Раздел 5. Введение в аксиологию

5.1. – 5.3. Лекции – 6 ч.

5.1. – 5.3. Проверка (самопроверка) усвоения содержания лекций – 3 ч. (Самостоятельная работа. Инвариантная часть).

Вопросы и упражнения для проверки (самопроверки) по 5 разделу

1. Как соотносятся понятия «мораль» и «этика»? Дайте определения понятия «мораль».

2. Сформулируйте главные характерные особенности ситуации морального выбора.

3. Дайте пояснения к рис. 34 на стр. 294.

4. Объясните, почему основы нравственности следует искать скорее в сфере чувств, а не в сфере разума? Что представляет собой «натуралистическая ошибка» в определении нравственности?

5. Дайте пояснения к рис. 35 на стр. 298.

6. Что такое абсолютное благо и чем оно характеризуется?

7. Что такое моральный поступок? Какие компоненты включает в себя этот род действия?

8. Какое решение дают Сенека и И. Кант следующей философской проблеме: что является главным, определяющим в моральном поступке – нравственное намерение или конкретное дело?

9. Чем различается авторитарная и гуманистическая совесть? Ответьте на вопрос, опираясь на проблемную ситуация «Выбор Авраама» и концепцию Э. Фромма.

10. Дайте трактовку понятия блага с точки зрения гедонизма. В чем суть критики этой трактовки?

11. Дайте пояснения к рис. 36 на стр. 307.

12. Дайте пояснения к рис. 37 на стр. 310.

13. Как Кант определяет отличие морального закона от любого практического правила? Что такое категорический императив? Воспроизведите три формулировки категорического императива Канта.

14. Объясните суть критической позиции Н. Гартмана и М. Шелера по отношению к этике Канта.

15. Что такое «эстетическое чувство»? В чем заключается трудность определения искусства?

16. Дайте пояснения к рис. 38 на стр. 319.

18. Какие изменения во взглядах на искусство произошли в период с античной до буржуазной эпохи?

19. Как соотносятся между собой понятия «гений», индивидуальность и личность?

21. В чем, по мысли Канта, заключается специфика эстетического вкуса и эстетического суждения? Можно ли его считать доказательным?

22. В чем, по мысли Ф. Шеллинга, заключается значение искусства для познания.

23. Чем характеризуется современное искусство?

24. В чем состоят противоречия обыденных представлений о религии.

25. Что такое религиозный опыт и каковы его основные предпосылки?

26. Какими способами можно осуществить познание Бога? Какова при этом роль догматического символа?

26. Почему, по мысли Аристотеля, философия – божественная наука?

27. Почему, с точки зрения Фомы Аквинского, теология, опирающаяся на истины божественного откровения, все же может обращаться к данным философских наук?

28. Дайте пояснения к рис. 39 на стр. 335.

29. В чем принципиальное отличие по вопросам соотношения веры и разума взглядов Фомы Аквинского и Мартина Лютера?

30. Как бытие Бога доказывается Р. Декартом?

31. В чем суть проблемы теодицеи? Дайте сравнительную характеристику взглядам Г. Лейбница и Ф. Шеллинга по этой проблеме.

32. Что, по мысли Б. Паскаля, дает человеку познание и вера в Бога?

33. Почему, по мысли Л. Фейербаха и К. Маркса, человек максимально отчужден именно в религии?

34. В чем, по мысли Ф. Ницше, заключается отрицательная роль христианской религии для настоящего и будущего человека?

35. Что такое атеизм? Какие существуют разновидности атеизма?

36. В чем разница «статических» и «динамических» религий в понимании А. Бергсона?

5.4. Терминологический минимум и персоналии– 2 ч. (Самостоятельная работа. Инвариантная часть).


«Категорический императив»

«Натуралистическая ошибка»

Аксиология

Апатия

Артефакт

Атараксия

Атеизм

Гедонизм

Индивидуальность и личность

Интерсубъективность

Искусство

Истины разума и истины веры

Катарсис

Мораль и нравственность

Онтологическое доказательство бытия Бога

Религиозный опыт

Теодицея

Утилитарианизм

Эвдемонизм

Эвтихия и эвдемония

Эгоизм и альтруизм

Эскейпизм

Эстетический вкус

Эстетическое чувство



Альберт Великий

Ансельм Кентерберийский

Аристипп

Лютер М.

Мур Д.Э.

Ницше Ф.

Паскаль Б.

Псевдо-Дионисий Ареопагит

Фейербах Л.

Эпиктет


5.5. Семинар: Фромм Э. «Искусство любить» – 4 ч.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: