Развитие личности: психосексуальные стадии

Фрейд предложил оригинальную теорию развития психики ребёнка. С точки зрения психоанализа, в основе развития психики лежит сексуальность. Прежде, чем стать взрослой, зрелой личностью в том понимании, к которому мы привыкли, она проходит несколько стадий развития. Это означает, что в разные отрезки времени центром психосексуального переживания ребёнка являются не гениталии, как у взрослых, а другие объекты.

Фрейд выделял следующие стадии психосексуального развития:

· оральная стадия – от рождения до полутора лет;

· анальная стадия – от полутора до трёх лет;

· фаллическая стадия – с трех лет до 6-7 лет;

· латентная стадия – с 6 до 12-13 лет;

· генитальная стадия – с начала пубертатного периода примерно до 18 лет.

Каждая стадия отвечает за формирование определённых черт личности человека. Как именно они проявят себя в будущем, напрямую зависит от благополучного или неблагополучного течения той или иной стадии развития. Успех прохождения каждого этапа в свою очередь связан с поведением родителей по отношению к ребёнку. Если в определённый период развития наблюдаются какие-либо отклонения и проблемы, может произойти «застревание», иначе говоря – фиксация на той или иной стадии, что приводит к тому, что взрослый человек сохраняет бессознательную память о конкретной психической травме или целиком о периоде. В минуты тревоги и слабости он как бы возвращается в тот период детства, когда имел место травматический опыт. В соответствии с этим, фиксация на каждой из перечисленных стадий будет иметь свои проявления во взрослой жизни. А детские травмы – это чаще всего неразрешённые конфликты между родителями и ребёнком.

Оральная стадия развития названа так потом, что главным органом чувств малыша в этот период является рот. Именно с помощью рта он не только питается, но и познаёт окружающий мир, испытывая массу приятных ощущений. Это начальный этап развития сексуальности. Малыш еще не способен отделить себя от мамы. Симбиотическая связь, которая существовала во время беременности, продолжается и теперь. Малыш воспринимает себя и маму как единое целое, а материнскую грудь – как продолжение самого себя. Материнская грудь приносит не только наслаждение и удовольствие, но и чувство безопасности, уверенности и защищённости. Вот почему так важно на протяжении всего этого периода сохранять грудное вскармливание. Если же ситуация сложилась иначе, и малыш вынужден питаться молочными смесями, обязательно нужно брать его во время кормления на руки, так, чтобы хотя бы частично воспроизвести ситуацию естественного вскармливания. Очень важен телесный контакт, кроха должен всем своим маленьким тельцем ощущать тепло матери. В этом возрасте дети часто беспокойны, когда мамы нет рядом. Они отказываются спать одни в кроватке, начинают кричать, даже если мама отлучается совсем ненадолго, постоянно просятся на руки. Не отказывайте малышу. Приходя на его зов, выполняя его просьбы, вы не потакаете капризам, а подтверждаете его уверенность в себе и окружающем мире. Строгость воспитания может сыграть злую шутку. Фрейд выделил два крайних типа материнского поведения: излишняя строгость, игнорирование потребностей ребёнка и чрезмерная гиперопёка. Такие модели поведения ведут за собой чувство зависимости, неуверенности в себе. В будущем такой человек постоянно будет ожидать от окружающих «материнского» отношения, испытывать потребность в одобрении, поддержке. Слишком раннее, внезапное, грубое отлучение от груди, пустышки, бутылочки вызывают фиксацию на оральной стадии, которая впоследствии проявит себя в привычке грызть ногти, обкусывать губы, мусолить во рту кончик ручки, постоянно жевать жвачку. Пристрастие к курению, чрезмерная болтливость, желание плотно поесть и много выпить в минуты особой тревоги и беспокойства тоже являются проявлениями фиксации на оральной стадии. Такие люди часто обладают депрессивным характером, для них характерно чувство нехватки, потери чего-то самого главного.

Анальная стадия развития наступает примерно в полтора года и продолжается до трёх лет. В этот период родители приучают ребёнка к горшку. Фрейд считал, что малыш получает огромное удовольствие от акта дефекации и, в частности, от того, что может самостоятельно контролировать столь ответственный процесс. В этот период ребёнок учится осознавать собственные действия, и приучение к горшку – это своего рода экспериментальное поле, где ребёнок может проверить свои способности и вдоволь насладиться новым умением. Фрейд обращает особое внимание на то, как именно родители приучают ребёнка к горшку. Если они чересчур строго и настойчиво следят за соблюдением новых правил или начали сажать ребёнка слишком рано (способность полностью контролировать анальные мышцы формируется только к 2.5-3 годам), к тому же ругают и наказывают ребёнка, когда он отказывается сходить в туалет, стыдят малыша за промахи – у него формируется один из двух типов характера: анально-выталкивающий (ощущение, что только сходив на горшок можно получить любовь и одобрение родителей) и анально-удерживающий (при котором действия родителей могут вызвать протест ребёнка). Людям первого типа свойственны такие черты, как склонность к разрушению, беспокойству, импульсивность. Для второго типа свойственны скупость, жадность, бережливость, усидчивость, пунктуальность, упрямство, они не выносят беспорядка и неопределённости.

В ситуации, когда родители ведут себя более корректно и хвалят малыша за успехи, а к неудачам относятся снисходительно, результат будет иным – ребёнок, чувствуя поддержку со стороны семьи, приучается к самоконтролю, формирует позитивную самооценку. В будущем такого человека отличает щедрость, великодушие, желание делать подарки близким. Существует мнение, что такой тип поведения родителей способствует развитию у ребёнка творческих способностей.

Фаллическая стадия начинается примерно с трёх лет. Ребёнок активно интересуется собственными половыми органами. Он узнаёт, что мальчики и девочки непохожи друг на друга, его занимают отношения полов. Сакраментальный вопрос этого возраста: «Откуда берутся дети?». Не нужно воспринимать повышенный интерес ребёнка к «запретной» теме как ужасающее подтверждение того, что в семье растёт маленький извращенец. Это нормальная ситуация развития и лучше отнестись к ней с пониманием. Строгие запреты, ругань и запугивания лишь нанесут ребёнку вред. Он не перестанет интересоваться темой полов, а страх быть наказанным может превратить его в невротика и в будущем сказаться на интимной жизни.

По мнению Фрейда в этот период ребёнок переживает так называемый Эдипов комплекс – для мальчиков или комплекс Электры – для девочек. Эдипов комплекс – бессознательное эротическое влечение мальчика к матери – желание занять место отца рядом с матерью, стремление обладать ею. Положение отца в семье вызывает у ребёнка зависть и желание соперничать. Сын перенимает у отца систему моральных норм, что в свою очередь создаёт предпосылки для развития суперэго ребёнка. Этот момент является исключительным этапом прохождения Эдипова комплекса. Комплекс Электры протекает несколько иначе. Первым объектом любви для дочери, так же, как и для сына, является мать. Фрейд считал, что женщины уже в детстве испытывают зависть по отношению к мужчинам оттого, что последние обладают пенисом – олицетворяющим силу, власть, превосходство. Девочка обвиняет мать в собственной ущербности и бессознательно стремится обладать отцом. Разрешение комплекса Электры происходит аналогично разрешению Эдипова комплекса – девочка подавляет влечение к отцу и начинает идентифицировать себя с матерью. Становясь похожей на мать, она тем самым увеличивает вероятность в будущем найти мужчину, похожего на отца.

Травмы в этот период могут стать источником неврозов, импотенции и фригидности в будущем. Люди с фиксацией на фаллической стадии развития уделяют огромное внимание собственному телу, не упускают случая выставить его напоказ, любят красиво и вызывающе одеваться. Мужчины ведут себя самоуверенно, иногда нагло, любовные победы они ассоциируют с жизненным успехом. Женщинам с фиксацией на этой стадии свойственна склонность к беспорядочным половым связям, постоянное желание флиртовать и обольщать.

Латентная стадия в период с 6 до 12 лет. Сексуальные бури на время затихают, основное внимание ребёнок уделяет собственной активности. Он учится устанавливать дружеские отношения со сверстниками, много времени уделяет освоению школьной программы, активно интересуется спортом, различными видами творчества. На протяжении всего этого этапа идёт подготовка к завершающему этапу психосексуального развития – генитальной стадии.

Генитальная стадия – начинается с момента полового созревания, когда происходят соответствующие гормональные и физиологические изменения в организме подростка, и развивается примерно до 18 лет. Эта стадия символизирует становление зрелой, взрослой сексуальности, которая остаётся с человеком до конца жизни. Целью подростка является нормальное сексуальное общение, достижение которого, как правило, сопряжено с рядом трудностей. Во время генитальной стадии могут проявляться фиксации на различных предыдущих стадиях, подросток как бы регрессирует к более раннему возрасту.

Для успешного прохождения генитальной стадии необходимо занимать активную позицию в решении собственных проблем, проявлять инициативу и решительность, отказаться от состояния детской инфантильности и пассивности. В этом случае у человека формируется генитальный тип личности, который в психоанализе считается идеальным.

Учение Фрейда практически исключает благополучное прохождение всех стадий психосексуального развития. Каждый из этапов наполнен противоречиями и страхами, а значит, при всём нашем желании оградить ребёнка от травм детства на практике не представляется возможным. Поэтому правильнее было бы сказать, что у любого человека существуют фиксации на каждой из перечисленных стадий развития, однако у одного в большей степени преобладает и читается оральный тип личности, у другого – анальный, у третьего – фаллический. Имея представление об особенностях протекания психосексуального развития можно снизить риск получения серьёзных травм на той или иной стадии развития, способствовать формированию личности ребёнка с минимальным для него ущербом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: