double arrow

Основные жанры научного стиля

Лекция № 2.

Жанры научного стиля

1. Общая классификация жанров научного стиля. Особенности научно-информативных текстов.

2. Аннотирование, конспектирование, реферирование, рецензирование как сокращенные (сжатые) виды письменной речевой деятельности в научной сфере.

3. Жанры научной сферы в устной коммуникации (защита диссертации,доклад на научной конференции, учебная лекция, реферативное сообщение).

Особенности научно-информативных текстов

 

Научный стиль делится на подстили, каждому из которых соответствует конкретный спектр жанров:

· собственно-научный ― наиболее строгий, точный; им пишутся диссертации, монографии, статьи научных журналов;

· научно-справочный – служит для оформления справочной литературы разных научных областей: словарей, энциклопедий;

· научно-популярный – им пишутся научные статьи в газетах, научно-популярных журналах, научно-популярные книги;

· научно-информативный – используется, когда в краткой форме передают основное содержание исходного научного текста путем его переработки: реферат, лекция, аннотация;

· научно-учебный – актуален для учебной литературы по разным предметам для разных типов учебных заведений, справочники, пособия.

 

Основные жанры научного стиля

Жанр – типизированная форма организации речи, отличающаяся заданным характером речевой деятельности. «Законы жанра в научной среде устанавливаются методом проб и ошибок… От публикаций небольшого объема молодому ученому целесообразно постепенно переходить к крупным формам, от чисто теоретических работ – к научно-популярным изданиям,после чего вновь заниматься труднейшей теорией» (В.К. Харченко. Как заниматься наукой. – Белгород: Изд-во Белгородск. Гос. Пед. Ун-та, 1996. – 208 с. – С.121).

Тексты научной сферы реализуются преимущественно в письменной форме (это жанры: статья, реферат, аннотация, резюме, рецензия), но не стоит забывать и об устной реализации (учебная лекция, доклад на научной конференции, защита диссертации, отзыв оппонента о диссертации).

Научно-информативные тексты путем переработки передают основное содержание исходного научного текста в краткой форме, поэтому они являются вторичными. Трансформация исходного текста, его упрощение и переформулирование основных положений приводит к тому, что содержание выступает в новом качестве. Разные типы воспроизведения исходного текста – подражание образцам – древнейшие виды работы, которые считались у древних греков одним из важнейших способов обучения красноречию.

 

Рассмотрим подробнее способы трансформации текстов.

Задача сжатого изложения – передать содержание кратко. Это задача не из легких, поэтому придерживайтесь следующих рекомендаций:

1. Для того чтобы понять текст, необходимо разбить его на смысловые блоки и выделить те из них, которые несут основную смысловую нагрузку.

2. Исключив из них или сократив до минимума информацию обеспечения (примеры, аналогии, уточнения, пояснения, ссылки и др.) и связав оставшийся материал «своими словами», получаем конспект текста.

3. Поставив к каждому смысловому блоку текста-конспекта вопрос «О чем говорится в этой части?» и, найдя в тексте ответы, получаем тезисы текста.

Тезисы – малый жанр... Это, как правило, первый выход в большую науку. Подробности наблюдений, условия проведения эксперимента можно безболезненно опустить, а для сути исследования 1-2 страниц вполне достаточно.

Сборник тезисов – своеобразное соревнование, и бороться лучше не за самые большие по размеру тезисы, а за самые содержательные. Лучше отказаться от нумерации, цифры выглядят нарочито. Для тезисов важна ясность гипотезы, а также отточенность стиля. Не следует писать все от своего имени, ведь Вы продолжаете чьи-то исследования, поэтому лучше употреблять формулы: Данной проблемой занимались такие ученые, как…; или Экспериментальное изучение этой замечательной и многогранной науки позволяет нам сделать выводы,что буквально все ее разделы можно и нужно изучать, придавая им экологическую направленность… И, наконец, необходимо помнить, что при отправке тезисов материалы могут быть отклонены из-за несоблюдения условий печатания (В.К. Харченко. Как заниматься наукой. – Белгород: Изд-во Белгородск. Гос. Пед. Ун-та, 1996. – 208 с. – С.105 – 106).

Тезисы – малый жанр научной речи (1-2 стр.). В тезисах должна быть представлена суть уже поведенного исследования. Основных требований два: а) содержание тезисов должно соответствовать теме конференции; б) тезисы должны иметь научную новизну (научно-информативную валентность). Тезисы имеют следующую структуру:

-преамбула (здесь излагается проблемная ситуация и гипотеза);

-основное тезисное изложение (здесь от трех до шести положений, которые составляют доказательство);

-заключительный тезис (выводы).

Так как жанр невелик, жанровые нормы достаточно жесткие. Самое трудное в тезисах: оптимальным образом преодолеть противоречия между содержательной концентрацией и коммуникативной доступностью. А.Н. Васильева (Васильева А.Н. «Основы культуры речи». М., 1990) говорит о том, как надо писать тезисы, показывая, как не надо это делать.

Желая быть понятыми (понятными), авторы растягивают тезисы, подменяют их текстом доклада или статьи. Результат: если вместо 2-х стр. – 4 или 5, текст либо не печатают, либо сокращают, а это дополнительная работа организаторам конференции (редакторам).

Не должно быть преамбулы размером с большой абзац; пространных цитат (и вообще, цитаты неуместны), описаний условий эксперимента. Фактическая часть (иллюстрации) должна быть минимизирована. По А.Н. Васильевой, «тезисы носят характер утверждающего суждения, а не конкретно-фактологической констатации».

Еще одна распространенная ошибка – подмена тезисов выводами. Многие полагают: раз надо сказать самое главное, перепишу заключение. Но заключение – не тезисы. В тезисах должна быть представлена вся логическая схема научного текста, в том числе доказательство (аргументация). Если какие-то эталонные примеры (иллюстрации) являются аргументами, они должны быть включены в текст.

Студенты иногда путают тезисы с планом. Разграничить план и тезисы удобно на основании оппозиции темы и ремы высказывания. В плане фиксируются темы, в тезисах – ремы. План номинативен, тезисы предикативны. См., например, в плане: «Логическая схема научного текста». В тезисах – «Логическая схема научного текста включает постановку проблемы». Строго говоря, и в плане иногда просматривается рема, часто оформляемая при помощи «как»: «Метафора как способ моделирования действительности». Но даже в этом случае очевидно, что в плане логическая связь частей выведена за скобки, а в тезисах она выражена, хотя и в сжатой форме. Существуют разные мнения о том, стоит ли нумеровать, рубрицировать положения в тексте тезисов.

4. Характеризуя структуру текста, приводя основные положения (тезисы) автора и отражая ход его мысли, получаем реферат.

5. Сокращая тезисы, представляя их основными опорными словами и словосочетаниями, получаем план текста.

6. Объединяя словосочетания, вошедшие в план текста, получаем справочную аннотацию. Дополняя справочную аннотацию кратким упоминанием основных тезисов и оценивая аннотируемое произведение, получаем рекомендательную аннотацию.

Итак, сжатое изложение может быть представлено в виде аннотации, конспекта, реферата.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: