ЭТ располагают большим количеством специальных функций, которые можно использовать в вычислениях. Наличие стандартных функций позволяет не только автоматизировать процесс вычислений, но и сэкономить время. С их помощью выполняются как простые, так и довольно сложные операции. Для удобства и быстрого поиска нужной функции, все функции сгруппированы по категориям: математические, статистические, логические, дата-время и т.д.
Математические функции
SQRT(число) - Вычисление квадратного корня
COS(число), SIN(число) TAN(число) и т.д - вычисление косинуса, синуса, тангенса и т. д.
SUM (число1, число2, …) - вычисление суммы чисел
COUNTBLANK(диапазон) — подсчитывает пустые ячейки в указанной области
COUNT — подсчет количества числовых значений
POWER (основание, степень) – возведение в степень
Статистические функции
MIN — минимальное значение
MAX — максимальное значение
AVERAGE — среднее значение
Часто при решении задачи в ячейку таблицы надо поместить одно либо другое значение, в зависимости от того, истинно или ложно какое-либо условие. В этом случае используют функцию ЕСЛИ из категории Логические функции.
|
|
Значение функции ЕСЛИ может зависеть от истинности одновременно нескольких условий. Тогда аргумент для ЕСЛИ – функция И. Аргументы функции И это данные условия (логические выражения), одновременная истинность которых и определяет значение функции ЕСЛИ.
Аргументом для ЕСЛИ может быть и функция ИЛИ, если значение в ячейке зависит от истинности хотя бы одного из нескольких (до 255) условий. Тогда эти условия (логические выражения) - аргументы функции ИЛИ. Часто логические функции И, ИЛИ, НЕ применяются именно как аргументы для ЕСЛИ, т.е. в ней проверяется не простое, а сложное условие.
Функция СУММЕСЛИ из категории Математические. Синтаксис функции: СУММЕСЛИ(диапазон;условия;диапазон_суммирования).
Диапазон — диапазон ячеек, оцениваемый по условиям (критерию).
Диапазон_суммирования —ячейки, которые необходимо просуммировать, если соответствующие им ячейки в первом диапазоне отвечают условиям. Если аргумент «диапазон_суммирования» опущен, ячейки диапазона и оцениваются по условиям, и суммируются в том случае, если они им соответствуют.
функция СЧЕТЕСЛИ из категории Статистические. Синтаксис функции: СЧЁТЕСЛИ (диапазон;критерий)
Диапазон содержит числа. Функция подсчитывает, сколько из них отвечает заданному критерию. Пустые ячейки диапазона и текстовые значения не учитываются.
Критерием может быть число, выражение, текст или ссылка на ячейку, который определяет, какие ячейки нужно подсчитывать.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
|
|
1. Какие математические функции вам известны?
2. Какие логические функции вам известны?
3. Какие статистические функции вам известны?
4. Посмотрите в ЭТ какие еще категории функций там есть?
Задания для практического занятия:
Задание 1.
Создать таблицу в электронных таблицах и выполнить необходимые вычисления
Плата за электроэнергию | |||||
Тариф на электроэнергию | 2,22 | руб/Квт*ч | |||
Месяц | дата | Показания счетчика | Расход Квт*ч | Сумма | |
30.12.2012 | |||||
Январь | 30.01.2013 | ||||
Февраль | 28.02.2013 | ||||
Март | 30.03.2013 | ||||
Апрель | 30.04.2013 | ||||
Май | 30.05.2013 | ||||
Июнь | 30.06.2013 | ||||
Июль | 30.07.2013 | ||||
Август | 30.08.2013 | ||||
Сентябрь | 30.09.2013 | ||||
Октябрь | 30.10.2013 | ||||
Ноябрь | 30.11.2013 | ||||
Декабрь | 30.12.2013 | ||||
Итого за год | |||||
Максимальный платеж | |||||
Средняя плата в месяц |
Задание 2.
Построить таблицу значений Х и Y, если Х принимает значения от 0 до 30 с шагом 3, а Y вычисляется по формуле Y = 2cosx-sin2x+(4+X)^(1/2)
Задание 3. В представленной ниже таблице имеются данные о подержанных автомобилях. Клиент имеет некоторую сумму денег (ячейка D13). На какой из автомобилей ему хватит денег? Напротив каждого автомобиля (ячейки столбца "Н") требуется получить пометку Хватит/Не хватит
Имеется | $3500 | |||||||
№ п/п | Марка авто | Цвет | Год вып. | Пробег тыс.км | Стоимость | Телефон | Результат хватит/не хватит | |
ВАЗ-2105 | зеленый | $2 800 | 111-55-55 | |||||
ВАЗ-2105 | рубин | $3 300 | 154-55-45 | |||||
ВАЗ-2105 | бежевый | $3 700 | 458-44-55 | |||||
ВАЗ-2105 | белый | $3 300 | 124-45-88 | |||||
ВАЗ-2105 | белый | $3 600 | 457-45-55 | |||||
ВАЗ-2105 | белый | $4 000 | 454-55-55 | |||||
ВАЗ-2105 | дипломат | $4 300 | 232-56-44 |
Задание 4.
В представленной ниже таблице имеются данные о изучаемом иностранном языке для группы студентов. Определить количество студентов изучающих данный язык (английский, немецкий, французский)
Примечание: используйте команду СЧЕТЕСЛИ (COUNTIF)
Список | изучаемый | |
студентов | ин. язык | |
Иванов | английский | |
Петров | немецкий | |
Сидоров | французский | |
Савельев | английский | |
Смирнова | английский | |
Степанова | немецкий | |
Васильев | французский | |
Васина | немецкий | |
Деточкин | французский | |
Ленский | английский | |
Шемуранов | английский |
Форма контроля выполнения практических работ:
Студент предоставляет выполненные задания в электронном виде.
Критерии оценки:
Все задания выполнены и может пояснить алгоритм их выполнения - оценка 5
Выполнены все, но объяснить не может – 4
Задания выполнены частично, пояснения нечеткие – 3
Задание не выполнено-2.
Занятие 31
Практическая работа по теме:
4.3.4.Построение диаграмм и графиков функций
Учебные цели и задачи: научиться создавать и редактировать диаграммы различного вида
и графики функций