Форма экспертного листа структурных связей организации

Тема 4. Общеорганизационная самоэкспертиза

План лекции:

1.Понятие самоэксспертизы

2.Общеорганизационная самоэкспертиза

1.Понятие самоэксспертизы

Метод разработан в 70-х гг. XX в. группой ленинградских иссле­дователей под руководством И.М. Сыроежина и направлен на выявление реально существующих, а не нормативно определенных коммуникаций, рабочих связей в организации.

Организационная самоэкспертиза входит составной частью в метод КОМПАС (Количественная Оценка Меры Порядка Административной Системы). Основой метода КОМПАС является специальный экспертный лист структуры связей организации.

Вопросы листа направлены на выяснение места эксперта в структуре управления. Он должен указать своего непосредственного руководителя. Не того, кто должен быть по штатному расписанию, а действительного, с кем установлены устойчивые рабочие связи. При этом предполагается, что таких руководителей может быть несколько. Эксперт должен назвать своих непосредственных подчиненных, т.е. сотрудников, которым он от­стает распоряжения без уведомления третьего лица.

2.Общеорганизационная самоэкспертиза

Форма экспертного листа структурных связей организации

1. Назовите Вашего непосредственного руководителя (фамилию, инициалы, должность). Если более чем один человек отдает Вам непос­редственные распоряжения, назовите первым того, кто делает это чаще всего:____________________________________________

_________________________________________________________

2. Назовите Ваших непосредственных подчиненных, т.е. сотрудни­ков, которым Вы отдаете распоряжения без санкции или уведомления третьего лица (фамилию, инициалы должность): ________________

_________________________________________________________

3. Назовите Вашу фамилию, инициалы, должность, отдел: _________ _________________________________________________________

Экспертиза проводится в два этапа:

- на основе штатного расписания составляются списки экспертов;

- проводится сама экспертиза (заполнение экспертных листов).

Обработка экспертных листов направлена на формирование первоначальной структуры, из которой впоследствии строится рабочая структура организации.

Первоначальная структура преобразуется в рабочую с использованием пяти стандартных ситуаций неупорядоченности связей.

В исходной ситуации (а) сотрудник В подчинен сотруднику А. Кроме этого, у них есть и общие подчиненные С и D. В этом случае условно считается, что сотрудники А и В должны занять одну позицию АВ (б) и сформировать группового работника.

Сотрудник С (а) подчинен А и В. Причем в своем экспертном листе сотрудник С, отвечая на первый вопрос, указал, что В является руководителем первого ранга. В рабочей графе А и В (б) попадают в одну позицию.

Первоначальный граф (а) такой же, как и в предыдущей ситуации, но Сотрудник В является по отношению к С руководителем второго ранга. В этом случае В и С (б) попадают в одну позицию.

У сотрудника А (а) только один подчиненный. Поэтому А и В (б) находятся на одной позиции, но А выступает в роли лидера этой пары.

В исходной ситуации (а) у сотрудника А два подчиненных В и С. В рабочей графе (б) сотрудники В и С образуют группового работника.

Именно эти пять стандартных ситуаций позволяют превратить первоначальную ситуацию в рабочую. Представляет определенный интерес экономический смысл появления очень часто встречающегося в жизни группового работника. По нашему мнению, его возникновение возможно в том случае, когда нет четкого разграничения прав и обязанностей работников управления и однозначного понимания каждым экспертом своего места в управлении.

С помощью этих специальных приемов обработки экспертных листов получаются первоначальные структуры), т.е. непосредственно по данным экспертизы

И рабочие структуры управления производством.

Общеорганизационная самоэкспертиза проводится для целей диагностики проблем управления и последующей корректировки организационных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: