Лекция 4. Этапы подготовительной работы перед составлением отчетности

Составлению бухгалтерской отчетности должна предшествоватьзначительная подготовительная работа. Объем работы, предшествующийсоставлению годовой бухгалтерской отчетности, значительно выше объемаработы, проводимой перед формированием промежуточной отчетности. Так,промежуточный (квартальный) баланс составляется обычно на основе книжныхданных. Формированию же годового бухгалтерского баланса обязательнопредшествуют процедуры по уточнению оценки и (или) переоценки имущества,проведению инвентаризации, выявлению сумм, относящихся к событиям послеотчетной даты и условных фактов хозяйственной деятельности и др. Ниже втабл. 2 представлена сравнительная таблица этапов составления годовой ипромежуточной бухгалтерской отчетности. Таблица 2 Этапы составления бухгалтерской отчетности
№ п/п Этапы составления промежуточного бухгалтерского отчета Этапы составления годового бухгалтерского отчета
1 2 3 4 5 6 7 Уточнение распределения доходов и расходов между смежными отчетными периодами (месяц, квартал и т. д.) Проверка записей на счетах бухгалтерского учета и их соответствие счетам Главной книги Исправление выявленных ошибок баланса, заключительными записями декабря разные оценочные резервы (по сомнительным долгам, Закрытие счетов учета затрат, расходов, прибылей формирование себестоимости готовой продукции и реали зованной продукции (работ и услуг) нарастающим итогом с начала года Выявление промежуточного финансового результата от продажи продукции (работ и услуг) на счете 90 «Продажи» Выявление промежуточного финансового результата от прочих операций, не относящихся к обычным видам деятельности, «Прочие доходы и расходы» Выявление промежуточной (с начала года) чистой прибыли (непокрытого убытка) на счете 99 «Прибыли и убытки» Составление Главной книги на конец промежуточного отчетного периода В соответствии со ст. 12 Закона «О бухгалтерском учете» проводится годовая инвентаризация всех статей баланса, после чего остатки Главной книги декабря месяцакорректируются на результаты инвентаризации (период октябрь-декабрь прошлого года)Осуществляется проверка расчетов со всеми субъектамирынка (покупателями, поставщиками, банками и др.), возникают сторнировочные записи, которые отражаются вГлавной книге декабря прошлого года (работа проводится в январе-феврале текущего года)Уточняется оценка (переоценка) имущественных статей образуются на снижение стоимости материальных ценностей, ценных бумаг и др.) Уточняется распределение доходов и и убытков между двумя смежными календарными годами Выявляется окончательный (годовой) финансовый результат путем всех частных результатов (то есть определяется чистая прибыль, закрываются счета финансовых результатов сч. 90, 91, 99)Составляется итоговая оборотная ведомость по счетамГлавной книги, охватывающая все исправительные и дополнительные записи, которая является основой для составления формы №1 и формы №2 и отражение их на счете 91В соответствии с ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» и ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности» уточнения вносятся в Главную книгу (декабря) или отражаются а пояснительной записке к годовому отчетуСоставление Главной книги на конец года
Показатели форм бухгалтерской отчетности заполняются на основанииданных остатков или оборотов по счетам Главной книги. Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемымк ней требованиям, должны соблюдаться следующие условия: – отражение хозяйственных операций в учете только на основаниинадлежаще оформленных первичных документов (накопительных, группировочных ведомостей); – отражение за отчетный период всех хозяйственных операцийи результатов инвентаризации; – совпадение данных синтетического и аналитического учета. Цикл учетной работы за любой месяц (в межотчетном периоде) можноразделить на три части: 1) составление бухгалтерских записей (проводок) на основании первичных документов, накопительных, группировочных ведомостей; это самая главная часть цикла учетной работы в межотчетный период; именно на данном этапе от бухгалтера хорошее знание как нормативных бухгалтерских документов, так и налогового законодательства; 2) перенос всех фактов хозяйственной деятельности организации за месяциз первичных документов в регистры бухгалтерского учета (например, в журнал регистрации хозяйственных операций и др.); 3) формирование информации об объектах бухгалтерского учета на счетахГлавной книги на основании итоговых данных учетных регистров. В конце отчетного периода по всем счетам Главной книги подсчитываются дебетовые и кредитовые обороты, по подавляющему большинству счетов выводится конечное сальдо. По некоторым счетам, например 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», надо исчислять развернутое сальдо. Отражение развернутого сальдо в балансе (в активе дебетового, в пассивекредитового) необходимо для объективной характеристики финансовогоположения организации. Взаимное погашение дебиторской и кредиторскойзадолженности (свертывание сальдо) приводит к фальсификации баланса. Такой порядок разрешен только для организаций, применяющих упрощенную систему учета. Счета 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственныерасходы», 28 «Брак в производстве», 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»,94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» ежемесячно закрываются, ихобороты по дебету и кредиту обязательно равны, сальдо отсутствует. Счета 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли иубытки» закрываются один раз в конце года. Показатели Главной книги (обороты по дебету и кредиту счетов, остатки)используются для составления бухгалтерской отчетности. Чтобы убедиться вточности и полноте этих показателей, необходимо периодически проверятьзаписи по счетам. Для проверки полноты и правильности записей по счетам используютсяразличные приемы, которые в значительной мере зависят от применяемой ворганизации формы бухгалтерского учета. Обычно проверку записей по счетам Главной книги проводят по следующим направлениям: Ø сличают обороты по каждому синтетическому счету с итогами документов, послуживших основанием для записей; Ø сравнивают между собой обороты и остатки или только остатки по всем счетам синтетического учета; Ø сверяют обороты и остатки или только остатки по каждому синтетическому счету с соответствующими показателями аналитического учета. Для сверки данных аналитического и синтетического учета, а также для сличения оборотов и остатков по всем синтетическим счетам составляют оборотно-сальдовые ведомости отдельно по всем синтетическим счетам и отдельно по аналитическим, объединяемым одним синтетическим счетом, т. е. составляется несколько оборотно-сальдовых ведомостей по аналитическимсчетам и одна – по синтетическим. Проверка учетных записей на синтетических счетах осуществляется поитогам оборотно-сальдовой ведомости. Имеющиеся в ней три пары суммовых колонок должны отражать дебетовые и кредитовые итоги, соответственно равные друг другу: 1) сальдо на начало периода по дебету должно быть равно сальдо на его начало по кредиту; 2) обороты за период по дебету должны быть равны оборотам за период по кредиту; 3) сальдо на конец периода по дебету должно быть равно сальдо на его конец по кредиту. Отсутствие равенства в какой-либо паре колонок указывает на ошибку в записях или в подсчете записей по счетам. Например, отдельные суммы могут быть записаны не на те счета, к которым они относятся. Для выявления таких и подобных им ошибок производят сверку данных синтетического учета с соответствующими показателями аналитического учета: итоги оборотно-сальдовой ведомости по аналитическим счетам сверяют с данными соответствующих счетов в оборотно-сальдовой ведомости по синтетическим счетам. Равенство остатков и оборотов свидетельствует о правильности записей на счетах бухгалтерского учета.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: