Методика воспитания выносливости

Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут. В практике физического воспитания применяют самые разнообразные по форме физические упражнения циклического и ациклического характера, например продолжительный бег, бег по пересеченной местности (кросс), передвижения на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде, плавание, игры и игровые упражнения, упражнения, выполняемые по методу круговой тренировки (включая в круг 7—8 и более упражнений, выполняемых в среднем темпе) и др. Основные требования, предъявляемые к ним, следующие: упражнения должны выполняться в зонах умеренной и большой мощности работ; их продолжительность от нескольких минут до 60—90 мин; работа осуществляется при глобальном функционировании мышц.

Эффективным средством развития специальной выносливости (скоростной, силовой, координационной и т.д.) являются специально подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения и общеподготовительные средства.

Основными методами развития общей выносливости являются:

1) метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности;

2) метод повторного интервального упражнения;

3) метод круговой тренировки;

4) игровой метод; 5) соревновательный метод.

Для развития специальной выносливости применяются:

1) методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный);

2) методы интервального прерывного упражнения

(интервальный и повторный);

3) соревновательный и игровой методы

24. Дать краткую характеристику задач и содержания психологической подготовки спортсмена;

Психическая подготовка —это педагогический процесс напрвленный на формирование и совер­шенствование у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировоч­ной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного вы­ступления в них.

Эта сторона подготовки представляет собой процесс создания, поддерживания и восстановления состояния психической готовности спортсмена к выступлению в соревновании, к борьбе за достижения наилучшего спортивного результата.

Психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольше­му использованию физической и технической подготовленности, а с другой — позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, пере­возбуждение и т.д.).

В системе психологической подготовки спор­тсмена следует выделять следующие направления:

• формирование мотивации занятий спортом;

• волевая подготовка;

• психорегулирующая тренировка;

• совершенствование реагирования;

• совершенствование специализированных умений;

• регулирование психической напряженности;

• совершенствование толерантности к эмоцио­нальному стрессу;

• управление стартовыми состояниями.

Принято выделять общую психическую подготовку и психи­ческую подготовку к конкретному соревнованию.

Общая психологическая подготовка направлена на развитие и совершенствование у спортсменов психических качеств, которые необходимы для их адаптации к экстремальным условием соревновательной деятельности, а также для того, чтобы совершенствовать умение управлять собой и развивать стремление к достижению высшего уровня спортивного мастерства.

Общая подготовка решается двумя путями:

1) обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечива­ющим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активации, концентрации и распределения внимания; спо­собам самоорганизации и мобилизации на максимальные воле­вые и физические усилия;

2) обучение приемам моделирования в тренировочной деятель­ности условий соревновательной борьбы посредством словесно-образных и натурных моделей.

Общая психологическая подготовка осуществляется параллельно с решением учебно-воспитательных и образовательных задач спортивной тренировки. Ею может руководить тренер, а иногда спортсмен проводит её самостоятельно, выполняя определённые задания для совершенствования протекающих в его сознании психических процессов, свойстсвоей личности.

Специальная психологическая подготовка направлена на формирование у спортсмена психической готовности к участию в конкретном соревновании.

Психологическая подготовка (специальная) к конкретному соревнованию бывает ранней, начинающейся примерно за месяц до соревнования, и непосредственной - перед выступлением и в течение его.

Подготовка к конкретному сорев­нованию предполагает формирование установки на достижение запланированного результата на фоне определенного эмоциональ­ного возбуждения, в зависимости от мотивации, величины по­требности спортсмена в достижении цели и субъективной оценки вероятности ее достижения.

Виды предстартовых состояний: боевая готовность, стартовая лихорадка, стартовая апатия.

Оптимальный уровень предстартового возбуждения называется состоянием боевой готовности. В этот период могут наблюдаться нарушение сна, некоторое учащение ЧСС, умеренное повышение артериального давления, основного обмена, содержания адреналина и сахара в крови, укорочение скрытого периода двигательной реакции и т. д.

Стартовая лихорадка сопровождается преобладанием процессов возбуждения в ц. н. с. Обращают на себя внимание черты лица спортсмена: заостренный нос, бледные кожные покровы или, наоборот, пятнисто-красный румянец. Спортсмен становится раздражительным, капризным, упрямым и даже грубым. Ухудшается аппетит, появляется бессонница, резко учащается ЧСС и повышается АД. Отмечаются дрожание пальцев рук и повышенная влажность ладоней.

Перевозбуждение нервной системы может смениться тормозными процессами — стартовой апатией.

Стартовая апатия в большинстве случаев приводит к снижению спортивных результатов, но это не является основанием для обвинения спортсмена в трусости и слабости морально-волевой подготовки. Спортсмен жалуется на вялость, сонливость в дневные часы, ухудшается координация привычных технических действий, замедляется двигательная реакция и т. п.

Приёмы регуляции и саморегуляции психических состояний в условиях соревнований:

· Комплексы физических упражнений

· Разминка

· Воздействующая сила авторитета тренера

· Аутогенная тренировка, саморегуляция, самовнушение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: