Почему любовь – это искусство?

2) В чем состоят главные заблуждения по поводу определения любви?

3) Почему любовь – экзистенциальная проблема? Как человек спасается от разъединенности и тревоги?

4) Что значит: «любовь – это активность»?

5) Охарактеризуйте основные элементы любви (забота, ответственность, уважение, знание).

6) В чем суть критики автором позиции З.Фрейда по проблеме соотношения мужского и женского начал?

7) Как формируется способность любить (на примере отношения индивида к матери и отцу)?

8) Охарактеризуйте основные типы любви (братская, материнская, эротическая, любовь к себе).

9) Объясните, что есть любовь к Богу (матриархальные и патриархальные религии; теистические и нетеистические системы).

10) В чем суть распада любви в современном обществе?

11) Объясните суть невротической любви на примере взаимоотношений матери, отца и ребенка.

12) В чем суть практики любви (дисциплина, сосредоточенность, терпение, заинтересованность, объективность и разумность как преодоление нарциссизма, вера и отвага)?

5.6. Философский форум – 2 ч. (Самостоятельная работа. Вариативная часть).

Вопросы для философского форума по 5 разделу

1. Сократ учил: «Кто мудр, тот и добр». Что имел в виду философ?

2. В чем суть «натуралистической ошибки» в трактовке феномена морали?

3. Как вы понимаете принцип ненасилия? Дайте ему свое обоснование или опровержение.

4. Объясните, почему категории добра и зла тесно взаимосвязаны между собой?

5. Кант утверждал: «Делать добро другим людям по мере нашей возможности есть долг независимо от того, любим мы их или нет…» Прокомментируйте эту мысль философа.

6. Что такое красота? Дайте определение данного понятия.

7. Можно ли согласиться с тем, что «страх создал богов»? Ответ обоснуйте.

5.7. Философское эссе – 3 ч. (Самостоятельная работа. Вариативная часть).

Темы эссе по 5 разделу

1. «Благоразумие – лучшее проявление храбрости» (У. Шекспир).

2. «Глупец гоняется за наслаждениями и находит разочарование, мудрец же только избегает горя» (А. Шопенгауэр).

3. «То, что соседствует с добром излом, тем самым тоже является добром или злом; то же, что далеко от добра, есть зло, а то, что далеко от зла, – добро» (Ф. Бэкон).

4. «Делать добро другим людям по мере нашей возможности есть долг независимо от того, любим мы их или нет…» (И. Кант).

5. «Умереть с голоду – событие маленькое, а утратить мораль – большое» (Конфуций).

6. «Будьте внимательны к своим мыслям – они начало поступков» (Лао-цзы).

7. «Нравственный закон, который человек должен свободно открыть в себе, автоматически дает свои предписания, одинаковые для всех людей и для всех случаев жизни» (Н. Бердяев).

8. «Нравственность – это разум воли» (Г. Гегель).

9. «Тысяча наслаждений не окупают одного страдания» (А. Шопенгауэр).

10. «Человек никогда не бывает так несчастен, как ему кажется, или так счастлив, как ему хочется» (Ф. де Ларошфуко).

5.8. Контрольный тест – 2 ч. (Самостоятельная работа. Инвариантная часть).

Тестовые задания по 5 разделу

1. Гедонизм – это:

а) отказ от желаний;

б) покорность судьбе;

в) утверждение свободы;

г) обретение невозмутимости;

д) стремление к удовольствиям.

2. «Если бы Бога не было, то он все равно бы был, потому что мы не можем не верить в него как в вечный источник и незыблемый гарант действительно существующего добра». Это рассуждение принадлежит:

а) Декарту;

б) Энгельсу;

в) Гегелю;

г) Канту;

д) Фейербаху.

3. Укажите всеобщий признак личности:

а) профессиональная подготовка;

б) общие черты характера;

в) наличие общего образования;

г) социальная деятельность;

д) общий уровень культуры.

4. Свобода – это:

а) возможность поступать так, как хочется;

б) надуманное понятие, т.к. человек всегда подчинен объективным законам природы и общества;

в) отсутствие ответственности;

г) независимость человеческого поведения от законов природы и общества;

д) знание законов природы и общества и возможность использовать их в определенных целях.

5. Нигилистическое отношение к действительности, достоянию культуры, особенно к моральным и другим социальным нормам – это:

а) холизм;

б) эгоизм;

в) эвдемонизм;

г) эзотеризм;

д) цинизм.

6. Укажите философа, который рассматривал ценности как надисторические, вечные и универсальные принципы бытия, познания и деятельности:

а) В. Виндельбанд;

б) К. Маркс;

в) Э. Гуссерль;

г) Г. Риккерт;

д) Ф. Паульсен.

7. Какой из перечисленных элементов культуры относится к материальной культуре:

а) мораль;

б) предрассудки;

в) технологические процессы;

г) образование;

д) фольклор.

8. Как называется процесс усвоения индивидуумом социальных норм и культурных ценностей общества, к которому он принадлежит:

а) воспитание;

б) образование;

в) адаптация;

г) социализация;

д) гуманизация.

9. В истории философии субъектом творчества полагали:

а) Бога;

б) природу;

в) человека;

г) все вышеперечисленное;

д) ничего из вышеперечисленного.

10. Кто из перечисленных ниже теоретиков культуры и философов рассматривал игру как всеобщий принцип становления человеческой культуры:

а) Й. Хейзинга;

б) Х. Ортега-и-Гассет;

в) К. Ясперс;

г) Г. Марсель;

д) К. Леви-Строс.

11. Функция культуры по выработке и трансляции ценностей, идеалов и норм называется:

а) аксиологической;

б) познавательной;

в) адаптационной;

г) коммуникативной.

12. Главной целью Реформации XVI в. явилось:

а) сближение католической и православной церкви;

б) преобразование католической церкви;

в) распространение идеологии католической церкви;

г) реформация православной церковной власти.

13. Аксиология – это учение о:

а) ценностях;

б) познании;

в) бытии;

г) смыслах.

14. «Все в истории и судьбах людей предопределено волей Бога», – утверждает:

а) волюнтаризм;

б) фатализм;

в) провиденциализм;

г) нигилизм.

15. Личное спасение является смыслом жизни в:

а) экзегетике;

б) гедонизме;

в) религии;

г) антропологии.

16. Представителем философии жизни является:

а) Э. Фромм;

б) А. Камю;

в) Ф. Ницше;

г) З. Фрейд.

17. В русской философии традиционно повышенное внимание уделялось:

а) нравственным ценностям;

б) научному обоснованию религиозной веры;

в) проблемам познания мира;

г) ценностям демократии.

18. Самой ранней мировой религией является:

а) христианство;

б) иудаизм;

в) буддизм;

г) ислам.

19. Современный этап развития культуры характеризуется:

а) отсутствием опоры на традиции;

б) медленными темпами смены системы ценностей;

в) созданием глобальной коммуникационной сети;

г) расцветом локальных культур.

20. Система надбиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающая воспроизводство и изменение социальной жизни, называется:

а) сознанием;

б) божественными заповедями;

в) культурой;

г) психикой.

21. Смысл жизни человека, согласно эвдемонизму, состоит в:

а) свободе от телесных страданий и душевных тревог;

б) борьбе с тиранией;

в) служении Богу;

г) совершении героических поступков.

22. Оценка информации как истинной без достаточных логических и фактических обоснований называется:

а) восприятием;

б) верой;

в) знанием;

г) обманом.

23. Нормы, в которых зафиксировано формальное равенство людей, есть:

а) право;

б) мораль;

в) религия;

г) политика.

24. Античный философ … связал добродетель со знанием, создав концепцию этического интеллектуализма:

а) Сократ;

б) Платон;

в) Аристотель;

г) Парменид.

25. Выдающимся представителем этапа патристики является:

а) У. Оккам;

б) Ф. Аквинский;

в) Августин Аврелий;

г) Р. Бэкон.

26. Эстетическое отношение к действительности определяется ценностью:

а) истинного знания;

б) материального блага;

в) священного;

г) прекрасного.

27. Категорический императив, по Канту, это:

а) внутренний нравственный закон;

б) государственная власть;

в) общее благо;

г) чувственная склонность.

28. Идея абсолютной ценности личности в западноевропейской культуре связана с …

а) буддизмом;

б) научно-техническим прогрессом;

в) христианством;

г) идеалом соборности.

29. Смысл жизни человека, по мнению стоиков, состоит в…

а) стремлении бороться за справедливый общественный порядок;

б) умении мужественной и достойно подчиниться судьбе;

в) стремлении отказаться от всех общественных обязанностей;

г) умении наслаждаться жизнью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: