Общие принципы ценообразования

Процесс ценообразования кредитного продукта - это определение его стоимости, приближенной к рыночной цене продукта со сходными характеристиками. Проблема ценообразования существует в связи с тем, что, несмотря на наличие рынка, кредитные продукты не являются предметом активной торговли, не обращаются на рынке. Соответственно, понятие справедливой рыночной цены напрямую не применимо к сделкам банковского кредитования. Как правило, эти сделки обладают индивидуальными характеристиками, которые сложно формализовать. Процесс оценки представляет собой экстраполирование рыночных цен финансовых инструментов на нерыночные инструменты с учетом различий между их характеристиками. В числе таких характеристик для кредитных продуктов следующие: риск дефолта заемщика, ковенанты (включенные в кредитный договор обязательства заемщика что-либо сделать/не совершать в течение срока кредитования), обеспечение, дополнительные условия по сделке и многие другие.

Модели ценообразования включают ключевые параметры, комбинация которых позволяет обеспечить показатели эффективности деятельности банка: установленную прибыльность активов, капитала или прибыльность капитала с учетом риска. Применяемая банком модель ценообразования должна определяться масштабами и характером его бизнеса, развитием филиальной сети, особенностями ресурсной базы, организационной структурой банка.

Основными параметрами модели являются: перечень факторов ценообразования, способ определения стоимости ресурсной составляющей, типы учитываемых рисков и т. д. Наиболее обоснована процентная политика, основанная на системе трансфертного ценообразования. Целью внедрения комплексной системы ценообразования является формализация формирования индивидуальной цены для каждой ссуды, включая идентификацию затрат и выявленных рисков.

Факторы, определяющие процентные ставки на макро- и микроуровне

В основе ценообразования финансовых инструментов любого коммерческого банка лежит система рыночных процентных ставок, определяемая целым рядом макроэкономических факторов. Основным является соотношение спроса и предложения денежных средств, которое напрямую зависит от цикличности экономики. В условиях экономического оживления спрос на заемные средства обычно растет, и если предложение ресурсов остается неизменным, то процентные ставки увеличиваются. Напротив, для фазы экономического спада характерно падение спроса на заемные ресурсы и, как правило, снижение процентных ставок. В числе других макроэкономических факторов следующие:

* денежно-кредитная политика центральных банков;

* инфляционные ожидания;

* конкуренция на рынке кредитных ресурсов;

* развитие рынка ценных бумаг;

* открытость национальной экономики, международная миграция капитала, обменный курс, состояние платежного баланса страны;

* система налогообложения.

На микроуровне основными факторами ценообразования являются: стоимость ресурсной базы банка; балансовые риски, которые принимает банк, проводя кредитные операции; уровень кредитного риска по сделке; расходы банка по кредитной операции и некоторые другие в зависимости от применяемой модели ценообразования.

Стандартное ценообразование кредитных продуктов

Рассмотрим прежде всего стандартный подход к формированию процентной ставки по кредитному продукту, существовавший в банковской практике многие годы и сейчас еще применяемый отдельными банками. Как правило, процентная ставка устанавливается с учетом стоимости привлеченных средств, скорректированной на удорожание ресурсов в связи с отчислениями в фонд обязательных резервов (иногда в качестве такой ставки применяется так называемая трансфертная ставка - ставка, используемая для целей внутреннего трансфертного ценообразования), и расходов по обеспечению деятельности банка, относящихся к активным операциям; премии за риск и надбавки, за счет которой формируется прибыль на активы.

Средняя стоимость ресурсов определяется как средневзвешенная величина с учетом цены отдельного вида депозитного инструмента (учитывая отчисления в фонд обязательных резервов) и его удельного веса в общем объеме привлеченных средств. Средняя стоимость ресурсов включает такой параметр, как «вознаграждение по компенсирующим остаткам на счетах».

Часто, структурируя кредитную сделку, коммерческие банки предъявляют заемщикам требование иметь в течение срока пользования кредитом остатки на счетах «до востребования» не ниже некоего минимального уровня (минимальные неснижаемые остатки по расчетным счетам), либо ставят иные аналогичные условия. Такие требования могут выдвигаться с целью формирования ресурсной базы, расширения бизнеса или могут выступать в качестве некоей дополнительной компенсации по ссуде.

Как правило, дополнительное условие является одним из компонентов кредитного договора банка с заемщиком. Неснижаемые остатки могут устанавливаться в абсолютной сумме либо в виде доли от текущей суммы кредита. Поскольку соблюдение требования об остатках является обязательным условием кредитного соглашения, то данное требование должно рассматриваться как часть ценового механизма.

Премия за риск включает компенсацию: кредитного риска, процентного, риска потери ликвидности и операционного риска. Как правило, основная составляющая - компенсация кредитного риска.

Ценообразование с учетом стоимости экономического капитала

Иным образом устанавливаются процентные ставки по кредиту, если в банке реализована модель определения экономического капитала и его распределения по бизнес-направлениям деятельности. Процентная ставка определяется в этом случае исходя из стоимости привлеченных средств, как в предыдущей модели, учитывает расходы по обеспечению деятельности банка, относящиеся к активным операциям, премию за риск в части так называемых ожидаемых потерь и надбавку, которая отражает стоимость задействованного капитала фирмы.

Таким образом, ценообразование с учетом стоимости экономического капитала принципиально отличается от стандартного подхода, рассмотренного выше, но требует оценки экономического капитала банка.

Подводя итог, отметим: основное различие двух методов ценообразования состоит в том, что стандартный метод оперирует только ожидаемыми потерями, закладывая их в размер процентной ставки по кредиту, а второй метод - ценообразование с учетом стоимости экономического капитала - в цене кредита учитывает также стоимость капитала, предназначенного для покрытия непредвиденных потерь банка.

Ценообразование кредитных продуктов с применением трансфертных цен

Ценообразование кредитных продуктов, использующее трансфертные цены, строится с учетом следующих основных принципов.

1. В основе цены лежит трансфертная ставка, соответствующая основным характеристикам ссуды (срок, валюта, тип процентной ставки, способ погашения и т. д.).

2. Клиентская ставка включает такой компонент, как операционные расходы - прямые и косвенные.

3. Ценообразование сочетает формирование целевой прибыли с учетом риска и коммерческие критерии:

* ценообразование с учетом риска является основой - помимо компенсации ожидаемых потерь, процентная ставка должна компенсировать стоимость капитала, предназначенного для покрытия непредвиденных потерь;

* коммерческое ценообразование основывается на системе надбавок и скидок к базовой цене для проведения бизнес-политики посредством штрафов и дотаций, дифференцированных по продуктам и рынкам.

Действующие цены могут отличаться от целевых риск-ориентированных цен, поскольку ценообразование является объектом конкурентного давления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: