Теория психосексуального развития (3. Фрейд)

В качестве предмета исследования 3. Фрейд рассматривает человеческие влечения, эмоции и полоролевое поведение, осно­ванные на врожденных инстинктах и влечениях. По мере того как младенец становится ребенком, ребенок — подростком, подрос­ток — взрослым, происходит изменение желаний и способа их удовлетворения. Термином «фиксация» Фрейд называет то, что происходит, когда человек не переходит с одной стадии к другой, а остается привязанным к определенной стадии. Человек, фикси­рованный на определенной стадии, предпочитает удовлетворять свои потребности простыми «детскими» способами, а не теми «взрослыми», которые появляются при нормальном развитии. Фрейд полагает, что дети проходят пять стадий психосексуально­го развития (табл. 4).

Таблица 4. Стадии психосексуального развития личности
Стадия развития Области удов­летворения Способы удовлет­ворения Фиксация
1. Оральная (до 2 лет) Губы, язык, зубы Уменьшение на­пряжения (голода, жажды) с процес­сом кормления Переедание, сосание, жевание, грызение ногтей...
2. Анальная (от 2 до 3 лет) Сфинктер и мо­чевой пузырь Уринация и дефе­кация Сочетание аккуратно­сти, бережливости и упрямства
3. Фаллическая (от 4 до 5 лет) Генитальные об­ласти тела Осознание сексу­альных различий (у девочек отсутствие пениса) У девочек неправиль­ное отношение к сек­суальным запретам и неврозу, либо «ком­плекс маскулинации», у мальчиков — «эди­пов комплекс»
4. Латентная (от 6 до 12 лет) В этот период сексуальность не прогрессирует. Ослабевает привязанность к родителям. Обращение к отношениям со сверстниками, к учению, спорту
5. Генитальная (от 12 до 18 лет) Возвращение либинозной энергии к половым органам. Юно­ши и девушки сознают свою половую принадлежность и на­чинают искать пути удовлетворения своих эротических и межличностных потребностей

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: