Тексти для перекладу з історії та політології

1. Политические процессы, их сущность и содержание, особенности и значение в жизни общества осмысливаются учеными на основе определённых категорий, или наиболее общих понятий, выработанных политической наукой. Каждая из этих категорий представляет собой обобщённое отражение сущностных свойств политических процессов, закономерностей их функционирования и развития. Осмысление политических процессов в рамках соответствующей системы категорий является показателем его научности в отличие, скажем, от обыденных представлений об этих процессах, фиксирующих лишь их внешние стороны и не отражающих их сущность и закономерные связи. Возможно, из-за относительной молодости современной политической науки (по сравнению с экономической наукой и социологией) её понятийный аппарат все еще слабо разработан (Лавриненко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие / В.Н. Лавриненко, Л.М. Путилова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Вузовский учебник, 2008. – С. 151).

2. Не вызывает сомнений тот факт, что любой политический процесс выражает динамический характер политической действительности. Это и фиксирует отражающее его понятие, согласно которому любой политический процесс заключается в изменении и развитии составляющих его политических явлений, находящихся между собой в отношениях взаимосвязи и взаимообусловленности. При этом речь идёт об изменении и развитии как самих этих явлений, скажем, существующих в данном обществе политических институтов, так и связей и отношений между ними. Понятие «изменение» выражает возникновение у политических явлений как составляющих политического процесса каких-то новых характеристик, не вносящих перемен в их содержание. Понятие же,,развитие” указывает на появление в политическом процессе принципиально новых свойств, а также новых составляющих, существенно меняющих его содержание и характер его воздействия на политическую жизнь общества (Лавриненко В.П., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие / В.Н. Лавриненко, Л.М. Путилова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Вузовский учебник, 2008. – С. 151 – 152).

3. Развитие политических процессов носит необратимый характер и заключается в переходе от одних состояний политической действительности к другим, чаще всего более сложным. Это подтверждает существенное усложнение в последнее столетие политической жизни общества, форм государственного устройства, способов политической активности людей. Развитие политических процессов ведет к повышению их роли и значения в обществе, что проявляется в политизации многих сторон общественной жизни. Понятие,,политический процесс” является базовым в научном анализе сложившейся и развивающейся политической действительности. Сразу возникает вопрос о движущих силах исследуемого политического процесса и прежде всего о его субъектах, усилиями которых он осуществляется – а это уже вопрос о сущности и содержании политической деятельности субъектов политического процесса и ее побудительных силах (Лавриненко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие / В.Н. Лавриненко, Л.М. Путилова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Вузовский учебник, 2008. – С. 151 – 152).

4. Как уже было сказано, политические процессы осуществляются усилиями определенных субъектов путём их политической деятельности, в которой они стремятся осуществить свои политические интересы. Их политические потребности выражают необходимость проявления ими своей политической воли, чтобы утвердить свое положение в системе политических отношений данного общества, а в их политических интересах фиксируются оптимальные в тех или иных условиях способы удовлетворения их политических потребностей, будь то острая политическая борьба с противостоящими им субъектами ради достижения своего политического господства, или же достижение определенных соглашений с ними на основе взаимных уступок, т.е. политического компромисса, и т.д. Таким образом, в политических потребностях субъектов политических процессов фиксируются отношения необходимости той или иной политической деятельности, а в их политических интересах – отношения политической целесообразности такой деятельности (Лавриненко В.П., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие / В.Н. Лавриненко, Л.М. Путилова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Вузовский учебник, 2008. – С. 153).

5. В качестве субъектов политических процессов чаще всего выступают осознающие свои политические потребности и интересы классы и действующие от их имени политические партии, а также нации, различные политические элиты и отдельные личности. Основными субъектами политических процессов в классовом обществе являются те или иные классы, каждый из которых имеет свои политические интересы и пытается их реализовать. Эти интересы выражают их отношение к существующему политическому строю и государственной власти. Одни пытаются упрочить завоеванную ими государственную власть, другие стремятся ее завоевать, третьи желают разделить эту власть с другими субъектами. Все они стремятся использовать государственную власть для реализации своих политических, экономических и других интересов (Лавриненко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие / В.Н. Лавриненко, Л.М. Путилова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Вузовский учебник, 2008. – С. 153 – 154).

6. От имени классов и других социальных групп выступают различные политические партии – не столь многочисленные, как классы, и уже поэтому более мобильные и гибкие в своей политической деятельности. К тому же они более организованы и руководствуются соответствующими идеологическими установками. При этом от одного класса могут выступать несколько политических партий, каждая из которых по-своему отражает его классовые интересы и по-своему пытается их реализовать. Политические партии – самые активные, организованные и целеустремленные субъекты политических процессов. Однако не следует переоценивать их самостоятельность. В любом случае они выражают интересы определенных классов, других социальных групп и осуществляют их. Правда, в случаях бюрократизации той или иной политической партии и превращения ее в замкнутую корпорацию, что ныне совсем не редкость, ориентация ее деятельности может существенно измениться (Лавриненко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие / В.Н. Лавриненко, Л.М. Путилова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Вузовский учебник, 2008. – С. 154).

7. Важными субъектами политических процессов являются нации, когда они пытаются реализовать свои общенациональные политические интересы: завоевание или отстаивание национальной самостоятельности и независимости, упрочение своего национального государства и других политических институтов; в конечном счете, интересы нации направлены на их национальное самоутверждение в системе существующих межнациональных отношений в данной стране или на международной арене. Специфическими субъектами политических процессов являются различные политические элиты (от фр. еше – наиболее способные и потому,,избранные” группы общества). Это группы наиболее способных политических деятелей, которые завоевывают право руководить и управлять деятельностью политических институтов (Лавриненко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие / В.Н. Лавриненко, Л.М. Путилова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Вузовский учебник, 2008. – С. 154 – 155).

8. Наконец, субъектами политических процессов могут быть отдельные личности, если они разобрались в сущности этих процессов и сознательно в них участвуют. Они могут стремиться реализовать свои политические интересы как интересы представителей определенных классов, политических партий, наций, политических элит, а также свои личные интересы, в том числе связанные с осуществлением их гражданских прав и свобод. Особую роль в политических процессах играют так называемые политические лидеры (от англ. пйег – ведущий), которые выражают политические интересы наций, классов и других социальных групп более глубоко и ярко, обладают способностью влиять на сознание больших масс людей, организовывать их на достижение социально значимых целей, в данном случае политических (Лавриненко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие / В.Н. Лавриненко, Л.М. Путилова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Вузовский учебник, 2008. – С. 155).

9. Политическая деятельность субъектов – классов, политических партий, наций, политических элит или отдельных личностей – всегда носит целенаправленный характер, т.е. направлена на достижение их политических целей, содержание которых непосредственно определяется содержанием политических интересов данных субъектов. Главное в их содержании – политическая власть, прежде всего государственная, а также политические права и свободы субъектов политической деятельности. Раскрыть содержание понятия «политическая деятельность» – значит раскрыть содержание реальной политической деятельности людей. В этом заключается теоретическое и методологическое значение понятия,,политическая деятельность” в исследовании политических процессов. Не менее важное значение в их исследовании имеет понятие ,,политические отношения ”. (Лавриненко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие / В.Н. Лавриненко, Л.М. Путилова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Вузовский учебник, 2008. – С. 155 – 156).

10. Совершая те или иные политические действия, люди одновременно вступают между собой в соответствующие политические отношения, которые и определяют содержание их политической деятельности, ее социальную направленность, ее последствия для существования общества и его субъектов. На содержание политической деятельности субъектов влияют разные факторы: собственно политические, экономические, идеологические и др. Однако главную роль играет их положение в системе существующих политических отношений, или их политический статус, потому что прежде всего этим обусловлены их политические интересы – непосредственные побудительные силы их политической деятельности. Важно осознать прямые и обратные связи между политическими интересами субъектов и существующими в обществе политическими отношениями (Лавриненко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие / В.Н. Лавриненко, Л.М. Путилова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Вузовский учебник, 2008. – С. 156).

11. Политические отношения между субъектами складываются под прямым воздействием существующих на данный момент их политических интересов. Однако, сложившись, политические отношения сами порождают соответствующие политические интересы субъектов классов, политических партий и т.д. Содержание данных интересов определяется содержанием существующих политических отношений. Поэтому можно сказать, что политические отношения людей проявляются как их политические интересы. Политические интересы субъектов, будучи объективными проявлениями их политических отношений, сами даны объективно. Они выражают то, что объективно полезно, выгодно тем или иным классам, политическим партиям, нациям, другим субъектам для упрочения их положения в системе политических отношений данного общества, прежде всего в системе отношений государственной власти, а также для более полного использования ими политических прав и свобод (Лавриненко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие / В.Н. Лавриненко, Л.М. Путилова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Вузовский учебник, 2008. – С. 156 – 157).

12. Понимаемая таким образом политическая выгода субъекта, составляющая содержание соответствующего его политического интереса, не является плодом сознания этого субъекта, а существует как момент его объективного отношения к реальной политической действительности. Она должна быть осознана субъектом, который до определенного момента может и не понимать, что ему политически выгодно, а что нет, т.е. что соответствует его политическим интересам, а что противоречит им. Исследуя политические процессы, необходимо выяснить, кому они выгодны. А также насколько глубоко сами субъекты политических процессов осознают свои объективные политические интересы (что им выгодно для утверждения их положения в системе существующих политических отношений, а что нет). Неизбежно возникает вопрос, насколько субъективная (по форме) политическая заинтересованность данных субъектов, которой они сознательно руководствуются в своей политической деятельности, соответствует их объективным политическим интересам (Лавриненко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие / В.Н. Лавриненко, Л.М. Путилова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Вузовский учебник, 2008. – С. 157).

13. При анализе деятельности субъектов политических процессов следует учитывать их ценностные ориентации, т.е. ориентации на соответствующие ценности – политические, правовые, нравственные, религиозные и др. Можно выделить, например, такие политические ценности, как,,политические права”,,,политические свободы”,,,демократия как форма государства”,,,правовое государство”,,,политическое сотрудничество”,,,политическая гармония” и т.д. Учет этих политических ценностей имеет немаловажное значение для анализа политической деятельности субъектов и политических взаимоотношений между ними, которые в большей или меньшей степени ориентируются на эти ценности. При этом ценностные ориентации в чем-то будут совпадать, а в чем-то расходиться. (Лавриненко В.П., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие / В.Н. Лавриненко, Л.М. Путилова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Вузовский учебник, 2008. – С. 158).

14. Международный порядок, а вместе с ним и роль национального государства изменяются. Если сложная структура глобальной взаимосвязанности долгое время представлялась очевидной, то в последнее время осталось мало сомнений по поводу дальнейшей,,интернационализации” внутренней политики и интенсификации принятия решений на международном уровне. Убедительное свидетельство в пользу того, что международные и транснациональные отношения подрывают власть современного суверенного государства. Глобальные процессы передвинули политику далеко от активности, которая просто кристаллизируется прежде всего вокруг государства и межгосударственных проблем. Указанные выше «размежевания» обнажают набор сил, которые комбинируются, стремясь ограничить свободу действий правительств и государств, размывая границы внутренней политики, преобразуя условия политического принятия решений, изменяя институционный и организационный контекст национальных государств, меняя юридические рамки и административную практику правительств и заменяя линии ответственности и подотчетности самих национальных государств (Современная политическая теория / Авт.-сост. Д. Хэлд / Пер. с англ. под. общ. ред. В.И. Даниленко. – М.: КОТА ВЕКЕ, 2001. – С. 308).

15. Сомнения по поводу идей и целостности демократии, выдвигаемые из-за национальной и международной взаимосвязанности политических решений и результатов, с одной стороны., и пределы, налагаемые на контроль нацией своей судьбы, и подотчетность ее институтов паутине возникающих региональных и глобальных организаций и сетей – с другой, поднимают неотложные вопросы о природе этих организаций и сил, которые вызывают к жизни это сомнение; то есть вопросы о подотчетности таких разных организаций и агентств, как мультинациональные компании, МВФ и НАТО. В принципе механизмы, обеспечивающие некоторую степень подотчетности этих организаций, существуют, а именно мультинациональные компании отчитываются перед акционерами, МВФ и НАТО – перед представителями суверенных государств-членов, однако природа их подотчетности, если таковая вообще присутствует, перед простыми гражданами национальных государств, в которых они действуют, или же перед различными группами, на которые они воздействуют в пределах данного национального государства, остается острым вопросом, требующим немедленного ответа (Современная политическая теория / Авт.-сост. Д. Хэлд / Пер. с англ. под. общ. ред. В.И. Даниленко. – М.: МОТА ВЕКЕ, 2001. – С. 312 – 313).

16. Дополнительно можно сказать, что если демократическая поддержка организаций и сил международного порядка открыта для сомнений, то не менее открыта для сомнений и основа их легитимности. Принцип согласия, выраженный через принцип правления большинства, как было указано ранее, лежит в основе легитимности западных демократий. Аргументы автора этой статьи говорят не только о том, что и рутинные, и чрезвычайные решения, принимаемые представителями наций и национальных государств (у граждан которых, по всей вероятности, нет возможности сигнализировать о своем согласии или его отсутствии), но и также о том, что международный порядок структурирован агентствами и силами, над которыми у граждан есть (если вообще есть) минимальный контроль, однако весьма незначительные возможности для того, чтобы сигнализировать о своем (не)согласии. Традиционно в Западных демократиях легитимность состоит в одном ряду с демократическими принципами и процедурами; недавние революции в Восточной Европе убедили (если вообще надо было кого-то убеждать) в важности и тесноте этой связи в философском и политическом смысле (Современная политическая теория / Авт.-сост. Д. Хэлд / Пер. с англ. под. общ. ред. В.И. Даниленко. – М.: КОТА ВЕКЕ, 2001. – С. 313).

17. Исторически идея суверенитета предложила новый путь, по которому могут следовать размышления о старой проблеме: о природе власти и правления. Она обеспечивала прямую связь между политической властью и правителями и предлагала альтернативный способ понимания легитимности претензий на власть – то есть альтернативу теократическим концепциям власти, которые преобладали в средневековой Европе. Теория суверенитета стала теорией правового использования власти. У нее были две первостепенные заботы: решить задачу и ответить, где собственно находится суверенная власть; и решить задачу, спрашивающую: каковы должная форма и пределы (легитимный масштаб) действий государства? Поэтому, так как теория суверенности развивалась начиная с Жана Бодена, она стала теорией возможности и условий правового осуществления политической власти. Таким образом, теория суверенности превратилась в теорию легитимной силы, или власти (Современная политическая теория / Авт.-сост. Д. Хэлд / Пер. с англ. под. общ. ред. В.И. Даниленко. – М.: КОТА ВЕКЕ, 2001. – С. 315).

18. Большинство политологов под политической системой понимают совокупность политических взаимосвязей и отношений, существующих в каждом обществе. Вот как определяет политическую систему энциклопедический словарь по политологии:,,Политическая система – это целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений”. (Политология: Курс лекций / Г.Н. Смирнов, Е.Л. Петренко, А.В. Бурсов. – М.: ТК Велби; «Проспект», 2008. – С. 153).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: