Основные принципы композиции

ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ

 

Территория нашей страны бога­та природными ландшафтами. Их раз­нообразие обусловлено зонально­стью – это зона тундры и лесотундры, лесная зона, включающая тайгу и сме­шанные леса, лесостепная и степная зоны, полупустыня и пустыня, субтро­пическая зона. Все это создает непо­вторимое природное своеобразие.

В современной ландшафтной ар­хитектуре принято выделять понятия природного и антропогенного ланд­шафта. По определению Л. С. Залесской, Е. М. Микулиной, природный ландшафт в географическом понима­нии – это однородный участок суши, окаймленный естественными грани­цами, в пределах которых природные компоненты (климат, рельеф, вода, почва, растительность, животный мир) образуют взаимосвязанное и взаимо­обусловленное единство, т. е. состоя­щий из взаимодействующих природных компонентов и формирующихся под влиянием природных процессов.

К природным ландшафтам отно­сятся ландшафты, образовавшиеся в ходе естественного развития природ­ной среды и не носящие следов дея­тельности человека.

Существуют пять основных ланд­шафтных компонентов: земная кора, воздух, вода, растительность и живот­ный мир. Сюда же можно отнести и человека в качестве шестого компонен­та, что в значительной степени оправдано растущим влиянием антропогенного вмешательства в структуру и динамику природных экологических систем.

Поверхность Земли имеет разно­образный рельеф. Этот рельеф соот­ветственно обтекается воздушными потоками, а также диктует и распре­деление воды. В результате складывается местная климатическая характеристика участка с определенным рас­тительным и животным миром. Так, упрощенно можно описать структуру любого естественного ландшафта. Но в любом ландшафте основой, «скелетом» является рельеф; его изменение неиз­бежно вызовет изменения во всех остальных компонентах.

Вместе с тем на Земле очень мало ландшафтов, не тронутых человеком. В процессе хозяйственной деятель­ности человек изменяет некоторые природные компоненты: растительность, почву, водный режим, фауну. Эти изменения нарушают сложившиеся в ландшафте связи и взаимодействия между природными компонентами.

Необходимость освоения территории и проникновение человека в природу вы­зывают изменение ландшафта, в ре­зультате чего возникают сети дорог и линий электропередач, заводы, поселки и пр.

Как утверждают Л. С. Залесская, Е. М. Микулина, антропогенные ланд­шафты существуют уже давно, как дав­но существует хозяйственная деятель­ность человека. Сначала они не играли почти никакой роли в общем формиро­вании ландшафтов земли, так как из­менения, внесенные человеком, проис­ходили на очень малых территориях и имели обратимый характер (напри­мер, раскорчеванное и распаханное поле с прекращением хозяйственной деятельности быстро зарастало и при­обретало прежние свойства),

С расширением масштабов человеческой деятельности результаты ее ста­ли в ряде случаев приобретать необ­ратимый характер. Эти постепенные изменения ландшафта охватывали все большие участки земли. Позднее к ним присоединились изменения, вызывае­мые промышленным производством, добычей полезных ископаемых. Насту­пила эпоха устойчивых ландшафтных преобразований.

Это привело к тому, что природ­ных ландшафтов в чистом виде на зем­ле уже не осталось, если применять этот термин в самом строгом его зна­чении. Все ландшафты земли сегодня, пусть в очень малой степени, но изменены вмешательством человека. Антропогенный ландшафт – это ландшафт, состоящий из взаимодействующих при­родных и антропогенных компонен­тов и формирующийся под влиянием деятельности человека.

Новые ландшафты создаются мно­гими аспектами современной цивилиза­ции – мы говорим о ландшафте про­мышленном, транспортном, о город­ском ландшафте, о ландшафте отдыха. На сегодняшний день все эти и другие типы ландшафта принято рассматри­вать как обособленные и специализиро­ванные. Однако город как спе­цифический тип антропогенного ланд­шафта еще относительно мало изучен.

Ландшафт и пейзаж

Понятия «ландшафт» и «пей­заж» когда-то были равнозначны. Вид местности по немецки называется ландшафтом, а по французски – пей­зажем. Позднее «ландшафт» стал и ге­ографическим термином, определяю­щим своеобразие природного облика обособленного географического райо­на, а пейзаж – термином живописи, как участок местности, охватываемый взглядом человека.

Затем эти термины вошли в ланд­шафтную архитектуру. И здесь, к со­жалению, нет четкости и согласован­ности в их трактовках. Одни авторы эти понятия обобщают, взаимозаме­няют; другие рассматривают пейзаж лишь как часть ландшафта, т. е. ландшафт представляют как сумму пейзажей. Некоторые авторы пред­ставляют оба понятия лишь в созер­цательном аспекте: ландшафт – кар­тина большого пространства, пейзаж – малого (рис. 3.1).

Ландшафт географического района – это понятие о пространствах очень большой величины (ландшафт тундры, тайги, степи и т. д.).

Лесопарковый, парковый и садовый ландшафт – это местности с функционально-образной характеристикой; имеющие свой физико-биологический и эмоциональный облик. Эта среда, окружающая человека.

Пейзаж – это понятие зрительное, созерцательное, восприятие местности аналогично картине. 

Путем соединения нескольких простых схем в одной картине образуются сложные по структуре композиции 2, 3, 4-схемные (в среднем до 5). При этом вертикальные элементы в динамических пейзажах подчиняются общему направлению пространственных планов (рис. 3.2). При сопоставлении композиций натурных парковых пейзажей с изображенными обнаружились общие закономерности их построения: 1) цельность; 2) выявление главного и второстепенного элементов; 3) ограниченность элементов композиции; 4) структурность.

 
 

 

 

 

Рисунок 3.1 – Типы пейзажей по восприятию.

А – простой односюжетный пейзаж (мостик и обрамление деревьев);

Б – сложный двухсюжетный пейзаж: 1 – дорога, 2 – озеро,

В – панорамный пейзаж: 1 – старое дерево, 2 – деревья и водоем, 3 – дорога

 
 

 

 

Рисунок 3.2 – Анализ изображения пейзажа

 

 

 

Рисунок 3.3 – Типы пейзажей по восприятию

1 – односюжетный простой, 2 – двухсюжетный сложный,

3 – панорамный

 

Эти виды картин имеют общие композиционные черты или признаки и в то же время свои особенности как в построении (или структуре), так и восприятия.

Практика паркового проектиро­вания и строительства показывает, что основой его композиции является уме­лое использование условий местности пространственных особенностей, рельефа, водных поверхностей, раститель­ности (рис. 3.4). В связи с этим при проектировании необходимо тщательно изучать природные условия, видовые достоинства местности и знать декоративные и биологические особенно­сти растений.

Рельеф является одним из важней­ших факторов общей организации пей­зажа. Он замыкает пространство, под­разделяя его на отдельные замкнутые пейзажи, но он же и раскрывает про­странство. Даже незначительные не­ровности почвы создают дополнитель­ные возможности для обогащения пар­ковых ландшафтов, позволяя неболь­шими средствами достичь желаемых результатов.

Создание живописных ландшафтов в парковых насаждениях на ровной плоской местности – одна из сложных задач в ландшафтном искусстве.

Характерным примером удачного решения этой задачи может служить Тростянецкий парк, созданный в 60-х года XIX в. на ровной степной мест­ности. В этом парке умело были раз­мещены лесные массивы, рощи, груп­повые и одиночные посадки; частично изменен степной рельеф путем устрой­ства искусственных насыпных холмов; сооружена система трех озер пло­щадью 11 га. Все это позволило создать, несмотря на невыгодные природные условия, выдающееся произведение пейзажного искусства.

Таких примеров влияния характера местности и природных условий на, архитектуру и планировку парков мож­но привести очень много.

 
 

 

Рисунок 3.4 – Факторы, учитываемые в ландшафтных объектах: а – пространство, б – рельеф, в – водоемы, г – растительность

Вода и водные устройства явля­ются важнейшими компонентами при­родной среды. Вода занимает значи­тельное место в формировании парко­вой среды. Она снижает температуру воздуха, повышает его влажность и в целом существенно влияет на микро­климат. Важны также эстетическая ценность воды и ее физические свой­ства. Очень часто водные устройства (реки, ручьи, пруды, каналы и пр.) являются определяющими в формиро­вании планировочной структуры пар­ка, его композиционными осями, цен­трами и узлами. Такие сооружения, как бассейны, водопады, фонтаны, ча­сто являются центрами внутренних композиций парка. Особенно широко водные устройства и поверхности использовались в русских парках. Во­дослив устраивали на базе речек внутри парков и композицию парков ори­ентировали внутрь, или, наоборот, парки строили у воды с ориентацией на внешние акватории. Часто для устрой­ства купальных и декоративных водое­мов используют отработанные карьеры.

В зависимости от режима питаю­щего поверхностного стока водоемы бывают проточные, бессточные и с за­медленным стоком. Реки, ручьи, водо­хранилища на реках, пруды на малых реках относятся к проточным водое­мам. Пруды, устраиваемые в балках, оврагах, понижениях местности, а так­же пруды-копани на ровных местах относятся к бессточным водоемам. Питание водоемов водой бывает дождевое, снеговое, ледниковое, подземное. Питание водой рек обычно смешанное.

Дождевые и талые воды, стекающие по земной поверхности называются стоком.

Для обеспечения парков города во­доемами необходимы максимальный учет и сохранение всех его водных ре­сурсов.

Наиболее распространенными вод­ными устройствами парка являются пруды и озера. Форма водоемов опре­деляется рельефом, а контур водного зеркала соответствует рисунку горизонтали, на которой находится уровень воды.

Форма водоемов бывает компакт­ной, изогнутой, вытянутой, сложной. Водоем выглядит живописно, если у него криволинейные берега с бухтами и полуостровами. Глубина простран­ства усиливается островами. Особое декоративное достоинство внутренних водоемов – отражение в зеркале воды пейзажных картин. Особое настрое­ние в парках создает движущаяся во­да – речки, ручьи, водопады – пороги, каскады, тип обработки берегов и на­бережных (рис. 3.5). При создании насаждений у водоемов надо помнить о соответствии условиям их произрас­тания. На участках с высоким стоянием подземных грунтовых вод высаживают такие деревья и кустарники, которые переносят длительное затопление.

 
 

 

 

Рисунок 3.5 – Сквер, ориентированный на водную поверхность

 

Особое место занимают приемы композиции зеленых насаждений в пейзажах у водоемов – это сплошные береговые массивы, кулисы, поляны.

Архитектурные сооружения водое­мов подчинены гидротехническим тре­бованиям. Это плотины, мосты, водо­сливы.

Зеленые насаждения – основа пар­ковых композиций. Создание архитек­турно-художественного облика терри­тории при помощи растений является одной из основных задач ландшафтной архитектуры. Издали мы видим озеле­ненный участок или его отдельные части в целом и только по мере при­ближения начинаем различать отдель­ные детали. Четко видимые издали общие контуры называются силуэтом. Решение силуэта – одна из важней­ших задач проектирования посадок. Силуэт посадок помогает понять огра­ниченность пространства. Например, он может быть выражен в форме сплош­ного зеленого массива с рыхлыми или геометрически правильными очертаниями. В других случаях силуэт построен, на контрасте между каким-либо возвышающимся сооружением и окружаю­щей его более низкой растительно­стью – пространство растекается от объекта. Открытый центр с высокими насаждениями по краям представляет собой третий прием – пространство объединяется и т. д.

При решении силуэта основными этапами являются изучение рельефа территории данного объекта с точек, откуда он виден целиком или частично, чтобы всесторонне использовать все разнообразные возможности примене­ния растительности различной высоты и формы. Эта форма может быть естественной и искусственной (стри­женые деревья и кустарники) и явля­ется фактурой пространственной сре­ды.

Посадки растений бывают следую­щих видов: аллейные и рядовые по­садки из деревьев с раскидистой кро­ной различных естественных форм, из деревьев, кронам которых стрижкой придана четкая геометрическая форма; из высоких свободно растущих кустар­ников, из стриженых высоких кустар­ников, из высоких и низких кустарни­ков свободно растущих и стриженых, с различными комбинациями деревьев и кустарников с газонами, цветника­ми, скульптурами, вазами и прочими декоративными элементами, размещен­ными в интервалах между древесными растениями и полосами кустарника. Распространены групповые посадки из деревьев или кустарников одинако­вой или различной формы (например, плакучая рябина на фоне нескольких экземпляров серебристой ели); оди­ночные посадки деревьев или кустар­ников различной формы; посадки цве­тущих травянистых растений, вклю­чающих только низко или высокорос­лые растения (декоративно-листвен­ные растения); групповые посадки цветущих травянистых растений различных форм и кустарников; стриженный газон или высокий травостой; посадки вьющихся растений.

В наиболее известных отечественных садах и парках (Павловском, парках г. Пушкина, петродворцовых парках и др.) основой парковых ком­позиций прежде всего являются сами зеленые насаждения. Особенно отчет­ливо это выражено в Павловском пар­ке. Но и в таких парках, как Петродворцовский нижний парк, в котором архитектурным центром являются зна­менитые фонтаны, дворец и другие архитектурные сооружения, роль зеле­ных насаждений также исключительно велика.

Подбор и размещение в нем расте­ний неразрывно связаны с объемным решением архитектурных и декоратив­ных сооружений.

Применение перечисленных прие­мов в различных сочетаниях дает бес­численное множество конкретных ре­шений и позволяет создать на каждом, даже небольшом участке, разнообраз­ные по форме композиции.

При проектировании озелененного объекта необходимо помнить, что соот­ношение открытых (газоны, луга) и закрытых (засаженных древесно-кустарниковой растительностью) про­странств влияет как на ветровой и температурно-радиационный режим объекта, так и на его композицию. Наиболее оптимальное решение полу­чается, если под лесные и парковые насаждения отводят меньше половины площади озеленяемой территории на севере и 70-80 % на юге.

Закрытые пространства характе­ризуются сомкнутостью полога от 1,0 до 0,6. Эстетические достоинства зеленого массива рассматриваются не с видовых точек, а в процессе движе­ния при выявлении отдельных экземп­ляров, и в ощущении изолированности в природной среде. Соотношение высо­ты пространства к его ширине пример­но 1:2.

Полуоткрытые пространства имеют сомкнутость полога от 0,5 до 0,2 с груп­повым или равномерным размещением деревьев. При создании определенной изоляции и затенения территории учас­ток лучше просматривается, пейзаж воспринимается многопланово. Замк­нутость исчезает при соотношении вы­соты к ширине 1:6.

Открытые пространства – это уча­стки, не занятые насаждениями: поля­ны, крупные цветники, спортплощадки, водоемы, граница которых находится далее 200 м.

Промежуточным типом простран­ства является ориентированное, т. е. вытянутое или ограниченное с одной, двух или трех сторон.

Поляны, газон. Почти на всех озелененных объ­ектах нужны открытые пространства большей или меньшей величины, на ко­торых густо растет трава. Травяни­стые покрытия подразделяются на га­зоны и луга (поляны, лужайки). Ос­новная разница между ними в том, что газоны регулярно подстригают и травостой на них густой, но не высокий, а луга скашивают один-два раза в год.

Декоративные газоны подразделяются на партерные и обыкновенные. Партерные газоны размещают на наиболее ответственных, парадных местах. Они всегда должны казаться ровными зелеными коврами.

Обыкновенные газоны – травостои большинства наших улиц, скверов, садов внутриквартального озеленения.

Луговой газон – это уже не газон, а луг. Это живописные парковые по­ляны свободной планировки, природ­ный луг с полевыми цветами.

Надо помнить, что газон хорош лишь в сочетании с древесно-кустарниковой растительностью, при правиль­ном соотношении между ними. Ком­позиции полян следует уделять особое внимание при проектировании крупных садов и парков. Соотношение между ними и древесными массивами опре­деляет художественный облик отдель­ных участков и парка в целом. Важно правильно определить место полян в плане. Не рекомендуется ровно раз­брасывать их по всей территории пар­ка, так как это нарушит облик его частей. В тенистых зонах, где преоб­ладают лесные ландшафты, большое количество полян нецелесообразно, здесь уместны лишь небольшие лесные лужайки. В солнечных зонах желатель­на концентрация ряда более крупных полян, может быть, соединяющихся между собой.

Принято считать, что по ширине наибольшими ландшафтными досто­инствами обладают поляны со средней шириной 80-120 м.

Величина полян зависит от их на­значения и величины озелененного объекта.

Если в большом парке уместны по­ляны в несколько гектаров, то в ма­леньком парке, в саду они будут не масштабны.

Величина поляны перед зданием обычно рекомендуется шириной не ме­нее самого здания, а длиной в 2-5 раз больше здания.

Поляна должна раскрывать прост­ранство парка. Затененные поляны меньше радуют глаз. Значит, длинную ее ось выгоднее располагать примерно с востока на запад, чтобы северная сторона не затенялась в течение всего дня. На освещенной опушке поляны размещают светолюбивые породы, же­лательно с темными и компактными кронами, а на теневой стороне, свет­лые, ажурные и более теневыносливые породы.

Восприятие пейзажей поляны во многом зависит от трассировки доро­жек. Поляна может чувствоваться заранее, если дорожка ведет прямо к ней, упирается в нее. Восприятие мо­жет быть и внезапным, если дорожка подходит по касательной, и поляна внезапно раскрывается сбоку. Огром­ную роль в восприятии поляны играет декоративность ее опушек.

Парковые поляны имеют эстети­ческое назначение – вносить в пейза­жи пространство, свет, теплоту.

Поляны в ландшафте городского парка имеют большое композиционное и функциональное значение. Они необ­ходимы в композиции как открытые пространства, контрастирующие с мас­сивами насаждений, и используются для прогулок, игр и спорта.

В зависимости от использования по­ляны имеют газонный покров различ­ного состава. Газоны бывают: декора­тивными – трава определенного ассор­тимента, подвергающаяся регулярному уходу, стрижке и поливке; луговыми – трава не подстригается, а скашивается; «мавританскими» – газонные травы смешиваются с однолетними цветами; спортивными – устойчивые травы, хо­рошо выдерживающие вытаптывание.

Газоны отличаются друг от друга особым подбором семян растений (тра­восмесь), характером подготовки поч­вы и формами ухода.

Партеры. Партером называется декора­тивная композиция, расположенная на горизонтальной плоскости, выпол­няемая из растений, инертных мате­риалов и воды. Партер может состоять из одного, двух, четырех и более эле­ментов.

Из окон зданий партер должен вос­приниматься целиком. Основным тре­бованием к партеру является едино­временное и полное его визуальное восприятие. Обычно партер бывает прямоугольной формы с отношением сторон 1:3 до 1:7.

В рисунке партера используют ра­стительные мотивы: стилизованные ветви, листья, цветы растений, ском­понованные в различных сочетаниях. Фоном для рисунка в большинстве случаев служит песок, щебень раз­личных инертных материалов.

Рисунок классических партеров до­вольно равномерно заполняет отве­денную ему площадь, не оставляя боль­ших свободных промежутков.

Неотъемлемой частью партеров являются периметральные рабатки (полосы), выполняющие не только защитную, но и декоративную роль.

Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся партеры:

1 Кружевные, узорчатые или парте­ры – «вышивки»

2 Наборно-орнаментальные.

3 Английские.

4 Разрезные

5 Партеры около оранжерей.

6 Водные

Солитеры (одиночные посадки). Солитер – одиночное дерево, растущее на поляне, площадке, поле или в отдалении от массива зеленых насаждений. Солитер, высаженный на поляне или площадке, как правило, выполняет роль композиционного цен­тра. Он должен отличаться от окру­жающих деревьев своеобразием кроны, окраской листвы, эффектным цвете­нием или плодоношением. Солитер обычно высаживают в партерной части парков, садов, скверов или пейзажных частях парка на полянах и лужайках.

Расстояние солитера от зрителя должно быть не менее двух его высот. Форма дерева без заметного искаже­ния воспринимается с расстояния, равного трем его высотам.

При регулярной планировке соли­тер помещают или на оси перспективы, или, используя несколько солитеров, размещают их через равные проме­жутки. При определении видовой перс­пективы следует учитывать, что с юж­ной стороны под влиянием неравномер­ности освещения крона развивается сильнее, чем с северной, поэтому следу­ет избегать просмотра солитера с запа­да или востока.

Крупный солитер хорошо воспри­нимается с расстояния 300-400 м.

Одиночные посадки – деталь ком­позиции, ее резкий, выделяющийся штрих. И как деталь, посадки должны либо гармонично увязываться с окру­жающим пейзажем, либо создавать яркий, но оправданный контраст. Наи­более хорошо посадки выглядят на фо­не зелени газона, луга в качестве ком­позиционного центра. Тень от солитера не должна касаться кромки фоновых насаждений.

Классическим солитёрным деревом считается дуб, береза, особенно ее пла­кучие формы, липа, лиственница, ель, ива и многие другие. Но такие деревья, как клен ясенелистный, наращивающий с возрастом неровную, неряшливой формы крону, для солитерных посадок не годятся, в исключительных случаях используют пестролистную форму.

Для кустарников для солитеров же­лательны красиво цветущие (сирень обыкновенная), необычного колорита (клен гиннала) или цветущие и коло­ритные (калина).

Аллеи. Аллеей называют прямолиней­ную дорогу с рядовой обсадкой.

Аллейные посадки деревьев и ку­старников размещают вдоль дорог и дорожек. Наиболее развитую систему аллей имеют парки и лесопарки.

В планировочной композиции парка выделяются основные и второстепен­ные аллеи.

Основные аллеи соединяют входы в парк с наиболее интересными объек­тами, расположенными на территории парка (центральной площадью, круп­ным архитектурным объектом, клубом, дворцом культуры, выставочным па­вильоном, памятником архитектуры), территорией, наиболее интересной в ландшафтном отношении, и т. д.

Внутренние и второстепенные аллеи устраивают внутри зон и предназна­чены они для равномерного распределе­ния посетителей парка на территории зоны. Рекомендуемая ширина аллей раз­ного назначения приведена в табл. 3.1.

По планировке аллеи бывают пря­молинейные и изогнутые в плане. Пря­молинейные аллеи устраивают преиму­щественно на равнинных участках. Начало и конец аллеи акцентируют или архитектурными сооружениями или посадкой наиболее декоративных деревьев и кустарников, иди другими элементами территории и устройствами, которые могут выполнять роль композиционных акцентов, замыкающих аллею или оформляющих вход в неё.

 

Таблица 3.1 – Рекомендуемая ширина аллей

 

Тип аллеи Ширина аллеи от оси дороги до оси деревьев, м В том числе ширина, м
пешеходной части газона с одной стороны общая ширина газона
Главная аллея     2,5  
Прогулочные аллеи 3-4,5 1,5-3 0,75 1,5
Кольцевая аллея     2,5  

 

Метрический ряд – равномерное по­строение одних и тех же элементов аллеи, например обсадка аллеи расте­ниями одной породы с одинаковой вы­сотой и кроной. Сложный метрический ряд – чередование разных пород, на­пример посадка среди деревьев с ша­ровидной кроной деревьев с колоно-видной кроной. Ритмический ряд посадки – размещение растения с на­растанием или убыванием какого-либо признака. Например, по высоте штамба или окраске листвы (переход от темно-зеленой до серебристой окраски). При аллейных посадках наиболее часто встречаются метрические ряды.

На главных аллеях обычно возни­кают встречные потоки посетителей. Поэтому планировка таких аллей должна иметь сложный профиль: для главного потока отводится центральная, широкая аллея, а боковые узкие аллеи предназначены для встречных потоков. Разделительные полосы могут обра­зовываться чистыми газонами, газо­нами с посадками деревьев, цветни­ками. Для формирования изогнутой в плане аллеи могут использовать одно­типные и смешанные посадки.

В случае прокладки аллеи вдоль склона или у его подножия древесные и кустарниковые растения размещают так, чтобы закрыть склон. В связи с этим загущают посадки деревьев, около них высаживают живую изгородь. Со стороны пониженной части склона ал­лею формируют однотипными плотно-кронными деревьями с высоким штам­бом.

При планировке основных компо­зиционных осей парка большое значе­ние приобретают трассировка маршру­тов, насыщение их перспективами, жи­вописными пейзажами, причем должно быть предусмотрено последовательное обновление пейзажей, открывающихся зрителю из различных пунктов.

В ландшафтном искусстве садово-парковым аллеям и дорогам важное значение придавалось с давних пор. В садах XVIIIв. садово-парковые аллеи рассматривались в качестве важ­нейшего компонента всей планировки. За общее правило принималось поло­жение, что каждая аллея в парке обя­зательно должна завершаться интерес­ной перспективой, декоративным сооружением, скульптурой и т. п.

При устройстве перекрестков парковых дорог не следует делать их под слишком острым углом; такие углы легко вытаптываются и их трудно за­саживать растениями. Нежелательно также и перекрещивание дорог под прямым углом, так как это создает впечатление однообразия и монотонно­сти. Углы должны акцентироваться наиболее декоративными растениями.

Порода деревьев зависит от длины, ширины аллеи и ее назначения. На длинной широкой аллее могут расти мощные деревья с широкими кронами, на коротких и узких – уместнее де­ревья с узкими кронами. Для аллеи, ведущей к строгому архитектурному сооружению, больше подойдут строгие формы крон, в частности пирамидальных, а для аллеи ведущей к лугу или пруду, – раскидистые вплоть до плакучих форм.

Изогнутые в плане аллеи устраива­ют, как правило, при наличии рельефа. При этом надо стремиться к тому, чтобы на изломе аллеи создавались перспективы на застройку, памятник архитектуры, водное пространство, группу или одиночную посадку соли­тера и т. д. По мере движения по кри­волинейной аллее должна создаваться система пейзажных видов, разных по глубине, с определенной последова­тельностью их чередования.

По своей конструкции аллеи быва­ют открытые и закрытые. Под откры­тыми аллеями понимают аллеи, обса­женные высокоствольными деревьями, сквозь стволы которых просматрива­ется окружающая территория. При устройстве открытых аллей большое значение имеет создание системы раз­ных по глубине пейзажных видов.

Закрытые аллеи это аллеи, изоли­рующие посетителя от боковых видов и направляющие его внимание прямо по движению. Для их устройства могут высаживаться деревья в сочетании с живыми изгородями или деревья с низким штамбом, например ели или бук.

Возможны чередования отдельных открытых участков аллей с закрытыми.

Аллейные посадки могут создавать­ся как посадкой правильного ряда деревьев, т. е. высаженных на одном расстоянии друг от друга, так и обсад­кой пешеходных частей аллей группо­выми посадками с разрывами между ними. При этом при одинаковой ши­рине аллей правильные посадки де­ревьев зрительно удлиняют перспек­тиву, тогда как обсадка аллей группа­ми деревьев соответственно сокращает ее – прием укрупнения ритма.

Древесные породы при прямолиней­ном решении аллеи могут высаживать­ся как в один ряд с каждой стороны, так и в два ряда. При этом при посадке в два ряда с каждой стороны деревья могут располагаться как рядами, так и в шахматном порядке.

Аллеи бывают однородные или включают в себя посадки двух и более пород. При этом растения высаживают в определенных закономерных сочета­ниях, которые чередуются между со­бой. Эти чередования могут образовы­вать метрические и ритмические ряды.

Для загущенных тенистых аллей желательны теневыносливые деревья, такие, как липы или клен остролистый.

Из более светолюбивых пород можно применять березы, вяз, многие тополя и др. Хорошие хвойные аллеи дают все ели и лиственница. Минимальные рас­стояния в ряду при посадке деревьев в аллеях колеблются от 2,5 до 6 м. Расстояние аллейных деревьев от края дорожки зависит от состава дре­весных пород, назначения аллеи, ее ха­рактера и ширины дорожки. Когда не­обходимо создать очень сомкнутую ал­лею – зеленый тоннель,– деревья можно высаживать близко от дорожки, даже на расстоянии 0,5 м. Но в боль­шинстве случаев аллейные ряды вос­принимаются лучше, если они отодви­нуты от края дорожки и отделены от нее ровной полоской газона.

Рядовые посадки. Рядовые посадки деревьев – это посадки деревьев, высаженных в одну линию. Их применяют обычно при уличных посадках, на жилых терри­ториях и в парках, отделяя друг от друга площадки различного назначе­ния, а также по периметру объектов.

Рядовые посадки имеют большое санитарно-гигиеническое и архитектур­но-планировочное значение. Они смяг­чают солнечную радиацию на город­ских улицах, снижая температуру на 15-20 %, задерживают большое коли­чество пыли и газа и являются одним из средств борьбы с шумом.

На магистралях общегородского значения, как правило, должна пре­дусматриваться двухрядная посадка деревьев, на районных магистралях и улицах местного значения – одноряд­ная в сочетании с живыми изгородя­ми, на нежилых территориях вокруг площадок разного назначения – так­же однорядная посадка.

Для озеленения городских улиц и магистралей, рядовые посадки следует высаживать, как правило, на газонных полосах. Для одного ряда деревьев газонная полоса должна быть не менее 8 м, для двух рядов – 13,4-14 м, для четырех – 21 м. Ширина газон­ных полос при посадке кустарников увеличивается на 1 м.

Для обеспечения возможности складирования зимой снега на газонах при уличных посадках минимальные расстояния древесных посадок до про­езжей части принимают согласно дан­ным табл. 3.2.

 

Таблица 3.2. – Минимальные расстояния древесных посадок до проезжей части

 

Ширина проезжей части, м Ширина газонной полосы, м Расстояние от проезжей части до оси дерева, м
для ½ проезжей части для всей ширины проезжей части
     
    2,5  
10,5   2,5-4  
  2,5 3-3,5  
    3,5-4  

 

Размещение и подбор пород для ря­довых посадок производятся так же, как и для аллейных посадок, главным образом при помощи метрических ря­дов.

При размещении посадок деревьев и кустарников необходимо учитывать расположение наземных и подземных сооружений и коммуникаций. Допусти­мое приближение к ним зеленых на­саждений приведено в табл. 3.3.

 

Таблица3.3 – Допустимое приближение зеленых насаждений к коммуникациям

 

Наименование Наименьшее расстояние, м
до оси дерева до кустарника
От наружных стен зданий и сооружений   1,5
От подошвы или внутренней грани подпорных стенок    
От оград высотой 2 м и выше    
От края:    
проезжей части улиц С учетом технической полосы
тротуара   0,7
садовых дорожек   0,7
От головки рельса трамвая    
От мачт, опор освещения и контактной сети    
От подземных сетей:    
газопровода   1,5
канализации 1,5  
теплопровода 2-4  
водопровода    
Водопроводная магистраль (водовод)    
Дренаж    
Водосток   0,5
Наружная грань общего коллектора   1,5
Кабель связи    
Силовой кабель 3,5  
Колодец подземных сетей    

Живые изгороди. Живые изгороди – это свободнорастущие или формованные ку­старники (реже деревья), высаженные в один или более рядов, выполняющие декоративную, ограждающую и маски­ровочную функции.

Живые изгороди классифицируют по высоте, числу рядов в них, а также по системе ухода за ними, (стриженые или формированные, нестриженые).

Классификация живых изгородей по высоте приведена ниже

Живая изгородь Высота, м
Высокая…………………….. выше 2
Средняя…………………….. 1-2
Низкая……………………… 0-5-1
Бордюр…………………….. менее 0,5

Высокие изгороди применяют для полной изоляции пространства.

Средние по высоте изгороди исполь­зуют для ограждения территорий; не требующих полной изоляции прост­ранства.

Низкие живые изгороди и бордюры применяют для декоративного оформ­ления различных участков.

По конструкции изгороди подраз­деляются на одно, двух и много­рядные.

Однорядные изгороди применяют на участках, не требующих полной изоляции, или на участках, ограничен­ных по территории. Такие изгороди составляют из светолюбивых и красивоцветущих пород.

Двухрядные изгороди более непро­ницаемы, создают плотные стены. По породному составу различают однопородные изгороди или комбинированные из растений двух пород, посаженных в разных рядах.

При устройстве многорядных изгородей необходимо соблюдать условие: в одном ряду – одна порода.

На особо ответственных объектах, обеспеченных систематическим ухо­дом, применяют стриженые изгороди, которым путем систематической стрижки придают определенную форму (чаще всего прямоугольную или тра­пециевидную) (рис. 3.6).

 
 

 

 

 

Рисунок 3.6 – Конструкции живых изгородей

а – однорядная; б – двухрядная двухъярусная; в – пятирядная двухъярусная двухцветная; г – ярусная трехцветная фигурная с акцентами; д – ярусная двухцветная с акцентами; е – фигурная с двойным акцентом

Живые изгороди, как правило, устанавливают из кустарников, но мо­гут быть использованы и деревья вы­сотой около 3-3,5 м, имеющие ветвле­ние боковых побегов не выше 0,2-0,3 м от земли.

Живая изгородь должна быть гу­стой, иначе это будет не изгородь, а ряд кустарников. Расстояние между растениями зависит от биологических свойств породы и назначения живой изгороди. Междурядья делают в 30-50 см, а между ярусами до 70; в рядах расстояние между кустами 30-50 см.

Лучшими породами для подстригае­мых живых изгородей являются боя­рышники, кизильники, снежник и пр. Если живая изгородь выполняет утилитарную функцию ограды, то и строить ее надо так, чтобы через нее было трудно и неприятно проходить

Зеленые стены это высокие жи­вые изгороди очень густо посаженных и регулярно подстригаемых деревьев или древовидных кустарников

Наиболее часто они встречаются в регулярных садах и парках. Деревья высаживают, как правило, в два ряда (третий, средний ряд сильно затеня­ется и плохо растет). Расстояния ме­жду рядами 1-2 м, а в рядах – иногда только в 0,5 м. Облиствление таких стен должно начинаться от са­мой земли. Поэтому штамбовые са­женцы здесь Непригодны. Стрижку зеленых стен выполняют несколько раз в год.

Для создания зеленых стен используют теневыносливые породы: липу, клен остролистный, ель, тую западную и др. Но, к сожалению, они медленно растут. Несколько быстрее растут вяз и лиственница. Зеленые сте­ны можно создавать из быстрорасту­щих густокронных тополей, но они недолговечны.

Зеленые стены можно создавать и более редкой посадкой деревьев: в один ряд или в два в шахматку с расстоя­ниями между рядами 2-4 м и 2-3 м в рядах. В этом случае используют обычные штамбовые саженцы.

Боскеты – это небольшие про­странства в регулярных садах и пар­ках, ограниченные зелеными стенами, иногда в сочетании с живыми изгородями. Такие «зеленые комнаты» всегда имеют геометрически правильные фор­мы. Это принадлежность старых регу­лярных парков. Боскеты должны хо­рошо просматриваться как извне, так и изнутри.

Иногда для устройства боскетов строят трельяжи, т. е. деревянные или металлические сетчатые каркасы, кото­рые обвиваются вьющимися растения­ми, высаженными внизу.

Боскет – это компактная объемно-пространственная композиция, выпол­няемая из деревьев и кустарников, в которую могут включаться павильоны, фонтаны, водные зеркала, скульптура, партеры и пр. Боскеты, как правило, обрамляют парадную открытую часть композиции ансамбля, представляя ве­ликолепный фон для ее декоративных деталей.

Размер боскетов обусловлен общим композиционным замыслом всего ан­самбля в целом. В боскетах широко используют стриженые зеленые стены различной высоты (от 0,5-1,5 до 2-8 м), создаваемые из кустарников и деревьев. Иногда для усиления зеленых стен из кустарников применяют каркас.

Боскеты независимо от планиро­вочного решения и назначения различаются по принципу размещения деревьев и кустарников и оформлению их крон. В связи с этим можно выда­ть следующие типы боскетов:

1) боскет, вся растительность ко­торого, как по периметру, так и внутри представляет стриженые стены;

2) боскет, у которого периметр выполнен в виде стриженой зеленой стены внутри же боскета деревья имеют неподстриженные свободные кроны;

3) боскет типа рощи.

Массивы и боскеты. Массивы насаждений в пейзажных парках и боскеты в регулярных – представляют собой наиболее крупные виды парковых насаждений. Они образуют периметральные насаждения, за­щищающие территорию от господствующих ветров, шума, пыли, разделяют ландшафтные районы парка или создают фон для парковых картин.

Массивы и боскеты соразмерны площади парка или его районам. Они образуют композиционно организованную объемно-пространственную систему соподчиненных компонентов.

Боскет – это крупная геометрическая (по планировке и объему) форма насаждений, используемая в регулярных парках. По характеру размещения древесных растений различаются два типа боскетов - роща, включающая лесопокрытую территорию (существующие насаждения или культуры), и «кабинет» с насаждениями, расположенными по периметру территории (геометрический участок). Существует множество вариантов создания боскетов – обрамление, выполненное из 2 рядов деревьев (3,0 х 3,0 х 1,5 м); 2-ярусное обрамление; шпалеры – «зеленая стена» на основе трельяжа и т. д. Главной задачей является формирование четкого геометрического объема боскета в виде плотной зеленой стены. В зависимости от функции исполь­зование боскета дифференцирование – декоративная кулиса, участок огородно-ягодных культур, лекарственных растений, место отдыха (тан­цевальный зал, театр, место уединения).

Массив пейзажного парка – самый крупный компонент пейзажа (от 0,5 до 20 и более га) свободных очертаний. По своему происхождению массивы разделяют на:

а) массивы, заложенные на базе леса;

б) способом культур;

в) путем реконструкции насаждений иного использования.

При анализе композиции массива следует учитывать его пространст­венную структуру и состав пород. При этом большое значение имеет характер композиции, воспринимающейся со стороны открытого прост­ранства, окаймление чистыми или смешанными породами, опушка. Важно также пейзажное разнообразие, обеспечивающее необходимую смену впечатлений на маршруте, проходящем через массив. По своей роли и функциональным особенностям можно выделить массивы эстетического назначения, санирующего (шумозащита, пылезащита, защита от ветра и т. д.), утилитарного (плодовый сад и проч.). Защитные насаждения создают благоприятную среду для человека и растений, формирующих внутреннюю структуру садово-паркового объекта. Одновременно защитные посадки являются частью объемно-пространственной композиции парка, соответствуют окружающему ландшафту и формируют его внутреннее пространство.

Группы. Группа – это сочетание древес­ных растений одного или нескольких видов, расположенных изолированно на открытом пространстве парка. В ее состав входят не менее трех экземпляров древесных или кустарниковых рас­тений, полностью обозреваемых с од­ной точки, находящейся на уровне по­садки. Группы подразделяются на древесные, кустарниковые и смешанные различной величины.

Группа — это главный элемент озе­ленительных построений, основная конструкция садово-парковой объем­ной архитектуры, причем не только при пейзажной, но и при регулярной

В последнее время все меньше при­меняются линейные посадки, большие права приобретает группа как основной вид древесных и кустарниковых по­строений.

Еще в далекие времена говорили: «Рядами посадит всякий, а группами – это трудно». Действительно, проекти­ровать групповое озеленение сложно. Трудно такой проект переносить в на­туру. Но зато выращивать групповое озеленение несравненно легче и де­шевле. Здесь не надо добиваться одно­образия, стандартности растений, не очень страшно и отставание в росте некоторых экземпляров; не надо забо­титься о регулярной стрижке.

Назначение древесных групп очень разнообразно. Они создают передний и средний план пейзажа, его акценты, доминанты. Группы делят, расчленяют парковое пространство, оформляют по­ляны. Примыкая к древесным масси­вам, они становятся сопутствующими группами, разнообразят и обогащают край массива.

Группы создают силуэт сада, парка, сквера, наполняют их игрой света и теней, обогащают его колорит.

И, наконец, из групп, сближенных между собой, состоят крупные древес­ные построения садов и парков: кур­тины, рощи, массивы.

Подбор растений в группе основы­вается либо на мягком сочетании, либо на контрастном соотношении в зави­симости от их декоративных качеств (рис. 3.7). В зависимости от расстоя­ния до проходящей аллеи или от раз­мещения площадки, с которой откры­ваются основные виды, группа должна обладать либо четким и выразитель­ным силуэтом, видимым с далеких расстояний, либо более тонкими нюан­сами цвета и фактуры листвы и ствола, видимыми с близких расстояний. Во всех случаях должен учитываться ха­рактер фона, на который проектируется группа.

Комбинация деревьев в группах бы­вает различной: группа построена на контрастах разных пород и из деревьев одной породы. Число групп, их размер надо подбирать с учетом размера по­ляны и высоты окружающих массивов.

Велико разнообразие различных видов древесных групп. По величине их можно условно подразделить на ма­лые 2-4 дерева, средние 5-10 деревь­ев и большие 15-20 деревьев (далее пойдут куртины, рощи и массивы, т. е. комплексы сближенных групп).

 

 

       
 
   
 

 

 

 

Рисунок 3.7 – Сочетание объемов крон различного строения

а – регулярной с раскидистой, б – двухразмерных – овальной с шаровидной, в – двух регулярных – пирамидной с зонтичной

Группа может быть «сквозистой» – стволы деревьев и кустарников откры­ты и за ними видна поляна или массив зелени, или «плотной» – с посадкой кустарников, хорошо декорирующих нижнюю часть группы (рис. 3.8).

Расстояния между деревьями в группах принимают при мелком мате­риале 1,5-2 м (с последующим раз­реживанием) при крупновозрастном 3-4 м. Минимальное число деревьев в группе – три; группа из девяти деревьев определяется как предел величины группы.

Иногда группа может состоять не из трех, а из двух элементов, специ­ально подобранных по величине, форме крон, окраске (темное на светлом и на­оборот) и фактуре листа, а также по видам, например дерево и кустарник, кустарник и травянистое растение.

Различен и внешний облик групп. По фактуре группы бывают от ажурных до плотных; по форме – от рву­щихся вверх колоиновидными или пирамидальными кронами до плакучих; по силуэту и колориту – от мягкогар-моничных до контрастных.

По дендрологическому составу раз­личают группы одно- и разнопород-ные, чисто древесные, древесно-кустарниковые и кустарниковые.

Если композиция парка включает большое число групп, то их рекомен­дуется делать однопородными, чтобы избежать пестроты композиции. Однопородные группы, посаженные в виде букетов, усиливают художественные качества применяемой породы. Если композиция парка включает относи­тельно небольшое число отдельных групп, имеющих особое декоративное значение, то такие группы необходимо делать из двух-трех пород. Можно сочетать лиственные и хвойные породы. Как же проектируют и строят дре­весные группы? Начинают с определе­ния смыслового содержания группы: для чего она, что это — часть массива, опушка, кулиса, доминанта или что-то другое, что она должна выражать; ка­кое должна производить эмоциональ­ное воздействие. После этого опреде­ляют ее величину, форму, видовой состав и т. д.

 

 

Рисунок 3.8 – Высотные сочетания групп и массивов: а – за группами сплошной темный тон, б – за аллейными посадками сплошной темный фон, в – прерывистый темный фон позади крупных массивов с вкраплениями высотных групп

Лучше, если края групп будут не­ровными, выступающими. Возможно применение треугольных групп, отры­вающихся из фона

При высаживании молодых деревь­ев группами неровности очертаний групп достичь нетрудно, но когда де­ревья разрастаются, они своими кро­нами сгладят выступы, особенно если эти выступы невелики оттого, что их много.

Крупную группу или куртину можно строить иначе. Устанавливают неров­ный «амебообразный» контур группы и по этому контуру деревья. Иногда деревья располагают внутри контура. Но у таких «амеб» не следует делать много выступов.

Как бы ни были построены группы, почти для каждой из них обязательны два простых правила в группе не долж­но быть трех и более деревьев в ряд и расстояния между деревьями не дол­жны быть одинаковыми. Против света должны восприниматься в своей основе группы, а не массивы. Как подбирают в группы деревья различных пород. Сколько пород может быть в одной группе? Как их сочетают?

Видовое разнообразие сада, парка не означает бессистемного смешения многих пород на всей территории, каж­дый район парка или крупного сада может иметь свою главную домини­рующую породу. Значит, большинство деревьев данного района должно состоять из той породы. Часть группы может быть однопородными. Некоторые породы деревьев хороши именно без примесей, например береза. Кроме того, она хороша как небольшая примесь в группах с господством другой породы, но когда доминирует, то примесей не любит (кроме небольших вкраплений ели).

В группе может главенствовать и не та порода, которая доминирует в этом районе, но чье-то главенство в разно-породной группе обязательно, даже в мелкой. Группа из трех деревьев раз­личных пород обычно воспринима­ется хуже, чем из двух одинаковых и третьего (несколько отступая) дру­гой породы.

В разнопородную группу не обяза­тельно вводить много пород. Если для сада или парка предназначен широкий ассортимент деревьев и кустарников, то лучше часть групп делать из соче­таний одних пород, а другие группы – из других. Следует избегать одинако­вости пестрых сочетаний, т. е. одно­образного разнообразия.

Не только каждый район, но каж­дая группа должны иметь свое лицо.

По каким правилам подбирают деревья для групп и размещают их в группах?

Прежде всего, по признакам биоло­гической совместимости. Нужны те по­роды, которые в данном климате, на данном участке будут хорошо разви­ваться и не будут антагонистичны между собой. И размещать их надо так, чтобы мощные высокорослые породы были в центре групп или на заднем плане и не закрывали деревьев второй и третьей величины, являющихся от­делкой группы и обычно располагаю­щихся по выступам группы, еще боль­ше подчеркивая эти выступы.

Понятие высокорослое здесь то­же условное. Оно переплетается с по­нятием о быстроте роста. Такие бы­строрастущие деревья, как большин­ство тополей и ив, лучше не смешивать с деревьями медленного роста, а состав­лять из них отдельные группы.

Не следует допускать, чтобы в разнопородных группах породы сливались в монотонной одинаковости. Тогда те­ряется смысл разнопородных групп. Важно, чтобы одна порода подчерки­вала особенности другой.

Группы можно подбирать по архи­тектурно-объемному признаку, по си­луэту. Они могут быть устремленными, ввысь, тогда надо брать деревья, ко­торые образуют пирамидальные или колонновидные кроны, например ели, пихты, пирамидальные формы тополей. Если нужны раскидистые округлые группы, то в них будут уместны ивы, вязы, клены и многие другие породы. Для плакучих хороши соответствую­щие формы берез и ив. В отдельных случаях в одной группе могут быть де­ревья и пирамидальной, и раскидистой, и плакучей формы. Какие переходы следует делать между группами. В од­них случаях редкие, контрастные, в других – постепенные, гармоничные.

Основные композиции групп из деревьев и кустарников. В пейзаже важное место занимают группы из деревьев и кустарни­ков, поэтому правильная их компози­ция определяет красоту пейзажа.

Структура группы, размещение ее и подбор пород на территории участка представляют собой сложную творчес­кую и лесоводческую задачу, от успешного решения которой зависит художественная и санитарно-гигиени­ческая ценность объекта.

Группа есть сочетание древесных растений одной или нескольких пород, расположенных изолированно на от­крытом пространстве, с диаметром проекции крон в поперечнике не более 25 м для малого лесопарка, 50 м – для среднего и 80 м – для большого лесопарка.

Группы можно рассматривать по составу пород, количеству и располо­жению деревьев.

По составу пород группы подраз­деляются на чистые и смешанные. Чистые по составу пород группы бы­вают хвойные или лиственные. Сме­шанные группы состоят из хвойных пород тли из лиственных, или из хвой­ных и лиственных. Предпочтение сле­дует отдавать группам, чистым по составу.

Создание преимущественно чистых по составу пород групп, особенно на опушках леса и на площадях реконструктивных рубок, не нарушит целост­ности лесных ландшафтов, их естест­венного вида и в то же время улучшит декоративные качества насаждений.

По своему построению группы имеют ядро, состоящее из одного или нескольких деревьев. Вокруг ядра ком­понуются остальные древесные расте­ния.

В зависимости от используемого ассортимента деревьев и кустарников и их декоративных свойств, а также возраста и размещения растений груп­пы могут быть представлены следую­щими типами:

По составу пород: чистые и сме­шанные.

По структуре крон: грубые (дуб), средние (вяз) и тонкие (ива).

По плотности кроны: плотные (ель) и рыхлые, (сосна).

По форме: одноярусные и много­ярусные.

По цвету кроны: темные (пихта), светлые (ива) и яркие (дерен).

По композиции: симметричные и асимметричные.

По силуэту группы могут иметь соотношения высоты к ширине 1:2 и 2:1.

По величине группы подразделя­ются на малые, средние и большие.

По долговечности, ароматичности и другим признакам: долговечные (дре­весные), недолговечные (кустарнико­вые), из ароматичных растений (жас­мин и др.), из красивоцветущих рас­тений (розы) и др. (рис. 3.9).

Размеры групп определяются вели­чиной растений или их количеством. Основные способы посадки деревьев и кустарников в группах следующие.

Группа создается посадкой несколь­ких растений в один котлован или сближенным размещением посадочных мест (0,3-1 м).

Группа создается посадкой расте­ний возле уже имеющегося дерева (одного или нескольких).

Группа со свободной расстановкой посадочных мест.

 
 

 

Рисунок 3.9 – Гармоничные ландшафтные группы: а – однопородная (клен остролистный); б – разнопородная, построенная на единстве декоративной мозаики; 1 – ясень зеленый; 2 – рябина обыкновенная; 3 – рябинник;

4 – клен ясенелистный; в – разнопородная, гармоничная по окраске и мозаике листьев: 1 – ива белая серебристая; 2 – лох узколистный; г – разнопородная стабильная из деревьев с гармоничным сочетанием форм краны, мозаики окраски хвои: 1 – пихта одноцветная; 2 – ель обыкновенная; 3 – можжевельник виргинский

Группа, составленная из деревьев, различных по возрасту.

Группа с регулярной расстановкой посадочных мест.

Необходимо отметить высокую де­коративность чистых групп из кустар­ников.

Группы, смешанные по составу по­род, широко применяют в лесопарках как акценты на полянах и лужайках, у входа в лесопарк, у водоемов (рис.3.9-3.12).

Подобные группы создают путем посадки древесных растений согласно проекту или формируют при помощи рубок формирования насаждений.

Смешанные группы интересны по цвету (ствол, ветви, хвоя, листва, цвет­ки, плоды), по форме и структуре крон. Они могут быть плотные и ажур­ные, одно- и многоярусные, большие и малые.

Смешанные по составу пород груп­пы строят на контрасте отдельных де­коративных свойств растений, благо­даря чему рельефнее выступают те или иные их декоративные качества: фор­ма, структура, цвет.

При подборе деревьев и кустарни­ков в группы надо стремиться избе­гать излишней пестроты. Группы мож­но формировать из одних лиственных пород, лиственных с хвойными и реже из одних хвойных. В лесопарках пре­обладает второй вариант смешанных групп – хвойные с лиственными.

При создании смешанных групп не­обходимо по возможности подбирать разнохарактерные растения, выявлять декоративные качества пород тщатель­ным подбором и компоновкой деревь­ев. От этого зависит эффект группы в целом.

Группы из хвойных значительно выигрывают от близости листвен­ных пород. Хвойные древесные поро­ды хороши в окаймлении из хвой­ных кустарников (сосна с можжевель­ником).

Кустарники делают композицию группы более законченной, дополняя ее окраской листьев и ветвей, а также цветами.

Группы деревьев оформляют ку­старниками в следующих случаях:

1) для создания контрастной груп­пы по цвету (вводят кустарники с яр­кой, пестрой окраской или красиво-цветущие);

2) для создания плотной, облист­венной до земли группы;

3) ля объединения деревьев груп­пы в одно целое, чтобы придать группе монолитность;

4) для создания выразительного си­луэта, очертания, объема группы;

5)для создания группы длительно­го цветения.

Цветущие растения придают группе особую прелесть. Весной преобладает белая окраска цветов растений, в начале лета – бело-розовая и розовая, а в середине лета – желтая.

 

 
 

 

Рисунок 3.9 – Ландшафтные группы, контрастные по форме кроны:

а – стабильная группа; 1– пихта одноцветная; 2 – сосна обыкновенная; 3– туя западная шаровидная;

б – полустабильная группа: 1– туя западная колонновидная; 2 – лиственница даурская; 3 – можжевельник казацкий;

в – полустабильная группа: 1 – ель колючая; 2 – береза бородавчатая; 3 – можжевельник казацкий; г – изменяющаяся группа; 1– лиственница сибирская; 2 – тополь Болле; 3 – тополь китайский; 4 – сирень венгерская; 5 – боярышник сибирский; д – динамическая группа, построенная по мотивам периодичности цветения, время которого указано в скобках: 1 – абрикос (апрель); 2 – каштан конский (май); 3 – клен гиннала (май); 4 – акация колючая (июнь-июль); 5 – акация амурская (июнь); 6 – будлея Давида (июль-сентябрь)

 

Если представить последовательность цветения некоторых деревьев и кустарников, то получится примерно следующая картина.

Ранней весной зацветают клен остролистный, черемуха обыкновен­ная, спиреи; несколько позднее – яблоня, сирень, рябина, жимолость, боярышник, калина, барбарис, городовин


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: