СМАЗКА ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ И ПОДШИПНИКОВ
Для уменьшения потерь мощности на трение, снижения интенсивности изнашивания трущихся поверхностей, их охлаждения и очистки от продуктов износа, а также для предохранения от заедания, задиров, коррозии должно быть обеспечено надежное смазывание трущихся поверхностей [2].
1 Смазывание зубчатых и червячных передач
В машиностроении для смазывания зубчатых и червячных передач широко применяют так называемую картерную систему. В корпус редуктора или коробки передач заливают масло так, чтобы венцы колес были в него погружены. Колеса при вращении увлекают масло, разбрызгивая его внутри корпуса. Масло попадает на внутренние стенки корпуса, откуда стекает в нижнюю его часть. Внутри корпуса образуется взвесь частиц масла в воздухе, которая покрывает поверхности расположенных внутри корпуса деталей.
Картерное смазывание применяют при окружной скорости зубчатых колес и червяков до 12,5 м/с. При более высоких скоростях масло сбрасывает с зубьев центробежная сила и зацепление работает при недостаточном смазывании. Кроме того, заметно, возрастают потери мощности на перемешивание масла, повышается его температура.
Выбор смазочного материала основан на опыте эксплуатации машин.
Преимущественное применение имеют масла. Принцип назначения сорта масла следующий: чем выше окружная скорость колеса, тем меньше должна быть вязкость масла и чем выше контактные напряжения в зацеплении, тем большей вязкостью должно характеризоваться масло. Поэтому требуемую вязкость масла определяют в зависимости от контактного напряжения и окружной скорости колес по таблице 1.
Таблица 1 - Рекомендуемая кинематическая вязкость масел
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
КП 10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Изм. | Лист | № докум. | Подп. | Дата | ||||||||||||||||||||||||||||
Разраб. | Фефилова Г.Ф. | Смазка зубчатой передачи и подшипников | Лит | Лист | Листов | |||||||||||||||||||||||||||
Проверил | У | |||||||||||||||||||||||||||||||
УАвиаК | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Н.контр. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Утв. | Фефилова Г.Ф. | |||||||||||||||||||||||||||||||
По таблице 2 выбирают марку масла для смазывания зубчатых и червячных передач.
Таблица 2 - Кинематическая вязкость масел
Обозначение индустриальных масел состоит из четырех знаков, каждый из которых обозначает: первый (И) - индустриальное, второй - принадлежность к группе по назначению (Г - для гидравлических систем, Т - тяжелонагруженные узлы), третий - принадлежность к группе по эксплуатационным свойствам (А - масло без присадок, С - масло с антиокислительными, антикоррозионными и противоизносными присадками, Д - масло с антиокислительными, антикоррозионными, противоизносными и притивозадирными присадками), четвертый (число) - класс кинематической вязкости.
Из пластичных смазочных материалов наиболее часто применяют ЦИАТИМ-201, Литол-24, Униол-2. Допустимые уровни погружения колес цилиндрического редуктора в масляную ванну (рисунок 1): hм» 2т - 0,25d2. Здесь т - модуль зацепления. Наименьшую глубину принято считать равной двум модулям зацепления, но не менее 10 мм. Наибольшая допустимая глубина погружения зависит от окружной скорости колеса. Чем медленнее вращение колеса, тем на большую глубину оно может быть погружено.
Рисунок 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
КП 10 | Лист | |||||||||||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Изм. | Лист | № докум. | Подп. | Дата | ||||||||||||||||||||||||||||
Расстояниеbомежду дном корпуса и наружной поверхностью колес или червяка для всех типов редукторов и коробок передач принимают: bо ≥ За, где а» 10 мм. 2 Смазывание подшипников Подшипники смазывают тем же маслом, что и детали передач. Смазывание их другим смазочным материалом применяют редко (если требуется защитить подшипники от продуктов износа деталей передач). При картерном смазывании передач подшипники смазывают брызгами масла. При окружной скорости колес v ≥ 1 м/с брызгами масла покрыты все детали передач и внутренние поверхности стенок корпуса. Стекающее с колес, валов и со стенок корпуса масло попадает в подшипник. Рисунок 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
КП 10 | Лист | |||||||||||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Изм. | Лист | № докум. | Подп. | Дата | ||||||||||||||||||||||||||||
Пример 17