Борьба против княжеско-боярской оппозиции в начале XVI в. Компромисс с церковью

В сложной внутриполитической обстановке заканчивалось правление Ивана III. Чтобы обеспечить сохранение сильной великокняжеской власти в будущем, Иван III использовал традиционный прием своих предшественни-ков — московских великих князей. Составляя духовную грамоту (завещание), он сосредоточил в руках наследника — Василия Ивановича — земли с 66 городами, в то время как всем остальным сыновьям досталось в общей сложности всего 30 городов. Новым было то, что столица великого княжества — Москва впервые не передавалась в «третное» владение братьев-князей, а целиком переходила к Василию. Подмосковные владения братьев наследника были также урезаны. Им запрещалось чеканить самостоятельную монету, торговать в Москве, их выморочные уделы должны были впредь обязательно переходить во владение великого князя.
В октябре 1505 г. Иван III умер, на престол вступил его сын Василий III. Он немедленно принял меры к изоляции своего наиболее опасного соперника — племянника Дмитрия Ивановича, которого Иван III перед своей смертью выпустил из заточения. Теперь Дмитрий был закован в железо и посажен в «тесную полату». Еще за несколько месяцев до своего вокняжения Василий женился на дочери московского боярина Соломонии Сабуровой, демонстрируя намерение опираться и ориентироваться на старомосковскую знать, а не на иноземцев. Соотношение социальных сил в стране продиктовало неизбежность поисков компромисса и с церковью. Сильная церковь в качестве союзника была предпочтительнее церкви-соперника в условиях и без того значительного сопротивления со стороны крупных светских феодалов, тем более что они взяли на вооружение идеи «нестяжателей». Княжеско-боярская знать видела в них средство уберечь свои земли от конфиккации, направив поиски земельных фондов для великокняжеской власти в сторону церковного, а не светского землевладения. Вскоре обнаружились разногласия между Василием III и митрополитом-«нестяжателем» Варлаамом. Великий князь пошел навстречу «осифлянам» с их теорией сильной государственной власти, имеющей «божественное происхождение». Пошли навстречу и церковники, которым поддержка светской власти сулила большие выгоды, нежели опора на терявших силу удельных князей.После 1508 г. глава воинствующих церковников — Иосиф Волоцкий, у которого возник конфликт с удельным князем Федором Волоцким, перешел со своим монастырем под опеку великого князя Василия III. Вскоре великокняжеская власть повернула от поддержки «нестяжателей» к политике предоставления церкви широких иммунитетных привилегий. Тем самым был надолго сохранен едва ли не самый крупный пережиток феодальной раздробленности в едином государстве — самостоятельная в экономическом отношении богатейшая церковная организация со своей системой администрации, суда и управления. Большая сила идеологического воздействия, которой располагала тогда церковь, оказала немалую помощь укреплению власти великих князей. Но, помогая великокняжеской власти, церковь защищала и свои собственные интересы, которые не всегда и не во всем совпадали с интересами светской власти. Так, в 1510—1511 гг. монах Псковского Елеазарова монастыря — филофей обратился с посланиями к Василию III, в которых развивал мысль о Москве — «третьем Риме». Согласно взглядам филофея, существовало три мировых центра христианства — сначала им был древний Рим, который пал ввиду отступления от «истинного христианства», потом таким центром стала Византия. Но византийские правители тоже изменили православию, заключив в 1439 г. флорентийскую унию с католической церковью. Следствием этого явилось скорое падение Византии, завоеванной турками в 1453 г. Москва же, не признавшая флорентийской унии, является мировым центром православия, а Василий III — сын племянницы последнего византийского императора — его главой. Тезис о «Москве — третьем Риме», обосновывавший мировое значение власти московских правителей, был направлен вместе с тем к тому, чтобы внедрить в их сознание мысль о необходимости всемерной защиты и поддержки христианства, а следовательно, и церкви. Идея исключительности, «богоизбранности» Московского государства противопоставляла Россию европейским странам, препятствовала развитию связей с ними. Версия о «Москве — третьем Риме» была глубоко консервативной по своему существу, она ориентировала на нерушимую верность старине, принципиальное неприятие нового, укрепление руководящего положения церкви в духовной жизни страны. Представление о «Москве — третьем Риме», однако, не стало основной политической теорией московских правителей начала XVI в. Ею стали взгляды, отразившиеся в другом произведении - в «Сказании о князьях Вла-димирских», возникшем в начале XVI в., в котором доказывалось, что московские князья ведут свое происхождение через владимирских и киевских князей от самого римского императора Августа. Это должно было не только подчеркнуть значение московской великокняжеской власти, но и в связи с распространившимся в Европе того времени повышенным интересом к античности указать на причастность Руси к античному наследию. Между тем внутреннее положение великокняжеской власти оставалось довольно сложным. Братья Василия III были недовольны резким усилением его материальных сил и претендовали на раздел вновь приобретенных в результате войны с Литвой земель. Были недовольны многие представители княжеско-боярской знати, особенно потомки князей и бояр из вновь присоединенных к Москве земель. Среди тех, кто критически относился к новым порядкам, были греческий монах Максим Грек, прибывший в Россию для исправления богослужебных книг, служилый человек Берсень-Беклемишев, который сетовал на то, что Василий III вместо совета с ч Боярской думой «запершись сам-третёй у постели все дела делает». Недовольные были связаны с главным соперником Василия III — дмитровским удельным князем Юрием Ивановичем. Последний рассчитывал на престол после смерти бездетного Василия III и потому был противником задуманного великим князем развода с женой — Соломонией Сабуровой из-за ее бесплодия. В 1525 г. был собран специальный собор, который осудил Максима Грека, отправив его в монастырскую тюрьму. Берсень-Беклемишев был казнен, его единомышленнику Федору Жареному отрезали язык. Поставленный Василием III во главе церкви митрополит-осифлянин Даниил в отличие от своего предшественника — низложенного «нестяжателя» Варлаама, не дававшего согласия на развод, — помог развестись великому князю. Соломония была пострижена в монахини и отправлена в Суздаль, а Василий III женился на иноземке (из великого княжества Литовского) Елене Глинской. Некоторые князья и бояре, высказывавшие недовольство этими действиями великого князя, были заключены в тюрьмы. Лишь после рождения наследника — будущего Ивана IV Грозного — в 1530 г. они были выпущены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: