Порядок кинетостатического расчета покажем на примере.
Требуется определить давления в кинематических парах, уравновешивающую силу и момент у двигателя внутреннего сгорания с горизонтальным расположением цилиндра (см.рис.11).
Известны закон изменения внешних сил (индикаторная диаграмма) веса звеньев G1, G2, G3; угловая скорость вращения звена 1; длина всех звеньев; расстояние AS2 до центра тяжести звена 2; момент инерции шатуна относительно оси, проходящей через центр тяжести Is2.
1) Строим планы скоростей и ускорений. Вычисляем масштабы Kw и Kv.
2) Определяем силы инерции.
Сила инерции поступательно движущегося звена 3 (поршня) равна
[Н]
Направлена против вектора ускорения .
Силы инерции звена 2 (шатуна), совершающего сложное плоское движение, сведутся к главному вектору сил инерции Ри2, приложенному к центру тяжести S2 и направленному против ускорения центра тяжести, и к главному моменту сил инерции Ми2, направленному против углового ускорения Е2.
Силу Ри2 и момент Ми2 можно привести к одной силе Ри2, приложенной в точке К – центре качания на расстоянии h от центра тяжести. Для этого заменим момент Ми2 парой сил, равных Ри2, с тем же моментом.
|
|
Тогда Ми2 = Is2 · E = Pи2 · h, откуда . Силы Ри2 в центре тяжести уравновесятся и останется одна приведенная сила Ри2, приложенная в центре качания К на расстоянии h от центра тяжести.
3) Определяем давления в кинематических парах.
Начинаем с анализа последней, считая от кривошипа, присоединенного группы Асура и заканчиваем, последовательно переходя от одной группы к другой, анализом звена 1.
В нашем примере к кривошипу присоединена лишь одна группа Асура 2 класса 2 порядка 2 вида (с внешней поступательной парой).
На эту группу действует сила давления газов
сила тяжести поршня G3; сила инерции поршня Ри3; сила инерции шатуна Ри2; вес шатуна G2 и реакция отброшенного звена R1-2, которую разлагаем на R1-2, перпендикулярную шатуну и Rn1-2 вдоль шатуна.
Уравнение равновесия группы под действием этих сил имеет следующий вид:
Величину и направление силы Rτ1-2 легко найти из уравнения моментов всех сил, действующих на звено 2, относительно точки В. Если рассматривать условие равновесия звена 2, то
Зная Rτ1-2, строим план сил в такой последовательности:
.
Далее, из конца вектора проводим линию действия , а из начала вектора - направление по вертикали. Точка пересечения этих двух направлений и определит величины векторов и .
На основании плана сил легко определить величину и величину реакции . Для определения R2-3 воспользуемся уравнением равновесия звена 3:
Найдем теперь точку приложения сил R4-3, для чего, исходя из условия равенства звена 3, составим уравнение моментов относительно точки В всех сил, действующих на звено3,
|
|
; так как ,
то сила R4-3 приложена в точке В.
Переходим к определению давления в шарнире 0. На звено 1 действует сила реакции отброшенного звена 2, сила веса G1, сила реакции опоры 0 и уравновешивающая сила Ру, проходящая вдоль линии зацепления колеса, насаженного на кривошип 1.
Уравновешивающую силу легко найти, приравняв нулю сумму моментов всех сил, действующих на кривошип 1 относительно точки 0:
Реакцию можно найти, построив план сил, действующих на звено 1,
4) Определяем уравновешивающую силу Rу' с помощью рычага Жуковского.
Строим план скоростей и в соответствующих точках прикладываем внешние силы и силы инерции, повернув их по часовой стрелке на 900.
В точке а прикладываем перпендикулярно ра силу Ру'. Составляем уравнение равновесия рычага и находим Ру':
Моменты сил Ру и Р'у должны быть одинаковы, т.е.
Допустимое отклонение ± 10%.