У попыток создания машин, имитирующих человеческое поведение, большая история, но многие согласятся, что современная область исследования искусственного интеллекта зародилась в 1950 году после выхода книги «Computing Machinery and Intelligence», автором которой является Алан Тьюринг (Alan Turing). Именно в этой книге Тьюринг высказал мысль о том, что машину можно запрограммировать для имитации интеллектуальных процессов. Название новой научной области — искусственный интеллект — впервые прозвучало несколько лет спустя в теперь уже легендарном проекте Джона Мак-Карти (John McCarthy). В нем говорилось, что «изучение искусственного интеллекта, которое будет проводиться летом 1956 года в Дартмутском колледже», исследует «предположение о том, что любой аспект обучения или любая другая возможность интеллекта теоретически может быть так точно описана, что машина будет в состоянии имитировать ее».
Обдумав это, можно понять, что главной целью для компьютерного специалиста будет, вероятно, конечный результат действия программы. Такой подход называется ориентированным на конечный результат (performance oriented). В противоположность этому, психолог был бы более заинтересован в понимании процессов естественного интеллекта, а этот проект рассматривал бы как возможность проверки теорий, строя на их основе компьютерные модели. С этой точки зрения разработка «интеллектуальной» программы является лишь побочным продуктом другого исследования — понимания человеческого мышления и поведения. Этот подход называется имитационно-ориентированным (simulation oriented).
Другой пример различий между ориентированным на конечный результат и имитационно-ориентированным подходами можно найти в области обработки естественных языков и в лингвистике. Эти две области тесно связаны и используют возможности друг друга, хотя основные их цели различаются. Лингвисты изучают, как люди применяют естественные языки, а исследователи естественных языков заинтересованы в создании машин, которые смогут «понимать» языки. Системы обработки естественных языков, такие как переводчики документов и системы распознавания языковых команд, в большой степени зависят от знаний, полученных лингвистами, но зачастую обеспечивают полезные функции для ограниченной среды, для которой разрабатывается определенная система. Например, оболочка операционной системы не должна знать различные значения слова сору (это существительное или глагол?; есть ли у него какой-либо скрытый или переносный смысл?), ей необходимо лишь отличать его от других слов, таких как rename и delete. Таким образом, система обработки естественного языка может выполнить задачу правильно, хоть и не «красиво» с точки зрения лингвиста.
Тест Тьюринга
И ориентированный на производительность, и имитационно-ориентированный подходы значительны и вносят большой вклад в исследования искусственного интеллекта. Однако они также поднимают незаметные с первого взгляда философские вопросы по этой дисциплине. Представьте, например, обсуждение, которое может развиться, если спросить группу людей, демонстрируют ли интеллект программы для игры в покер, созданные компьютерным специалистом и психологом, и если да, какая же программа умнее. Определяется ли интеллект программы способностью выиграть или возможностью быть похожей на человека?
Второе мнение разделял Алан Тьюринг, который в 1950 году разработал тест (сейчас известный как тест Тьюринга (Turing test)) для оценки интеллекта машины. Предложение Тьюринга заключалось в том, что человек, который называется опрашивающим, общался с субъектом теста посредством системы ручного ввода текста, не зная, является ли этим субъектом тоже человек или машина. Интеллект машины признавался в случае, когда опрашивающий не мог определить, с кем он общался — с машиной или с человеком. Таким образом, тест Тьюринга оценивает способность машины быть похожей на человека. Тьюринг полагал, что к 2000 году у машин будет 30-процентный шанс пройти 5-минутный тест Тьюринга — и это предположение оказалось на удивление точным.
Известный пример сценария теста Тьюринга получился из программы DOCTOR (версии более общей системы под названием ELIZA), созданной Джозефом Вайзенбаумом в середине 60-х годов. Эта интерактивная программа представляла психологическое собеседование с психоаналитиком по фамилии Родже-риан, причем компьютер играл роль доктора, а пользователь — пациента. На самом деле все, что делал DOCTOR — реструктурировал предложения, высказанные пациентом, согласно некоторым хорошо определенным правилам, и выводил их на экран. Например, на предложение «Я сегодня очень устал» DOCTOR мог ответить «Почему ты думаешь, что ты сегодня очень устал?» Если DOCTOR не мог распознать структуру предложения, он просто отвечал что-то типа «Продолжай» или «Очень интересно».
При создании программы DOCTOR Вайзенбаум основывался на изучении общения на естественных языках. С этой точки зрения психотерапия играла второстепенную роль, обеспечивая среду (или поле деятельности) для работы программы. К беспокойству Вайзенбаума, несколько психологов предложили использовать эту программу для настоящих сеансов психотерапии. (Теория Роджериана состоит в том, что пациент, а не психоаналитик должен вести дискуссию во время сеанса, и поэтому, как он представлял, компьютер может управлять дискуссией так же, как это делает врач.) Более того, DOCTOR производил настолько сильное впечатление понимающего человека, что многие, кто общался с ним, внезапно обнаруживали, что рассказывают о личных мыслях и чувствах, и во многих случаях становятся ведомой стороной машинного диалога в вопросах и ответах. В каком-то смысле, DOCTOR прошел тест Тьюринга. В результате обнаружились новые этические и технические проблемы.
Даже если машина пройдет тест Тьюринга, будет ли она считаться разумной? В действительности основная сложность при определении, обладает машина разумом или нет, заключается в определении, является ли машина на самом деле разумной или это только видимость. Интеллект — это внутренняя характеристика, существование которой определяется извне только косвенно в контексте диалога, состоящего из вопросов и реакций на них. Но доказывают ли разумные ответы фактическое существование интеллекта?