Тема 4. Общеорганизационная самоэкспертиза
План лекции:
1.Понятие самоэксспертизы
2.Общеорганизационная самоэкспертиза
1.Понятие самоэксспертизы
Метод разработан в 70-х гг. XX в. группой ленинградских исследователей под руководством И.М. Сыроежина и направлен на выявление реально существующих, а не нормативно определенных коммуникаций, рабочих связей в организации.
Организационная самоэкспертиза входит составной частью в метод КОМПАС (Количественная Оценка Меры Порядка Административной Системы). Основой метода КОМПАС является специальный экспертный лист структуры связей организации.
Вопросы листа направлены на выяснение места эксперта в структуре управления. Он должен указать своего непосредственного руководителя. Не того, кто должен быть по штатному расписанию, а действительного, с кем установлены устойчивые рабочие связи. При этом предполагается, что таких руководителей может быть несколько. Эксперт должен назвать своих непосредственных подчиненных, т.е. сотрудников, которым он отстает распоряжения без уведомления третьего лица.
2.Общеорганизационная самоэкспертиза
Форма экспертного листа структурных связей организации
1. Назовите Вашего непосредственного руководителя (фамилию, инициалы, должность). Если более чем один человек отдает Вам непосредственные распоряжения, назовите первым того, кто делает это чаще всего:____________________________________________
_________________________________________________________
2. Назовите Ваших непосредственных подчиненных, т.е. сотрудников, которым Вы отдаете распоряжения без санкции или уведомления третьего лица (фамилию, инициалы должность): ________________
_________________________________________________________
3. Назовите Вашу фамилию, инициалы, должность, отдел: _________ _________________________________________________________
Экспертиза проводится в два этапа:
- на основе штатного расписания составляются списки экспертов;
- проводится сама экспертиза (заполнение экспертных листов).
Обработка экспертных листов направлена на формирование первоначальной структуры, из которой впоследствии строится рабочая структура организации.
Первоначальная структура преобразуется в рабочую с использованием пяти стандартных ситуаций неупорядоченности связей.
В исходной ситуации (а) сотрудник В подчинен сотруднику А. Кроме этого, у них есть и общие подчиненные С и D. В этом случае условно считается, что сотрудники А и В должны занять одну позицию АВ (б) и сформировать группового работника.
Сотрудник С (а) подчинен А и В. Причем в своем экспертном листе сотрудник С, отвечая на первый вопрос, указал, что В является руководителем первого ранга. В рабочей графе А и В (б) попадают в одну позицию.
Первоначальный граф (а) такой же, как и в предыдущей ситуации, но Сотрудник В является по отношению к С руководителем второго ранга. В этом случае В и С (б) попадают в одну позицию.
У сотрудника А (а) только один подчиненный. Поэтому А и В (б) находятся на одной позиции, но А выступает в роли лидера этой пары.
В исходной ситуации (а) у сотрудника А два подчиненных В и С. В рабочей графе (б) сотрудники В и С образуют группового работника.
Именно эти пять стандартных ситуаций позволяют превратить первоначальную ситуацию в рабочую. Представляет определенный интерес экономический смысл появления очень часто встречающегося в жизни группового работника. По нашему мнению, его возникновение возможно в том случае, когда нет четкого разграничения прав и обязанностей работников управления и однозначного понимания каждым экспертом своего места в управлении.
С помощью этих специальных приемов обработки экспертных листов получаются первоначальные структуры), т.е. непосредственно по данным экспертизы
И рабочие структуры управления производством.
Общеорганизационная самоэкспертиза проводится для целей диагностики проблем управления и последующей корректировки организационных отношений.