Добрые услуги и посредничество — это мирные средства разрешения
международных споров с помощью третьей стороны. Между ними есть много общего,
но есть и различия.
Гаагские конвенции о мирном решении международных столкновений 1899 и 1907
годов в числе мирных средств разрешения споров предусматривают добрые услуги
и посредничество. В них указывается, что добрые услуги и посредничество
должны оказывать государства, не причастные к спору (столкновению). Третья
сторона может оказывать добрые услуги или посредничество по своей инициативе
или по просьбе одной или нескольких сторон в споре. При этом как предложение
добрых услуг или посредничества, так и отказ от них не считается
недружелюбным действием (ст. 3). Добрые услуги или посредничество имеют
«исключительное значение совета и не могут почитаться обязательными» (ст. 6).
Различия между этими двумя мирными средствами следующие. Целью добрых услуг
является налаживание контактов между сторонами в споре с тем, чтобы побудить
|
|
их вступить в переговоры. Сторона, оказывающая добрые услуги, не должна
участвовать в переговорах и влиять на их ход. Посредничество предполагает
более активное участие третьей стороны. Его целью является не только
налаживание контактов между спорящими сторонами, но и достижение между ними
примирения. Как отмечается в ст. 4 Конвенций 1899 и 1907 годов, «задача
посредника заключается в согласовании противоположных притязаний и в
успокоении чувства неприязни, если оно возникло между государствами,
находящимися в споре». Посредник может участвовать в переговорах, активно
влиять на их ход, внося предложения по существу спора. Именно поэтому для
осуществления посредничества необходимо согласие обеих спорящих сторон.
Обладая широкими правами, посредник должен соблюдать определенные
обязанности: воздерживаться от оказания помощи одной стороне в ущерб другой;
уважать суверенные права, честь и достоинство спорящих государств.
Добрые услуги и посредничество могут быть индивидуальными и коллективными. Их
могут оказывать государство, международная организация, их должностные лица,
частные лица, как правило, видные общественные деятели.
[3]
Государства весьма активно используют в своих международных отношениях эти
мирные средства. Это относится и к России, которая в ХVIII-ХIХ веках
выступала с предложением добрых услуг и оказания посредничества. Известны
добрые услуги Правительства СССР, перешедшие в посредничество, по разрешению
индо-пакистанского конфликта, приведшие к подписанию конфликтующими сторонами
|
|
Ташкентской декларации от 10 января 1966 г. В 1945 году Советское
правительство согласилось на посредничество Франции в переговорах со
Швейцарией по поводу судьбы интернированных в ней советских граждан.
Известен и случай отказа СССР от предложения быть посредником. В 1945 году
японское правительство предложило СССР выступить посредником между Японией,
с одной стороны, и США, Великобританией и Китаем — с другой, по вопросу
прекращения войны на Дальнем Востоке. Данное предложение не имело смысла, так
как Япония отклонила требование указанных держав о безоговорочной
капитуляции.
В практике ООН с оказанием добрых услуг и посредничества очень часто
выступают Генеральный секретарь ООН или его специальные представители,
действующие на основе резолюций Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи
ООН. Добрые услуги Генерального секретаря во время Карибского кризиса в 1962
году содействовали переговорам между СССР и США и привели к его
урегулированию. Добрые услуги и посредничество представителя Генерального
секретаря ООН сыграли важную роль в мирном урегулировании в 1988 году в
Афганистане и в других международных конфликтах.
В ст. 8 Конвенций 1899 и 1907 годов предусмотрен особый случай
посредничества. Находящиеся в споре государства избирают, каждое со своей
стороны, державу-посредницу. Эти державы должны войти в непосредственные
сношения друге другом и провести переговоры по предмету спора. В этот период
спорящие стороны не должны поддерживать между собой никаких контактов в
отношении спора. При помощи такого посредничества был решен алжиро-
марокканский спор о границе, возникший осенью 1963 года. Государствами-
посредниками выступили Мали и Эфиопия.