Следственная и согласительная процедуры

Международные следственные и согласительные комиссии — органы,

создаваемые спорящими сторонами на паритетных началах, иногда с привлечением

третьей стороны. В ст. 33 Устава ООН эти мирные средства обозначаются терминами

«обследование» и «при­мирение».

Задачей следственных комиссий является точное установление фактов, связанных

со спором. Согласительные комиссии не ограничиваются выяснением фактической

стороны дела, они пред­принимают усилия для урегулирования спора и с этой

целью вносят предложения. Выводы следственных и согласительных комиссий

фа­культативны и не обязывают спорящие стороны. Они могут с ними согласиться

или отказаться принять их. Однако существует ряд со­глашений, в которых

признается обязательный характер выводов таких комиссий, например в Конвенции

о режиме судоходства на Дунае 1948 года (ст. 45).

Порядок формирования и функционирования международных следственных комиссий

установлен по инициативе России в Гаагских конвенциях о мирном решении

международных столкновений 1899 и 1907 годов (ст. 9 -35). Согласно

Конвенциям, целью таких комиссий является «выяснение вопросов факта

посредством беспристрастного и добросовестного их расследования» (ст. 9).

Следственная комиссия создается на основе особого соглашения между спорящими

сторона­ми, в котором должны быть точно определены подлежащие расследо­ванию

факты, установлены порядок и срок образования комиссии, объем полномочий

комиссаров. В соглашении могут быть также оп­ределены место пребывания

комиссии, ее право на перемещение, язык, которым она будет пользоваться, и

т.д. (ст. 10). Если стороны не согласились об ином, то в соответствии со ст.

12 и 45 каждая сто­рона назначает в комиссию из общего списка членов

Постоянной палаты третейского суда двух комиссаров, из которых только один

может быть ее гражданином. Четыре члена комиссии выбирают пято­го —

председателя комиссии.

В Конвенциях 1899 и 1907 годов установлены правила следствен­ного

производства: следствие производится состязательным порядком; заседания

комиссии являются, как правило, закрытыми; реше­ния принимаются большинством

голосов членов комиссии. Комиссия составляет доклад, который подписывается

всеми ее членами и пере­дается сторонам. В ст. 35 подчеркивается, что доклад

комиссии, ограничиваясь лишь установлением фактов, не имеет характера

тре­тейского решения. За сторонами сохраняется полная свобода

восполь­зоваться по своему усмотрению этими фактическими выводами.

Следственная процедура предусмотрена в Женевских конвенциях о защите жертв

войны 1949 года для расследования заявлений одной стороны по поводу фактов

нарушения положений конвенций другой стороной.

В практике ООН большое значение придается работе по установ­лению фактов.

Генеральная Ассамблея в ряде резолюций по вопросу о методах установления

фактов, например в резолюции от 16 декабря 1963 г., отмечала значение

следственной процедуры для мирного разрешения споров.

9 декабря 1991 г. Генеральной Ассамблеей была одобрена Декла­рация об

установлении фактов Организацией Объединенных Наций в области поддержания

международного мира и безопасности. Декла­рация исходит из того, что при

выполнении своих функций, связан­ных с поддержанием международного мира и

безопасности, Совету Безопасности и Генеральной Ассамблее необходимо иметь

подроб­ную информацию в отношении любого спора или ситуации.

Декларация регулирует вопросы создания миссий по установле­нию фактов.

Решения о направлении таких миссий могут принимать Совет или Ассамблея. Для

направления таких миссий на территорию любого государства необходимо

предварительное согласие этого го­сударства. Декларация рекомендует для

организации и проведения миссий пользоваться прежде всего услугами

Генерального секретаря, который должен составлять и обновлять списки

экспертов, привле­каемых к участию в миссиях. Однако можно использовать и

какой-либо специальный вспомогательный орган Совета Безопасности или

Генеральной Ассамблеи,

Согласительные (примирительные) комиссии возникли в между­народных отношениях

несколько позже, чем следственные комис­сии. В доктрине отмечается, что

впервые согласительная комиссия была создана по Договору между США и

Великобританией 1909 года о пограничных водах между США и Канадой.

Наиболее подробно порядок образования и функционирования согласительных

комиссий был разработан в Общем акте о мирном разрешении международных споров

1928 года.

Общий акт предусматривает, что споры между участниками акта могут

рассматриваться в постоянной или временной специаль­ной согласительной

комиссии, создаваемой спорящими сторонами. В составе комиссии из пяти членов

может быть лишь по одному гражданину спорящих сторон. Три других члена

комиссии избираются с согласия сторон в споре из граждан третьих держав.

Производство в согласительной комиссии состязательное, решения принимаются

большинством голосов членов комиссии.

Положения о согласительных комиссиях (примирительной про­цедуре)

предусмотрены в значительном количестве двусторонних и многосторонних

договоров и конвенций.

В практике СССР получили развитие согласительные комиссии для

разрешения пограничных инцидентов и конфликтов. На основе двусторонних

соглашений создаются на паритетных началах согласительные комиссии в составе

пограничных комиссаров (пограничных пред­ставителей), которые либо сами

разрешают пограничные споры и

инциденты, либо передают их на рассмотрение своих правительств.

Различные варианты согласительной (примирительной) проце­дуры предусмотрены в

Венской конвенции о представительстве го­сударств в их отношениях с

международными организациями универсального характера 1975 года, Конвенции

ООН по морскому

праву 1982 года и др. В рамках ООН в 1995 году были разработаны Типовые

правила по примирению споров между государствами (рез. ГА 50/50 от 11 декабря

1995 г). Типовые правила применимы лишь в тех случаях, когда государства в

письменной форме договорились об их применении. Результаты работы созданной

на основа­нии правил комиссии по примирению носят рекомендательный характер.

На различных стадиях примирения стороны могут просить Генерального секретаря

ООН оказать им помощь в реализации про­цедуры примирения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: