На этапе рыночных реформ в России получила широкое развитие такая организационная форма, как федеральные и региональные целевые программы.
Разработку таких программ на федеральном уровне осуществляют заинтересованные министерства и ведомства страны, а на региональном уровне - структуры администраций регионов: министерства, департаменты, управления. Могут проекты программ разрабатывать и коммерческие организации с тем, чтобы решить вопрос о субсидиарном финансировании соответствующих капитальных вложений.
Проекты таких программ согласовываются министерством экономразвития и минфином регионов. Затем они выносятся на обсуждение общественности через специальные общественные слушания.
Подобным образом осуществляется целевое комплексное программирование развития отраслей и сфер и на уровне муниципальных образований – городов, административных районов.
По итогам общественных слушаний проекты программ вносятся в повестку очередного заседания законодательного органа региона, предварительно рассматриваются в заинтересованных комитетах и комиссиях и затем ставятся на обсуждение депутатами и голосование.
Такая длительная процедура принятия целевых программ обусловлена необходимостью тщательной оценки целесообразности проведения крупных инвестиций.
Наиболее крупные стройки региона включаются в специальный перечень – титульные списки строек. Финансирование таких объектов и освоение выделенных средств находится на особом контроле федеральных и региональных органов.
В числе таких объектов в основном становятся детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, больницы и поликлиники, культурно-общественные центры, жилые дома для военнослужащих, пансионаты для престарелых. Также в числе подобных строек могут быть сети энергоснабжения, автодороги, системы водоснабжения и водоотведения.
Строительство наиболее важных объектов посредством целевого программирования позволяет решать следующие задачи:
1) сконцентрировать значительные финансовые ресурсы на конкретных объектах и комплексах для бесперебойного финансирования на протяжении длительного периода (зачастую более одного года);
2) на стратегической основе осуществить разработку плана строительства и организацию строительного процесса;
3) обеспечить контролируемость использования финансовых и материальных ресурсов за счет «прозрачности» плана и работ.
2.2Разработка технико-экономического обоснования строительства. Бизнес-план.
Разработка проектно-сметной документации осуществляется в два этапа.
1) На первом этапе выполняется технико-экономическое обоснование инвестиций в строительство объекта (предприятия, зданий, сооружений, комплексов).
На втором этапе разрабатывается проектная документация, в которой уточняются технико-экономические показатели.
Экономическая оценка строительства проводится на основании следующих расчетов:
- стоимости строительства, определяемой по аналогам и укрупненным показателям;
- по прогнозным и экспертным оценкам;
- возможных источников инвестиций;
- себестоимости основных видов продукции либо услуг; анализа финансовых показателей хозяйственной деятельности предприятия в течение расчетного периода;
- оценки рисков инвестиций;
- обоснования выбора расчетного периода;
- анализа ценообразующих факторов по элементам издержек и доходов и т.д.
Под стоимостью строительства в обосновании инвестиций понимают предварительную величину денежных средств, которые потребуются для строительства новых, расширения, реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта действующих предприятий, зданий и сооружений.
Стоимость строительства в сметной документации обычно определяется в двух уровнях цен:
1-й уровень - в базисном (постоянном) уровне с помощью действующих сметных норм и цен;
2-й уровень - в текущем или прогнозном уровне на основе цен, сложившихся ко времени составления смет или прогнозируемых периодов осуществления строительства. Стоимость в текущем и прогнозном уровне может определяться на основе ее базисного уровня и системы индексов.
Индексы стоимости (цен, затрат в строительстве) - это отношение текущих (либо прогнозных) стоимостных показателей к базисным стоимостным показателям на сопоставимые по номенклатуре и структуре ресурсы. Усредненные текущие индексы разрабатываются и определяются Госкомстатом России и публикуются ежеквартально в Строительной газете. Индексы разнятся по регионам страны.
2) На следующем этапе разрабатывается Проект, на основании которого проводятся торги подряда, открывается финансирование строительства и разрабатывается рабочая документация.
На стадии Проект по укрупненным показателям устанавливается сметная стоимость строительства, которая понимается как денежные средства, которая определяется по следующим элементам затрат:
- работы по монтажу оборудования (монтажные работы);
- затраты на приобретение (изготовление) основного и вспомогательного технологического оборудования, мебели и инвентаря;
- прочие затраты (проектно-изыскательские и научно-исследовательские работы, подготовка эксплуатационных кадров, содержание службы заказчика-застройщика).
По результатам разработки на стадии Проект составляется бизнес-план (инвестиционное предложение) – это финансовый документ с описанием основных технико-экономических параметров стройки, обоснованием её коммерческой привлекательности.