Предание об апостоле Андрее Первозванном

Вопросы по истории Русской Православной Церкви

Легенда об апостоле Андрее была широко популяризирована православной церковью, чтобы противопоставить Андрея апостолу Петру, римскому первосвященнику. А так как, по преданию, Андрей был первым из двенадцати апостолов, кого Христос позвал к себе в ученики, то, таким образом, становилось бесспорным и главенство православной церкви над церковью католической.

Древнее предание, занесенное в русскую летопись, говорит, что начало христианства в России положено еще во времена апостольские святым апостолом Андреем Первозванным: проходя с проповедью Евангелия Фракию, Скифию и Сарматию, он доходил будто бы до Днепровских гор, где после возник Киев, благословил их и предрек, что на них «воссияет благодать Божия, имать град велик быти и церкви многи имать Бог воздвигнута». Но после этого еще долго мы не видим никаких признаков христианства по всему пространству будущей Русской земли, за исключением только самых южных ее пределов, где находились старинные колонии греков и где находим очень древние его следы, может быть, действительно относящиеся ко временам святого апостола Андрея. В III веке на устьях Дуная была епархия Скифская или Таматарха. В Крыму христиане были еще во дни святого Климента Римского, который был сослан сюда из Рима в 94 году; в IV веке упоминаются здесь епархии Херсонская и Босфорская; в VII и VIII вв. Сурожская и Фульская. В IV веке была епархия у готфов, живших между Доном и Днестром. Из всех этих местностей семена христианства, конечно, удобно могли заноситься и в Россию, но едва ли могли здесь прививаться, потому что падали, так сказать, при пути, на большой дороге, по которой непрестанно двигались в Европу разные азиатские орды.

Первые миссии

Первое путешествие он совершил через четыре года после распятия Христа - в 37 г. н.э. вместе с апостолами Шимоном Кананитом и новичком Матфием в сопровождении своих двух учеников – Агапита и Тихика. Тогда их путь лежал из Иерусалима на север в Малую Азию. По пути они основали христианские общины в Дамаске и в Антиохии Сирийской. Потом, пересекши Антитаврский хребет, прошли Каппадокию, выпавшую по жребию Петру и ненадолго задержались в Галатии в городе Анкира (совр. Анкара). Далее было южное побережье Понта Эвксинского (Чёрного моря) – Синоп, Амис, Трапезунт - города Понтийского царства. Удел же, доставшийся Андрею по жребию, лежал за морем. После были грузинские земли - Лазика и Карталиния (совр. Грузия). Вернулись апостолы через страну парфян – Сомхетию в Иерусалим как раз к Пасхе 42 г. н.э.

Второе путешествие Через некоторое время апостолы вновь разошлись с проповедями по белу свету. Андрей вместе с Иоанном Богословом направились к берегу Эгейского моря - в Эфес. Здесь Спаситель явился Первозванному в видении и напомнил: «С тобою есмь, куда бы ты ни пошёл, ибо и Скифия ожидает тебя». Простившись с Иоанном, Андрей направился вместе с учениками в Бифинию, и пройдя Лаодикею Фригийскую, Одиссополь Мисийский и гору Малый Олимп у города Пруса (совр. Бурса в Турции), достиг Никеи (совр. Изник) - обширного столичного бифинийского поселения. В этой местности святой апостол по преданиям сотворил много чудес: - убил жезлом большого змея, изгнал бесов из разбойников, поверг капище богини Кибелы. В Нике апостол пробыл два года, и, поставив своего ученика Драконтия наставником над молодой христианской общиной, удалился в Никомидию (совр. Измит) на берегу Мраморного моря. Отсюда путь святого лежал в Халкедон, что на берегу Боспора Фракийского (совр. район Кадыкой на азиатской стороне Стамбула). Отсюда, поставив наставником общины ученика Тихика, кораблём он отправился на восток вдоль берега - в Гераклею Понтийскую, Харак и Амастриду. И вновь Скифия осталась за морем. Далее путь лежал по знакомым уже понтийским городам – Синоп, где апостол совершил воскрешение из мёртвых, местечко Залих близ Амиса и Трапезунт. Покинув берега Чёрного моря и пройдя Неокесарию, Андрей Первозванный остановился в городе Самосата, лежавшем среди гор Парфии (Курдистан в северо-восточном Ираке), где пробыл достаточно долго, вступая в споры с софистами и уча Слову Божьему. По окончании своей миссии здесь, направился в Иерусалим для празднования Пасхи - по традиции апостолы праздновали её вместе с Марией, матерью Иисуса в столице Иудеи. Было это в 50 г. н.э.

Третье путешествие 54 г. Шёл 3820-й год от сотворения мира по иудейскому летоисчислению или 60-й год I-го века от Рождества Христова. Позади было 27 лет тяжелейших испытаний, выпавших на долю апостола, - продолжалось уже третье миссионерское путешествие Андрея Первозванного, когда он, наконец, достиг Скифии. За шесть лет до этого вместе с Шимоном Кананитом, Фаддеем-Левием и Матфием он вышел из Иерусалима и достиг города в северной Сирии – Эдесса (совр. Шаныл-Урфа в Турции). Там у местного правителя Авгария остался апостол Фаддей-Левий, которому ранее доставил нерукотворный образ на материи, отпечатавший Богочеловеческий лик Христов и начертанные Спасителем письмена. Далее апостолы уже в который раз пересекли Антитаврский хребет и по западной Армении через Лазику (эти земли ныне в Турции) прошли к реке Фазис (р. Риони в Грузии). О дальнейших деяниях апостолов в этой местности повествуют древнегреческое и грузинское жития апостола Андрея. Согласно им три апостола двинулись в Сванетию, которой управляла некая царица, - там остался Матфий с учениками. Теперь уже вдвоём апостолы проследовали в совр. южную Осетию, а после вернулись на запад к Чёрному морю – в Авазгию (совр. Абхазия). Там они проповедовали в римском городе Себастополисе (совр. Сухуми), где для утверждения христианской общины остался Шимон Кананит. Андрей же двинулся вдоль берега на северо-запад - в страну зихов (район совр. Туапсе). Запад Кавказа именовался – Иверия. По-видимому, апостолу Андрею пришлось пересечь Центральный Кавказский хребет в его западной части и через земли современной Черкесии и Кабарды пройти в Аланию (возможно северная Осетия) - в местность Верхний Суадаг. Весь Северный Кавказ также как и Северное Причерноморье, тогда был населён сарматскими племенами русколан (русов) – предками русского народа, которые исповедовали Ведическую религию – верили в Вышнего в трёх ипостасях – Правь, Явь и Навь. Святой апостол посетил и главный священный город Русколани – Кияр в Приэльбрусье. Возможно это и был Верхний Суадаг, так как в то время всю эту местность называли Аланией, а слово «суадаг» означает «священный, чистый». Здесь был развит культ Спасительства: в определённое время в каждую эпоху появлялся Спаситель, который вносил коррекцию в религиозные представления русколан, то есть приносил «новый завет». И на этот раз волхвы в Кияре предсказали приход очередного Спасителя и вестника от него с новым заветом, - им и оказался Андрей Первозванный, поэтому его встретили очень радушно и его проповедь на Кавказе имела большой успех. Из Приэльбрусья апостол направился к устью Танаиса-Дона в город Танаис (район Таганрога) - здесь уже начиналась Скифия.

Скифский жребий

Скифией древние греки именовали Южнорусские степи Северного Причерноморья и в те времена, около 60 г. н.э., население в этих краях было неоднородным. По степям Понтиды кочевали племена русколан, на территориях Нижнего Поднепровья и степной Тавриды до предгорий Внешней и Внутренней гряд Крымских гор располагалась «Малая Скифия» - государство «тавроскифов»-славян со столицей Неаполис-Новгород (совр. Симферополь). Главная и Внутренняя гряды, а также южный берег Тавриды были населены индоарийскими племенами тавров. На западе полуострова – эллинское Херсонесское государство, на востоке Боспорское царство со столицей Пантикапей (совр. Керчь), населённое сарматами (аорсами), эллинами, а также индоариями -(с)индами и меотами. По побережью существовали древнегреческие города-полисы, входившие в состав этих двух государств. Религиозные культы были самые разнообразные, но в основном представлявшие собой языческую смесь местных с эллинскими, а у русколан – ведические.

Итак, из Танаиса путь лежал через Меотиду (Азовское море) в Пантикапей, - именно здесь была основана самая первая христианская община в Тавриде (Крымский полуостров), выросшая в мощную Боспорскую епархию к VIII-му веку. Здесь же, в Керчи, и поныне существует византийский храм Иоанна Предтечи (XI в.) – первого учителя Андрея Первозванного (единственный не разрушенный византийский храм в Украине и России), возведённый на месте епархиальной базилики, которая в свою очередь возникла на месте первой «сионской горницы», где проповедовал впервые Святой Апостол. Далее морем апостол прибыл в Феодосию (современный город сохранил античное название), входившую в состав Боспорского царства, где также им была утверждена христианская община. Сегодня от античного города не осталось и следа, а на Карантинном холме, где некогда он был, возвышаются руины генуэзской Кафы. Однако в самой цитадели всё же имеется храм Иоанна Предтечи (XIV в.), где проходили последнее причастие православные невольники, угнанные крымскими татарами, перед отправкой в Стамбул во времена турецкого владычества. По последним данным через этот храм за 300 лет господства турок прошло около шести миллионов человек. Из античной Феодосии следуя вдоль берега апостол попал в священный город древних русов - Сурож-Афинион (совр. Судак), основанный, согласно древним дощечкам «Книги Велеса», ими ещё в VIII в. до н.э. Неподалёку от современного Судака у посёлка Краснокаменка в живописной долине расположилась Кизилташская киновия, где в одной из скальных пещер в VIII в. уже существовал храм Иоанна Предтечи, а само это место в это же время было летней резиденцией святого Стефана Сурожского, архиепископа местной Сугдейской епархии. Скорее всего, дальше путь святого Андрея проходил по древней дороге идущей через горные кряжи вдоль массива Караби к целебному источнику у водопада Джур-джур (совр. пос. Генеральское). Там Апостол какое-то время проповедовал, и к Х в., на этом месте появился одноимённый монастырь на святом источнике Ай-Андрий («святой Андрей», греч.). Перевалив через горный массив Демирджи и пройдя Долиной Красных пещер (все названия современные), апостол Андрей очутился в столице Тавроскифии – Неаполисе-Новгороде. Феодосия, храм Иоанна Предтечи

Из античной Феодосии следуя вдоль берега апостол попал в священный город древних русов - Сурож-Афинион (совр. Судак), основанный, согласно древним дощечкам «Книги Велеса», ими ещё в VIII в. до н.э. Неподалёку от современного Судака у посёлка Краснокаменка в живописной долине расположилась Кизилташская киновия, где в одной из скальных пещер в VIII в. уже существовал храм Иоанна Предтечи, а само это место в это же время было летней резиденцией святого Стефана Сурожского, архиепископа местной Сугдейской епархии. Скорее всего, дальше путь святого Андрея проходил по древней дороге идущей через горные кряжи вдоль массива Караби к целебному источнику у водопада Джур-джур (совр. пос. Генеральское). Там Апостол какое-то время проповедовал, и к Х в., на этом месте появился одноимённый монастырь на святом источнике Ай-Андрий («святой Андрей», греч.). Перевалив через горный массив Демирджи и пройдя Долиной Красных пещер (все названия современные), апостол Андрей очутился в столице Тавроскифии – Неаполисе-Новгороде. Это был достаточно большой город, руины которого ныне на Петровских скалах в Симферополе. Его основали праславяне, пришедшие во II в. до н. э. из Поднепровья в эти места, и смешавшиеся с таврами, отчего получили местное название - тавроскифы. На сегодня известно только греческое название их столицы – Неаполис, что в переводе означает – «Новый город», как его называли сами тавроскифы не известно. Ему пришлось пересечь р. Булганак и пройти вдоль куэстовых гряд в долину р. Кача в район совр. посёлка Верхоречье, где сохранились руины ещё одного храма Иоанна Предтечи (XIVв.). Здесь в VIII в. существовавший на одной из столовых скал город Фуллы станет центром одноимённой епархии. Потом вдоль скального массива святой Андрей вышел к долине р. Бельбек - с VIII в. здесь существует пещерный монастырь – Челтер-коба. В этой долине у посёлка Оборонное в скале был храм в пещере, носивший также имя Иоанна Предтечи…Предполагают, что апостол Андрей посетил находящуюся неподалёку долину Чёрной речки, где позднее возник пещерный монастырь Иоанна Предтечи, - ныне киновия святого Климента Римского в Инкермане. А после мыс Фиолент, где уединялся в пещере для молитвы. На этом мысу в то время существовал легендарный таврский Храм Девы, описанный античными историками и географами, а в последствии драматургами. Во времена Византии в пещере возник храм Святого Георгия, а далее монастырь. Конечным пунктом миссионерского маршрута на полуострове был эллинский город-полис Херсонес (совр. Севастополь), где почитали местную богиню тавров - Деву. Именно в храме этой богини, который был в естественной карстовой пещере, известной как «пещера Парфенон» и проводил свои тайные проповеди святой апостол Андрей Первозванный. Прихожанами в основном были тавры и сарматы, греки же были увлечены своими философами. Существует предание, что в этой пещере был последний Собор пяти оставшихся в живых апостолов, после чего им больше никогда не было суждено увидеться, - всех, кроме Иоанна Богослова, ждал мученический венец.

И в римское время при гонениях на христиан здесь в пещере продолжались богослужения, а в VI в., в эпоху наивысшего расцвета Византии при Юстиниане Великом, Таврика была периферией огромной империи, здесь существовал уже храм Пресвятой Богородицы, а в пещере усыпальница-мартирий с захоронениями местных святых. В VI в. Херсонес стал крупным епархиальным центром, к VIII в. это уже была резиденция митрополита, а в 987 г. здесь был крещён Киевский князь Владимир Красно Солнышко, крестивший через год всю Русь. В русской православной традиции существует предание о «скифских» учениках апостола с именами – Инна, Пина и Рима (все мужчины). Из Тавриды они отправились проповедовать Слово Божье в Нижнее Поднепровье (совр. Николаевская обл.), где приняли мученическую кончину от «скифских племён». Их зимой заморозили насмерть ледяной водой. Сам же апостол Андрей, согласно «Житию», из Херсонеса морем прибыл второй раз в Пантикапей, откуда кораблём направился в Синоп.

Далее «Жития» по разному показывают его путь, ясно только, что он через страны Пафлагония и Бифиния, посетив Никею, прибыл в античный город Бизантий на берегу Боспора Фракийского. В нём апостол пробыл чуть меньше года и основал очередную христианскую общину, а самому городу впоследствии суждено было стать Константинополем, столицей тысячелетней православной империи - Византии. На этом Понтийская миссия святого апостола закончилась, и он из Бизантия направился на Балканы, в Иерусалим вернуться ему уже более не довелось.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: