Структура личности. Топографическая модель

В течение длительного периода развития психоанализа Фрейд применял топографическую модель личностной организации (рис.1). Согласно этой модели, в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Рассматривая их в единстве, Фрейд использовал «психическую карту», чтобы показать степень осознаваемости таких психических явлений, как мысли и фантазии.

Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаёте в данный момент. Область предсознательного, иногда называемая «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не осознаётся в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, в результате минимального усилия. Это своеобразный мостик между сознанием и бессознательным. Самая глубокая и значимая область человеческого разума – это бессознательное. Оно представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены и вытеснены в область бессознательного.

Рис. 1. Топографическая модель личностной организации

Структура личности по З. Фрейду представлена тремя составляющими: ид, эго и суперэго.

Ид (от лат. – «оно») – исключительно примитивные, инстинктивные и врождённые аспекты личности. Ид целиком функционирует в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон, дефекация, копуляция), которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, ид – нечто тёмное, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет своё центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Ид выражает первичный закон всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии – это есть принцип удовольствия. Ид подчиняется принципу удовольствия, выражая себя в импульсивной, иррациональной и нарциссической (преувеличенно себялюбивой) манере, невзирая на последствия для других и вопреки самосохранению.

Эго (от лат. – «я») – это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма. Эго подчиняется принципу реальности, цель которого – сохранение целостности организма путём отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом или будут найдены соответствующие условия во внешней среде. Принцип реальности даёт возможность индивидууму тормозить, переадресовывать или постепенно давать выход грубой энергии ид в рамках социальных ограничений и совести индивидуума.

Суперэго (от лат. «сверх я») – система ценностей, норм и этики, принятых в обществе. Этот компонент личности приобретается в процессе «социализации». С точки зрения Фрейда, организм человека не рождается с суперэго, дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими «формирующими» фигурами. Суперэго – это морально-этическая сила личности. Формально оно появляется тогда, когда ребёнок начинает различать «что такое хорошо, а что такое плохо» (примерно в возрасте от 3 до 5 лет). Первоначально каждый поступок ребёнок учится приводить в соответствие с ограничениями общества, чтобы избежать конфликта и наказания (напряжения). По мере того, как социальный мир ребёнка начинает расширяться (благодаря школе, религии, группе сверстников), сфера суперэго увеличивается до пределов того поведения, которое считают приемлемым эти новые группы. Можно рассматривать суперэго как индивидуализированное отражение «коллективной совести» социума, хотя восприятие ребёнком реальных ценностей общества может быть искажённым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: