Методические рекомендации к семинару

Первый вопрос можно начать с уяснения: 1) почему товар является экономическим благом? 2) каковы особенности товара как экономического блага? В результате слушатели могут прийти, например, к выводу: «товар – благо, имеющееся в ограниченном количестве, предназначенное для обмена». Дальнейшая детализация проблемы может быть связана с изучением классификации благ: экономические (рыночные) и неэкономические (нерыночные); частные и общественные и др.

Составной частью первого вопроса целесообразно сделать обсуждение доклада «Теории трудовой стоимости и предельной полезности», подготовленного студентами. Здесь можно дать следующие советы:

1. Теория трудовой стоимости. При рассмотрении потребительной и меновой стоимостей преподаватель должен уточнить, что свойства товара рассматриваются в рамках трудовой теории стоимости, которая объясняет формирование цен, то есть пропорций обмена, с точки зрения общественно-необходимых затрат. Не лишним будет напомнить студентам, что трудовая теория стоимости является базисным принципом классической школы политической экономии, основными представителями которой были А.Смит, Д.Рикардо, К.Маркс. Особое место в трудовой теории занимает закон стоимости как регулятор простого товарного производства. Необходимо раскрыть, в чем заключаются его регулирующая и стимулирующая функции.

2. Раскрытие только трудовой теории стоимости являлось бы односторонним. В методологическом отношении на лекции важно рассмотреть и теорию предельной полезности, более того, сопоставить обе теории. При изложении материала важно выделить, на наш взгляд, следующие моменты. Во-первых, и трудовая теория стоимости, и теория предельной полезности выделяют один фактор, определяющий рыночную цену товара. Во-вторых, эти теории формировались в различных исторических условиях и соответствовали различным этапам эволюции общественного производства. Здесь уместно вспомнить со студентами понятие промышленного переворота и его экономические последствия. В-третьих, важно показать различия объективистского и субъективистского подходов в анализе рыночных процессов, что позволит понять категории объективной и субъективной (ценностной) полезности, а также категорию стоимости. В-четвертых, определить, что стоимость товара определяется общественно-необходимыми затратами (труда), которые выявляются только на рынке в процессе взаимодействия продавцов и покупателей, то есть является общественным отношением между людьми.

В заключении доклада следует обратить внимание студентов на то, что каждая из теорий рассматривает одно и то же рыночное явление – цену – и становится очевидным, что они дополняют друг друга.

Во втором вопросе целесообразно рассмотреть, как в процессе развития обмена возникли деньги. Чтобы полнее раскрыть сущность денег целесообразно остановиться на различных теориях денег: металлистической, номиналистической и количественной. При анализе функций денег студенты, как правило, затрудняются объяснить функции сбережения и накопления, поэтому можно задать им дополнительный вопрос: какую роль играют сбережения в рыночной экономике (для национального хозяйства, для домашних хозяйств)? Интерес представляет и вопрос о роли золота в современной рыночной экономике. По этому вопросу можно предложить подготовить сообщение. Необходимо также уяснить, чем определяется покупательная способность денег и какие связи выявляет закон денежного обращения.

Третий вопрос позволяет обобщить и закрепить материал, изложенный во втором вопросе лекции. Здесь важно, чтобы студенты поняли связь формирования различных рыночных структур с научно-техническим прогрессом (объективную основу их сосуществования), что различные рыночные структуры (типы рынков) определяются распределением рыночной власти. В связи с этим можно задать вопросы: что такое рыночная власть и как она реализуется рыночными агентами? Привести примеры различных рыночных структур в современной экономике. Почему количество продавцов и покупателей на рынке является главным признаком выделения типа рынка?

При определении видов рынков необходимо уяснить критерии их классификации (по объектам купли-продажи, по географическому признаку, по легитимности, по объемам продаж). Рассмотрение видов рынков позволяет логически перейти к определению рыночной инфраструктуры. Студенты должны выделить элементы инфраструктуры рынка, рассмотреть широкую и узкую трактовки рыночной инфраструктуры. Можно задать следующие вопросы для уточнения материала: каким образом различные виды рынков отличаются своей инфраструктурой? Какое значение имеет развитие рыночной инфраструктуры?

При рассмотрении «плюсов рынка» важно обратить внимание что они связаны с общими вопросами развития политики, права, культуры и их реализация невозможна без развития институциональной среды. Здесь же важно вспомнить, что свобода и самостоятельность рыночных агентов предполагает их ответственность, в том числе материальную.

Анализ «минусов рынка» предполагает уяснение понятия «провалов (или фиаско) рынка». Следует подробно остановиться на проблемах цикличности, отсутствия механизма защиты окружающей среды, неизбежности безработицы, поляризации общества. Как показывает опыт развитых стран, эти проблемы требуют вмешательства государства, в том числе с целью обеспечения социальной стабильности общества. Кроме государственного регулирования в решении этих вопросов принимают активное участие общественные организации. Можно задать студентам следующие вопросы: как проявляются негативные стороны рыночной экономики в России? Почему в России эти проблемы острее? Какие общественные организации участвуют в их разрешении? Как государство пытается сгладить противоречия, порождаемые рынком?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: