Качественные показатели зацепления

1) Коэффициент перекрытия Е, определяющий среднее число пар зубьев, находящихся одновременно в зацеплении, подсчитывают по формуле

.

Здесь: Рв – основной шаг

lAF=gα – истинная длина активной части линии зацепления.

Эту длину следует определить аналитически и

проверить с помощью построения.

Из рис.10

.

Здесь радиусы кривизны эвольвенты на окружностях выступов

;

Тогда

Для правильной работы зацепления рекомендуется, чтобы Е ≥ 1,20.

2) Коэффициент удельного скольжения ν характеризует скольжение профилей зубьев относительно друг друга.

Подсчитывается он для каждого колеса по формулам:

Здесь ΔS – контактирующие дуги эвольвент;

р1, р2 – радиусы кривизны эвольвент в точках контакта.

Обычно ν определяют в точках а1 и р1 первого колеса, в точках а2 и р2 второго класса.

В точке а1 ;

В точке р1

В точке а2

В точке р2

В этих формулах рр1 и рр2 равны , . В полюсе ν = 0. Полученным данным строят график удельных скольжений на рабочем участке линии зацепления (см.рис.10).

Наибольших значений скольжение достигает на ножках зубьев колес и особенно у шестерни в точке р2 (рис.10), поэтому ножка шестерни изнашивается интенсивней. Для удовлетворительной работы колес необходимо, чтобы удельное скольжение на ножках зубьев не превышало по абсолютной величине

при Vокр < 1 м/с

при Vокр = 1+20 м/с

при Vокр > 20 м/с

где Vокр – окружная скорость колеса (Vокр = 0,5ωd).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow