Объясните соотношение категорий «Дао» и «Дэ»

2) Как можно объяснить фразу: «видеть в чудесном чудесное»?

Стихи 2, 26, 32, 38, 66, 76

3) В чем смысл «недеяния» в философии Лао-Цзы?

4) Объясните смысл фраз: «знание без слов» и «…только то, кто не останавливается, ничего не теряет».

Стихи 3, 30, 39, 45, 75

5) Объясните фразу: «чтобы сделать чистыми сердца людей, нужно отвратить свой взор от того, что рождает желание».

Стихи 5, 31, 52

6) Почему повседневную жизнь Лао-Цзы уподобляет «соломенной собаке»? В чем смысл этой метафоры?

Стихи 7, 64

7) Объясните смысл фразы: «…мудрый не печется о своем теле, и тело само выбирает дорогу».

Стихи 8, 27, 36, 76

8) Почему «высшую добродетель» Лао-Цзы уподобляет воде? В чем смысл данной метафоры?

Стихи 11, 29, 44, 48

9) Объясните фразу: «наполнение – это то, что приносит доход, опустошение – это то, что приносит пользу».

Стихи 12, 47

10) Объясните фразу: «мудрый ощущает мир животом, а не глазами».

Стихи 15, 28, 38, 58, 79

11) Что означают фразы: «будь скрытым и непредсказуемым…», «будучи непредсказуемым, оставайся трезвым», «великий порядок свободен от распорядка».

Стихи 19, 63, 67

12) Объясните смысл основных (трех) правил, которыми нужно руководствоваться в повседневной жизни.

Стихи 23, 57, 81

13) Объясните фразу: «доказывающий не знает, знающий не доказывает».

Стихи 24, 46, 72, 80

14) Объясните, в чем источник неудовлетворенности человека жизнью. Как возможно счастье?

Стихи 25, 42, 55, 73

15) Объясните, как соотносятся между собой «четыре Великих вещи».

16) Объясните смысл главных онтологических категорий даосизма.

Стихи 50, 69, 74

17) Объясните метафору: «рождение – это выход, смерть – это вход». Как можно «освободиться от смерти»?

18) Почему «кто легко побеждает, не может противиться смерти»?

4.6. Философский форум – 2 ч. (Самостоятельная работа. Вариативная часть).

Вопросы для философского форума по 4 разделу

1. Почему многие философы говорят о человеке как тайне?

2. В чем заключается противоречивое единство биологического и социального в человеке?

3. В чем заключается экзистенциальная парадоксальность человеческой жизни? Какими примерами можно ее проиллюстрировать?

4. Почему тема смерти является одной из центральных в экзистенциализме? Какие черты человеческого существования вытекают из факта его смертности с точки зрения экзистенциализма?

5. Как вы понимаете тезис о том, что без свободы нет ни награды, ни наказания?

4.7. Философское эссе – 3 ч. (Самостоятельная работа. Вариативная часть).

Темы эссе по 4 разделу

1. «Иногда для того, чтобы стать бессмертным, надо заплатить ценою целой жизни» (Ф. Ницше).

2. «Но если неизбежность смерти несовместима с истинной любовью, то бессмертие совершенно несовместимо с пустотой нашей жизни» (В. Соловьев).

3. «Волю и желание нельзя смешивать… Я хочу действия, которое тянет в одну сторону, в то время как мое желание тянет в другую, прямо противоположную» (Д. Локк).

4. «Бог дал нам ограниченный разум и неограниченную волю, однако так, что мы не знаем, ради какой цели он нас создал» (Б. Спиноза).

5. «Настолько необходимо, чтобы силой воли обладал тот, кто упорен в достижении разумной цели, настолько же отвратительно упрямство» (Г. Гегель).

6. «Любовь одна, но подделок под нее тысячи» (Ф. де Ларошфуко).

7. «Любовь и есть не что иное, как утверждение бытия в его полноте и утверждение бытия на вечность» (Н. Бердяев).

8. «Ты хочешь расстаться со своей страстью? Расставайся с нею, но без ненависти к ней. Иначе у тебя будет другая страсть» (Ф. Ницше).

9. «Когда я смогу сделать то, что хочу, это значит, что я свободен; но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости» (Вольтер).

10. «Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны» (Фома Аквинский).

11. «Любая страсть, владеющая человеком, как бы открывает прямой доступ к нему» (Л. де Вовенарг).

12. «Стыд есть вид печали, основанной на любви к самому себе, происходящей от страха перед порицанием» (Р. Декарт).

4.8. Контрольный тест – 2 ч. (Самостоятельная работа. Инвариантная часть).

Тестовые задания по 4 разделу

1. Проблема смысла жизни является одной из главных тем:

а) эмпириокритицизма;

б) экзистенциализма;

в) скептицизма;

г) антиномизма;

д) гелиоцентризма.

2. Экзистенция – это:

а) воздержание от догматических суждений;

б) резюме любого философского трактата;

в) материальное первоначало мира;

г) рождение чего-то из ничего;

д) индивидуальное существование;

е) божественный замысел.

3. Экзистенциализм – это:

а) гуманизм;

б) романтизм;

в) стоицизм без фанатизма;

г) прагматическая антропология;

д) антропология с элементами иррационализма.

4. Кто из философов-экзистенциалистов считал фундаментальной проблемой философии проблему самоубийства:

а) А. Камю;

б) Ж.П. Сартр;

в) К. Ясперс;

г) М. Хайдеггер;

д) Г. Марсель.

5. Кого можно считать родоначальником философии человека:

а) Сократа;

б) Платона;

в) Аристотеля;

г) Эпикура;

д) Сенеку.

6. Какое направление современной западной философии уделяет наибольшее внимание проблеме человека:

а) аналитическая философия;

б) герменевтика;

в) феноменология;

г) экзистенциализм;

д) критический рационализм.

7. Ж.-П. Сартр в качестве основополагающего условия человеческого бытия рассматривал:

а) волю;

б) свободу;

в) игру;

г) общение;

д) язык.

8. Кто из перечисленных философов утверждал, что «страдание положительно, счастье же чисто отрицательно»:

а) И. Кант;

б) Г. Гегель;

в) А. Шопенгауэр;

г) Л. Фейербах;

д) К. Маркс.

9. Что имел в виду Аристотель, определяя человека как «политическое животное»:

а) человек – существо общественное;

б) только человеку присуща политическая деятельность;

в) только политика определяет развитие общества и человека;

г) политика самое совершенное искусство человека;

д) вне политики нет общества и человека.

10. Какую проблему, ставшую особенно актуальной в XX веке, Н.А. Бердяев назвал основной проблемой человеческой личности и философии человеческого существования:

а) проблему смерти;

б) проблему любви;

в) проблему коммуникации;

г) проблему одиночества;

д) проблему материального благополучия.

11. Как единичный представитель вида или социальной группы человек есть:

а) особь;

б) индивид;

в) личность;

г) гражданин.

12. Ж.-Ж. Руссо видел причину неравенства людей в:

а) божественном предопределении;

б) неразвитости науки и техники;

в) существовании частной собственности;

г) низком уровне развития культуры.

13. «Бессознательное», по З. Фрейду, функционирует на основе:

а) архетипа;

б) первичных влечений с целью получения удовольствия;

в) импульсов, исходящих из области сознания;

г) интеллектуальной интуиции.

14. Характерной чертой русской идеалистической философии является:

а) строгость логических построений;

б) антропологичность;

в) системность;

г) детальная разработка гносеологии.

15. Идеи свободы, приоритета индивидуального бытия над социальным характерны для:

а) марксизма;

б) экзистенциализма;

в) структурализма;

г) позитивизма.

16. Родоначальником иррациональной философии и философии жизни в XIX веке считается:

а) С. Кьеркегор;

б) Ф. Шеллинг;

в) А. Бергсон;

г) А. Шопенгауэр.

17. Концепция, в которой человек понимается как элемент природы, подобный животным и подчиненный единым с ними законами функционирования, называется:

а) социологизаторской;

б) рационалистической;

в) гуманистической;

г) натурализаторской.

18. В «Исповеди» Августина впервые поднимается вопрос о:

а) соотношении бытия и небытия;

б) познании мира;

в) свободе воли человека;

г) возможности построения идеального государства.

19. К числу людей, предвосхитивших на рубеже ХХ века общие тенденции развития природы и общества, следует отнести:

а) О. Шпенглера;

б) Н.А. Бердяева;

в) М. Вебера;

г) В.И. Вернадского.

20. Вопрос о смысле жизни в значительной мере порожден размышлением о том, стоит ли жить, если всякий человек:

а) смертен;

б) одинок;

в) слаб;

г) бездуховен.

21. Буддизм считает человека существом:

а) творческим;

б) страдающим;

в) играющим;

г) познающим.

22. Идеи свободы, приоритета индивидуального бытия над социальным характерны для:

а) позитивизма;

б) марксизма;

в) экзистенциализма;

г) структурализма.

23. В бунте против абсурда видел смысл жизни человека:

а) К. Маркс;

б) З. Фрейд;

в) М. Хайдеггер;

г) А. Камю.

24. К биологизаторским концепциям сущности человека относится:

а) феноменология;

б) социал-дарвинизм;

в) марксизм;

г) экзистенциализм.

25. Понимание всякого действия человека как предопределенного заранее есть:

а) нигилизм;

б) волюнтаризм;

в) фатализм;

г) прагматизм.

26. Структура сознания, согласно З. Фрейду, состоит из…

а) Я и не-Я;

б) Эроса и Танатоса;

в) либидо, сублимации;

г) Сверх-Я, Я, Оно.

27. Разрабатывая новые стратегии отношений человека и природы в современных условиях, философия выполняет … функцию:

а) эвристическую;

б) критическую;

в) информационную;

г) практическую.

28. Согласно марксизму, свобода – это…

а) деятельность, опирающаяся на разум;

б) деятельность, не влекущая за собой ответственности;

в) осознанная и практически освоенная необходимость;

г) полная независимость от обстоятельств.

29. Как идеал гармонии и совершенства природа понимается философами…

а) античности;

б) средних веков;

в) XVII – XVIII вв.;

г) постмодернизма.

30. Автор книги «Феномен человека»:

а) С. Кьеркегор;

б) Э. Гуссерль;

в) З. Фрейд;

г) Э. Фромм;

д) П. Тейяр де Шарден.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: