Метод валового рентного мультипликатора

Часто для сравнения объектов недвижимости применяют либо валовой рентный мультипликатор, либо коэффициент капитализации.

Валовой рентный мультипликатор (GRM) – это отношение продажной цены объекта недвижимости к доходу от этой недвижимости. Если между оцениваемым и сопоставимыми объектами есть различия в удобствах или местоположении, то подразумевается, что эти различия уже отражены в продажных ценах и в ставках арендной платы.

Пример. Необходимо оценить 2-этажный офис. Его потенциальная валовая рентная выручка составляет $100 000. Имеется рыночная информация о продаже трех объектов, сопоставимых с оцениваемым (табл. 2):

Таблица 2

Метод капитализации

Общий коэффициент капитализации (R) – это основной коэффициент, используемый в методе капитализации дохода, определяется как отношение получаемого дохода от недвижимости к цене этой недвижимости.

Для его расчета производится тщательный отбор сопоставимых объектов со схожими с оцениваемыми объектами потоками доходов. Этот способ основан на прямой капитализации дохода, полученного от эксплуатации данного объекта к текущей стоимости путем деления ее на общий коэффициент капитализации.

Пример. Определить стоимость магазина, ожидаемая годовая прибыль от которого $65 000. На

рынке недвижимости эксперт-оценщик обнаружил следующие достоверные данные (табл. 3):

Использование данного способа оценки объектов недвижимости позволяет исключить недостатки,

присущие способу валового рентного мультипликатора, так как в данном способе отбираются сопоставимые объекты, характеризующиеся потоками доходов схожими по риску и продолжительности с потоками доходов оцениваемого объекта.

Примеры решения задач:

Характеристика объекта оценки:

Объектом оценки является 3-х комнатная квартира в городе Александров на 5-ом этаже 10-ти этажного кирпичного дома. Общая площадь -83 кв. м., комнаты 19-16-14 кв. м. не проходные, кухня-12 кв. м., с/у совмещенный, городская горячая и холодная вода, окна пластиковые, лоджия, металлическая входная дверь, домофон. Местоположение – район «Гермес».

Анализ парных продаж

Таблица 1. Корректировочная поправка на тип жилого дома.

Объект Цена продажи, тыс. руб.
1 пара 2 пара 3 пара 4 пара 5 пара
  Кирпичный дом 36,5 38,1 31,6   31,3
  Панельный дом   27,3 33,3 41,3 33,6
  Разница: 4,5 10,8 -1,7 8,7 -2,3

Поправка на тип жилого дома составляет: (4,5+10,8+(-1,7)+8,7+(-2,3)/5 = 4 тыс. руб/м2

Таблица 2. Корректировочная поправка на этажность.

Объект Цена продажи, тыс. руб.
1 пара 2 пара 3 пара 4 пара 5 пара
  Средние этажи 34,4 26,7 36,6 41,7  
  Верхние этажи 31,6 36,5 34,2 34,9 36,2
  Разница: 2,8 -9,8 2,4 6,8 13,8

Поправка на этажность составляет: (2,8+(-9,8)+2,4+6,8+13,8)/5 = 3,2 тыс.руб/м2

Определение стоимости регрессионным методом

Y = A0+A1X1 = 30,5 + 0,37*3,0 = 31,61 тыс.руб/м2

Стоимость объекта с учетом поправок и площадю -83 м2

Соб-та = Y*S +∑поправки = 31,61*83+(4+3,2) = 2630,83 тыс.руб

Вывод: стоимость оцениваемого объекта составляет 2 630 830 руб.

Условия применения сравнительного подхода:

1. Объект не должен быть уникальным.

2. Информация должна быть исчерпывающей, включающей условия совершения сделок.

3. Факторы, влияющие на стоимость сравниваемых аналогов оцениваемой недвижимости, должны быть сопоставимы.

Основные требования к аналогу:

- аналог похож на объект оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам;

- сходные условия сделки.

Сравнительный подход базируется на принципах:

- замещения;

- сбалансированности;

- спроса и предложения.

Этапы сравнительного подхода:

- изучение рынка;

- сбор и проверка достоверности информации о предлагаемых на продажу

или недавно проданных аналогах объекта оценки;

- сравнение данных об отобранных аналогах и объекте оценки;

- корректировка цен продаж выбранных аналогов в соответствии с отличиями от объекта оценки;

- установление стоимости объекта оценки.

Для определения итоговой стоимости оцениваемой недвижимости необходима корректировка сопоставимых продаж. Расчет и внесение корректировокпроизводится на основе логического анализа предыдущих расчетов с учетомзначимости каждого показателя. Наиболее важным является точное определение поправочных коэффициентов.

Преимущества сравнительного подхода:

1. В итоговой стоимости отражается мнение типичных продавцов и покупателей.

2. В ценах продаж отражается изменение финансовых условий и инфляция.

3. Статически обоснован.

4. Вносятся корректировки на отличия сравниваемых объектов.

5. Достаточно прост в применении и дает надежные результаты.

Недостатки сравнительного подхода:

1. Различия фактических продаж.

2. Сложность сбора информации о практических ценах продаж.

3. Проблематичность сбора информации о специфических условиях сделки.

4. Зависимость от активности рынка.

5. Зависимость от стабильности рынка.

6. Сложность согласования данных о существенно различающихся продажах.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: