эффекта масштаба. Однако крупной фирмой пройден длительный путь развития, в процессе которого определился ряд новых факторов, способных повысить ее конкурентоспособность. Что же на самом деле позволяет обеспечить крупной компании эффективную деятельность? Что помогает ей, несмотря на недостатки в целом, сохранять высокую конкурентоспособность?»
Основная часть – является логическим продолжением вопросов, обозначенных автором во введении. Именно в этой части доклада предстоит раскрыть тему выступления, привести необходимые доказательства (аргументы).
Для того чтобы правильно построить основную часть своего доклада, необходимо составить ее подробный план. Важность составления такого плана связана с основной задачей автора. Он должен в течение 10 минут, отведенных на основную часть, суметь представить и изложить авторскую точку зрения по обозначенной в теме доклада проблеме.
Наличие подробного плана позволяет выполнить эту задачу, дает возможность автору в сжатой форме донести свои идеи до аудитории и уложиться в установленный регламент.