Сортировка – вывод данных в определенной последовательности. Сортировка бывает двух видов: по возрастанию и по убыванию. Выполняется: Выделить все данные в таблице –Данные –Сортировка -указать столбец-указать вид сортировки. Можно использовать кнопки на ПИ для сортировки одного столбца
Поиск данных по условию осуществляется с помощью фильтрации. Фильтрация –отбор данных, удовлетворяющих некоторому условию. Для создания фильтра используют 2 основных способа:
1)Использование Автофильтра: Выделить всю таблицу вместе с заголовками – Данные – Фильтр – Добавить Автофильтр – с помощью кнопок установить условие фильтрации. Для возврата всех записей: нажать кнопку со стрелкой- Все
2)Создание стандартного фильтра: Данные – Фильтр – Стандартный фильтр… - установить условие фильтрации. Для возврата всех записей: Данные – Фильтр – Удалить фильтр
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1) Что такое сортировка?
2) Какие виды сортировки?
|
|
3) Как выполняется?
4) Что такое фильтрация?
5) Как можно осуществлять фильтрацию данных?
Задания для практического занятия:
Задание 1. Создайте таблицу по образцу
Музей | Ближайшая станция метро | Начало работы | Окончание работы | Выходные дни | Стоимость входного билета | Стоимость билета для учащихся |
Архитектурный им. А. Щусева | Арбатская | 11.00 | 18.00 | Понедельник | 80 р | 40 р |
Коломенское | Коломенская | 10.00 | 17.00 | Вторник | 50 р. | |
Музей Востока | Арбатская | 11.00 | 20.00 | Понедельник | 100 р | 50 р |
Народной графики | Сухаревская | 10.00 | 18.00 | Понедельник и воскресенье | 50 р | 30 р |
Третьяковская Галерея | Октябрьская | 10.00 | 20.00 | Понедельник | 90 р | 40 р |
Истории города Москвы | Китай-город | 10.00 | 18.00 | Понедельник | 60 р | 30 р |
Истории отечественного предпринимательства | Серпуховская | 12.00 | 18.00 | Суббота и воскресенье | 45 р. | 25 р. |
- расположите музеи в алфавитном порядке. Выпишите, в какой последовательности размещены часы окончания работы после сортировки __________________________________________________
- отсортируйте данные по двум ключам – выходным дням и ближайшей станции метро. Выпишите первый элемент списка _______________________
Задание 2.
1) Выполните фильтрацию данных в созданной таблице по следующим критериям:
2) отобрать музеи, которые работают в воскресенье
3) отобрать музеи, в которые можно попасть после 18 часов
4) выбрать музеи, в которых цена билета для учащихся меньше 50 руб.
Задание 3. Рассчитайте какой должна быть годовая процентная ставка сумма на счете составит 175 тыс. рублей, если 80 тыс. рублей положены на 5 лет при начислении процентов каждые полгода.
Ход выполнения:
|
|
1. Откройте ЭТ
2. Заполните таблицу исходными данными.
3. В ячейку В6 введите формулу по образцу.
4. Отформатируйте таблицу.
5. Найдите решение задачи с помощью Подбора параметра:
5.1. В меню Сервис выберите пункт Подбор параметра;
· Установить в ячейке – указать адрес ячейки В6;
· Значение – набрать 175 000;
· Изменяя значение ячейки – указать адрес ячейки В2.
· Ок.
Контроль: Результат подбора параметра отобразится в ячейке В6 – 175 000 р., значение ячейки В2 изменится на 16,28% - это и есть решение задачи.
Форма контроля выполнения практических работ:
Студент предоставляет созданные и заполненные формулами таблицы на носителе.
Критерии оценки:
Все задания выполнены и может пояснить алгоритм их выполнения - оценка 5
Выполнены все, но объяснить не может – 4
Задания выполнены частично, пояснения не четкие – 3
Задание не выполнено-2.
Занятие 34
Практическая работа по теме:
Решение социальных и профессиональных задач.
Учебные цели и задачи: Научиться делать осознанный выбор функций из разных категорий в зависимости от решаемой задачи, знать синтаксис, принципы работы функций.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы:
Для выполнения практической работы следует повторить темы: Относительные и абсолютные ссылки (занятие 19), Встроенные функции (занятие 20), Построение диаграмм и графиков функций занятие 21), Решение расчетных задач (занятие 22).
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1) В электронных таблицах выделена группа ячеек А2:В3. Сколько ячеек входит в эту группу?
А) 6 Б) 5 В) 4 Г) 3
2) Результатом вычислений в ячейке D1 будет:
А) 5 Б) 30 В) 25 Г) 17
3) Результатом вычислений в ячейке Е1 будет:
А) 8 Б) 32 В) 16 Г) 24
4) В ячейку электронных таблицах нельзя вводить:
А) формулу Б) буквы В) имя ячейки Г) диаграмму
5) Основным элементом электронных таблиц является:
А) ячейка Б) строка В) столбец Г) таблица
6) В электронных таблицах формула не может включать в себя
А) числа Б) имена ячеек В) текст Г) знаки арифметических операций
7) В электронных таблицах имя ячейки образуется
А) из имени столбца Б) из имени строки В) из имени столбца и строки Г) произвольно
8) Дан фрагмент электронной таблицы в режиме отображения формул
А | В | С | D | |
=$В1+А1 | ||||
Чему будут равны значения клеток С2 и D2 (после выхода из режима отображения формул), если в них было скопировано содержимое клетки В2?
А) 30 и 50 Б) 20 и 30 В) 21 и 120 Г) 11 и 31 Д) 11 и 100
9) *Дан фрагмент электронной таблицы
А | В | С | D | |
-7 | ||||
Определить, какое из утверждений истинно для этого фрагмента таблицы?
А) в ячейку D4 введена формула (А1+В2+С3)/3 Б) в ячейку D1 введена формула МАХ(А1:С1)
В) в ячейку В4 введена формула СУММ(В1:В3)*5 Г) в ячейку С4 введена формула МИН(А2,А3,С2)
Д) в ячейку D2 введена формула СУММ(А2:С2)
10) *При копировании ячейки D1, содержащей формулу МIN(А1:С1), в ячейку Е2 эта ячейка будет содержать формулу:
А) МIN(В2:D2) Б) МIN(А1:С1) В) МIN(А2:В2) Г) МIN(А2:D2) Д) МIN(А2:С2)
Задания для практического занятия:
Задание1.
В магазине объявлено о снижении цен на 7%. Подобрать в ячейке Е4 коэффициент, на который надо увеличить первоначальную стоимость товаров, чтобы при скидке хозяин был не в убытке
Ход выполнения:
1. Вычислить цену в рублях.
2. В ячейку E9 записать формулу для вычисления новой цены c учетом коэффициента удорожания
3. Найти новые ценники по всем по всем позициям, копируя формулу.
4. В ячейку F4 ввести процент объявленного снижения
5. В ячейку F9 записать формулу для вычисления цены со скидкой
6. В ячейке F21 найти итоговую стоимость компьютера cо скидкой
|
|
7. Подобрать в ячейке Е4 коэффициент, на который надо увеличить первоначальную стоимость устройств, чтобы при скидке цена компьютера была равна начальной цене (24 355 руб.)
Использовать функцию "подбор параметра"
ДАННЫЕ\РАБОТА С ДАННЫМИ\АНАЛИЗ "если-что"
Значения в ячейках D21 и F21 должны быть одинаковы
Задание 2.
Задачи планирования.
Ход выполнения:
1. Заполнить "шапку" таблицы
2. Ввести в ячейки имеющуюся информацию
3. Ввести в ячейку Е3 формулу: Для этого щелкнуть на кнопку "вставка функции", в появившемся окне выбрать тип функции "ЕСЛИ", нажать ОК. Появится окно "Аргументы функции".
4. В поле "Лог_выражение" записать условие: "В3>3", в поле "значение_если ложь" - "не начисляется", затем установить курсор в поле "значение_если_истина" и нажать "Вставка функции".
5. Повторить действия описанные выше, только в поле "Лог_выражения" ввести "С3>3". При заполнении поля "значение_если_истина" повторить аналогичные действия, а вместо условия "С3>3", написать "D3>3".
6. В поле "значение_если_истина" написать "начисляется".
7. Навести курсор на ячейку Е3 и когда на ней появится крестик, нажав левую кнопку мыши перетащить курсор вниз до ячейки Е7, тем самым скопировав формулу в остальные ячейки.
8. В ячейку В9 ввести формулу "СУММ" указав диапазон В3:В7, и скопировать формулу путем перетаскивания в ячейки С9 и D9.
Форма контроля выполнения практических работ:
Студент предоставляет выполненные задания в электронном виде.
Критерии оценки:
Все задания выполнены и может пояснить алгоритм их выполнения - оценка 5
Выполнены все, но объяснить не может – 4
Задания выполнены частично, пояснения нечеткие – 3
Задание не выполнено-2.
4.4. Технология поиска и хранения информации
Образовательные результаты, заявленные в ГОС:
Студенты должны знать:
- Назначение и возможности систем управления базами данных;
- основные понятия, используемые при работе с базами данных;
- этапы создания структуры базы данных;
|
|
- основные инструменты поисковых систем.
Студенты должны уметь:
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
- осуществлять поиск информации в базах данных по запросу пользователя.
- использовать инструменты системы управления базами данных;
- использовать инструменты поисковых систем (формирование запросов) для работы с образовательными порталами.
Обеспеченность занятий (средства обучения):
Компьютер, система управления базами данных MS Access или OO Base, проектор, экран, презентации.
Занятие 35
Практическая работа по теме:
4.4.1.СУБД. Создание и редактирование таблиц БД
Учебные цели и задачи: Ознакомиться с основными понятиями системы управления базами данных (СУБД), изучить приемы создания структуры таблиц базы данных, заполнения их записями.