1) Коэффициент перекрытия Е, определяющий среднее число пар зубьев, находящихся одновременно в зацеплении, подсчитывают по формуле
.
Здесь: Рв – основной шаг
lAF=gα – истинная длина активной части линии зацепления.
Эту длину следует определить аналитически и
проверить с помощью построения.
Из рис.10
.
Здесь радиусы кривизны эвольвенты на окружностях выступов
;
Тогда
Для правильной работы зацепления рекомендуется, чтобы Е ≥ 1,20.
2) Коэффициент удельного скольжения ν характеризует скольжение профилей зубьев относительно друг друга.
Подсчитывается он для каждого колеса по формулам:
Здесь ΔS – контактирующие дуги эвольвент;
р1, р2 – радиусы кривизны эвольвент в точках контакта.
Обычно ν определяют в точках а1 и р1 первого колеса, в точках а2 и р2 второго класса.
В точке а1 ;
В точке р1
В точке а2
В точке р2
В этих формулах рр1 и рр2 равны , . В полюсе ν = 0. Полученным данным строят график удельных скольжений на рабочем участке линии зацепления (см.рис.10).
Наибольших значений скольжение достигает на ножках зубьев колес и особенно у шестерни в точке р2 (рис.10), поэтому ножка шестерни изнашивается интенсивней. Для удовлетворительной работы колес необходимо, чтобы удельное скольжение на ножках зубьев не превышало по абсолютной величине
при Vокр < 1 м/с
при Vокр = 1+20 м/с
при Vокр > 20 м/с
где Vокр – окружная скорость колеса (Vокр = 0,5ωd).