Воздействие технологий баз данных на общество

В прошлом совокупности данных рассматривались как неподвижные, пассивные сущности. Каждая из них была разработана и использовалась для определенной цели. В местной библиотеке велся физический список, содержащий имена и адреса посетителей. В каждой книге находилась отдельная карточка с названием книги. Если книгу выдавали на руки, карточку доставали, записывали на ней имя человека, взявшего ее, и помещали в картотеку библиотеки. При возвращении книги карточку возвращали в книгу; если же книгу не вернули вовремя, сотрудник библиотеки мог связаться со взявшим ее человеком, использовав информацию из списка посетителей.

В этой ручной системе можно было получить список всех книг, которые брал определенный человек, но это потребовало бы поиска среди всех книг тех карточек, на которых записано его имя, и стоимость такого поиска была бы слишком высока для этой операции. Таким образом, хотя записи библиотеки содержали информацию о вкусах читателей, посетители библиотеки могли быть уверены, что эта информация останется в тайне. Однако сегодня большинство библиотек автоматизированы, и данные об отдельных читателях легко найти. Следовательно, библиотеки могут предоставить такую информацию торговым фирмам, органам юстиции, политическим партиям, работодателям и отдельным людям. Пути распространения непредсказуемы.

Пример с библиотекой показывает возможности широкого спектра приложений баз данных. Технология упростила сбор данных, слияние и сравнение различных наборов данных, получение связей, которые в противном случае остались бы погребенными в массе информации.

Сегодня сбор информации проводится в огромных масштабах. В некоторых случаях процесс очевиден, в других он выполняется более тонко. Данные собираются явно, когда человека просто просят ответить на какие-либо вопросы. Это может быть сделано на добровольной основе, в виде опросов или регистрационных форм, или принудительно, обманом или постановлением правительства. Иногда ответ на вопрос, добровольно или нет собирается информация, зависит от точки зрения человека. Является ли предоставление персональной информации для оформления займа добровольным? Различие зависит от того, было ли получение займа благоприятной возможностью или необходимостью. Для того чтобы использовать кредитную карточку в некоторых розничных магазинах, сегодня требуется регистрация подписи в цифровом формате. И снова вы предоставляете эту информацию добровольно или принудительно, в зависимости от ситуации.

Скрытые случаи сбора данных не требуют прямого общения с субъектом. Например, кредитные компании регистрируют покупки держателей их кредитных карт, узлы в Интернете устанавливают личность посетителей, а социальные работники записывают номера машин, припаркованных на специальных университетских стоянках. В этих случаях человек, к которому относятся данные, может не знать о сборе информации и даже о существовании баз данных, в которые вносятся эти сведения.

Иногда действия по сбору данных очевидны. Например, магазин может предлагать скидки своим постоянным покупателям, заблаговременно зарегистрировавшимся в этом магазине. Процесс регистрации может включать выпуск идентификационных карт, которые необходимо предъявлять во время оплаты покупки для получения скидки. В результате администрация магазина может составить отчет о закупках определенных покупателей, а стоимость такого отчета далеко превосходит сумму предоставленных скидок.

Конечно, стимулирует сбор данных именно ценность информации, увеличивает которую технология баз данных, позволяющая связывать данные для получения скрытой информации. Например, покупки можно классифицировать и построить графики предпочтений покупателей, имеющие огромное маркетинговое значение. Формы для подписки на журналы о бодибилдинге можно отправить тем, кто недавно купил тренажеры, а похожие формы для подписки на журналы о дрессировке собак можно отправить покупателям еды для собак. Альтернативные способы комбинирования информации иногда бывают очень изобретательными. Например, записи о социальном благополучии сравнили с криминальной информацией и смогли найти и арестовать нарушителей условий досрочного освобождения, а в 1984 году в Службе воинской повинности в США для идентификации граждан, уклонившихся от призыва на воинскую службу, использовали список дней рождения детей, полученный от популярного поставщика мороженого1.

Информационная разработка

Информационная разработка — это процесс получения информации из совокупности данных. Она может стать полезным инструментом в совершенно, казалось бы, невероятных ситуациях, например ее использовали для определения функций отдельных генов в молекулах ДНК и описания свойств таких организмов, как вирусы. Часто информационные разработки используются для поиска закономерностей и определения, являются ли они стабильными или это простое совпадение. Например, случай, когда в определенном круглосуточном магазине продали большое количество выигрышных лотерейных билетов, не следует считать показательным, тогда как информация о том, что покупатели, приобретающие различные закуски, также часто покупают замороженные ужины, может представлять ценность для управляющего бакалейным магазином.

Существует несколько подходов для защиты общества от злоупотребления базами данных. Один из них — применение способов правовой защиты. К сожалению, принятие закона не исключает его нарушения, просто превращает это действие в незаконное. Показательный пример — это закон о вторжении в личную жизнь, принятый в США в 1974 году, целью которого была защита граждан от неправомерного использования правительственных баз данных. Одним из положений этого закона было требование, чтобы правительственные организации сообщали о существовании внутренних баз данных в Федеральном регистре, и граждане могли получить и исправить касающуюся их информацию. Однако правительственные органы не спешили выполнять данный закон. Это не обязательно предполагает преступные намерения. Во многих случаях проблема кроется в бюрократизме. Но тот факт, что бюрократы могут создавать базы данных с информацией о гражданах, и о существовании этих баз невозможно узнать, не добавляет оптимизма.

Другое, и, возможно, более мощное средство контроля над злоупотреблением базами данных — это общественное мнение. Информация из баз данных не будет использована не по назначению, если наказания за злоупотребления превысят возможные выгоды, а наказание, которого компании боятся больше всего, — это неблагоприятный образ в глазах общества, что и делает такой подход верным. В начале 1990-х годов именно общественное мнение прекратило продажу крупнейшими кредитными организациями списков рассылки в маркетинговых целях. Совсем недавно America Online (крупнейший поставщик услуг Интернета) уступил давлению общества против практики продажи информации о клиентах теле-маркетерам. Даже правительственные органы уступили общественному мнению. В 1997 году Администрация социального обеспечения в США изменила свой план размещения записей о социальном обеспечении в Интернете, когда общество поставило вопрос о безопасности этой информации. В таких случаях результат был получен в течение нескольких дней — заметный контраст по сравнению с длительными судебными разбирательствами.

Конечно, во многих случаях применение баз данных обеспечивает преимущества и владельцу, и субъекту данных, но возможность утери конфиденциальности данных существует всегда, и ее надо рассматривать всерьез. Вопросы личной информации существенны, если данные точные, но они принимают невероятные масштабы, если в данных содержится ошибка. Представьте себе отчаяние, которое овладело бы вами, когда вы узнали бы, что оценка вашей кредитоспособности была сделана неправильно из-за ошибочной информации. Представьте проблемы, которые еще более усилились бы, если бы эта неверная информация была распространена среди множества организаций и институтов.

Проблемы личной безопасности являются и всегда будут главным побочным эффектом развития технологии в целом и баз данных в частности. Решить эту проблему могут образованные, внимательные и активные граждане.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: