В качестве предмета исследования 3. Фрейд рассматривает человеческие влечения, эмоции и полоролевое поведение, основанные на врожденных инстинктах и влечениях. По мере того как младенец становится ребенком, ребенок — подростком, подросток — взрослым, происходит изменение желаний и способа их удовлетворения. Термином «фиксация» Фрейд называет то, что происходит, когда человек не переходит с одной стадии к другой, а остается привязанным к определенной стадии. Человек, фиксированный на определенной стадии, предпочитает удовлетворять свои потребности простыми «детскими» способами, а не теми «взрослыми», которые появляются при нормальном развитии. Фрейд полагает, что дети проходят пять стадий психосексуального развития (табл. 4).
Таблица 4. Стадии психосексуального развития личности | Стадия развития | Области удовлетворения | Способы удовлетворения | Фиксация | | 1. Оральная (до 2 лет) | Губы, язык, зубы | Уменьшение напряжения (голода, жажды) с процессом кормления | Переедание, сосание, жевание, грызение ногтей... | | 2. Анальная (от 2 до 3 лет) | Сфинктер и мочевой пузырь | Уринация и дефекация | Сочетание аккуратности, бережливости и упрямства | | 3. Фаллическая (от 4 до 5 лет) | Генитальные области тела | Осознание сексуальных различий (у девочек отсутствие пениса) | У девочек неправильное отношение к сексуальным запретам и неврозу, либо «комплекс маскулинации», у мальчиков — «эдипов комплекс» | | 4. Латентная (от 6 до 12 лет) | В этот период сексуальность не прогрессирует. Ослабевает привязанность к родителям. Обращение к отношениям со сверстниками, к учению, спорту | | 5. Генитальная (от 12 до 18 лет) | Возвращение либинозной энергии к половым органам. Юноши и девушки сознают свою половую принадлежность и начинают искать пути удовлетворения своих эротических и межличностных потребностей | |