Добрые услуги и посредничество

Добрые услуги и посредничество — это мирные средства разре­шения

международных споров с помощью третьей стороны. Между ними есть много общего,

но есть и различия.

Гаагские конвенции о мирном решении международных столкно­вений 1899 и 1907

годов в числе мирных средств разрешения споров предусматривают добрые услуги

и посредничество. В них указывает­ся, что добрые услуги и посредничество

должны оказывать государ­ства, не причастные к спору (столкновению). Третья

сторона может оказывать добрые услуги или посредничество по своей инициативе

или по просьбе одной или нескольких сторон в споре. При этом как предложение

добрых услуг или посредничества, так и отказ от них не считается

недружелюбным действием (ст. 3). Добрые услуги или посредничество имеют

«исключительное значение совета и не могут почитаться обязательными» (ст. 6).

Различия между этими двумя мирными средствами следующие. Целью добрых услуг

является налаживание контактов между сторо­нами в споре с тем, чтобы побудить

их вступить в переговоры. Сторона, оказывающая добрые услуги, не должна

участвовать в пе­реговорах и влиять на их ход. Посредничество предполагает

более активное участие третьей стороны. Его целью является не только

налаживание контактов между спорящими сторонами, но и достиже­ние между ними

примирения. Как отмечается в ст. 4 Конвенций 1899 и 1907 годов, «задача

посредника заключается в согласовании про­тивоположных притязаний и в

успокоении чувства неприязни, если оно возникло между государствами,

находящимися в споре». Посред­ник может участвовать в переговорах, активно

влиять на их ход, вно­ся предложения по существу спора. Именно поэтому для

осуществле­ния посредничества необходимо согласие обеих спорящих сторон.

Обладая широкими правами, посредник должен соблюдать опре­деленные

обязанности: воздерживаться от оказания помощи одной стороне в ущерб другой;

уважать суверенные права, честь и достоин­ство спорящих государств.

Добрые услуги и посредничество могут быть индивидуальными и коллективными. Их

могут оказывать государство, международная ор­ганизация, их должностные лица,

частные лица, как правило, видные общественные деятели.

[3]

Государства весьма активно используют в своих международных отношениях эти

мирные средства. Это относится и к России, которая в ХVIII-ХIХ веках

выступала с предложением добрых услуг и оказания посредничества. Известны

добрые услуги Правительства СССР, перешедшие в посредничество, по разрешению

индо-пакистанского конфликта, приведшие к подписанию конфликтующими сторонами

Ташкентской декларации от 10 января 1966 г. В 1945 году Советское

правительство согласилось на посредничество Франции в перегово­рах со

Швейцарией по поводу судьбы интернированных в ней совет­ских граждан.

Известен и случай отказа СССР от предложения быть посредни­ком. В 1945 году

японское правительство предложило СССР высту­пить посредником между Японией,

с одной стороны, и США, Вели­кобританией и Китаем — с другой, по вопросу

прекращения войны на Дальнем Востоке. Данное предложение не имело смысла, так

как Япония отклонила требование указанных держав о безоговорочной

капитуляции.

В практике ООН с оказанием добрых услуг и посредничества очень часто

выступают Генеральный секретарь ООН или его спе­циальные представители,

действующие на основе резолюций Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи

ООН. Добрые услуги Генерального секретаря во время Карибского кризиса в 1962

году содействовали переговорам между СССР и США и привели к его

урегулированию. Добрые услуги и посредничество представителя Генерального

секретаря ООН сыграли важную роль в мирном урегу­лировании в 1988 году в

Афганистане и в других международных конфликтах.

В ст. 8 Конвенций 1899 и 1907 годов предусмотрен особый случай

посредничества. Находящиеся в споре государства избирают, каждое со своей

стороны, державу-посредницу. Эти державы должны войти в непосредственные

сношения друге другом и провести переговоры по предмету спора. В этот период

спорящие стороны не должны поддерживать между собой никаких контактов в

отношении спора. При помощи такого посредничества был решен алжиро-

марокканский спор о границе, возникший осенью 1963 года. Государствами-

посредниками выступили Мали и Эфиопия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: