Русская Церковь в царствование императора Александра I

В результате дворцового переворота 12.03.1801 и убийства имп. Павла I Российский престол унаследовал его сын Александр I. В самом начале его правления, в 1804 г., состоялась канонизация свт. Иннокентия Иркутского. Однако в начале своего царствования император мало интересовался церковными делами. Из его сотрудников один М. М. Сперанский, происходивший из духовного сословия, выпускник СПбДС, хорошо знал церковные проблемы. Александр I поручил ему составить план преобразования всех правительственных и судебных учреждений империи. Сперанский первым в окружении царя поднял вопрос о состоянии Церкви, о духовном образовании и положении духовенства. Для проведения реформ по Ведомству православного исповедания решено было назначить в Синод нового, способного и энергичного обер-прокурора. В 1803 г. обер-прокурором стал друг юношеских лет царя кн. А. Н. Голицын. С его именем связано серьезное усиление власти обер-прокурора, не сравнимой с полномочиями обер-прокуроров XVIII в. Голицын не получил никакого религиозного образования и в молодости был равнодушен к Церкви. Но, поставленный для надзора над Синодом, он основательно разобрался в ходе церковных дел. Однако, как это обыкновенно случалось со светскими людьми, оторванными от родной православной веры, кн. Голицын в поисках истины обратился к западным богословским и мистическим книгам и поначалу увлекся католицизмом, а потом — бездогматным мистицизмом. Мечтательная религиозность сочеталась в нем с властным характером. В 1807 г. по утвержденному царем докладу Голицына был образован особый комитет из духовных и светских лиц (см. Комитет о усовершенствовании духовных училищ), в который вошли митр. Амвросий (Подобедов), архиеп. Феофилакт (Русанов), протопр. С. Краснопевков и обер-свящ. И. Державин, а также кн. Голицын и гр. М. М. Сперанский. Комитету поручено было составить план реформы духовного образования и изыскать способы лучшего обеспечения духовенства. Через год комитет с успехом решил свою задачу. В 1808 г. выработан был проект преобразования, главная мысль которого заключалась в отделении высшего богословского образования от среднего. К 1814 г. трудами гл. обр. архиеп. Феофилакта и М. М. Сперанского были разработаны новые уставы академий, семинарий и училищ, которые в противоположность старой практике основное внимание уделяли не механическому запоминанию учебного материала, а его свободному творческому усвоению. Преобразование духовных школ проводилось постепенно, начиная с Санкт-Петербургской Духовной Академии. Уже в 1809 г. в ней начались занятия по новым программам, и первый выпуск преобразованной академии, состоявшийся в 1814 г., убедил комиссию в целесообразности реформы. В 1814 г. была преобразована Московская Духовная Академия и переведена в Троице-Сергиеву лавру (ТСЛ), в связи с чем Троицкую лаврскую семинарию переместили в подмосковный Перервинский мон-рь. С 1819 г. началось преобразование КДА, а для Казанской (КазДА) не удалось подобрать профессоров, способных читать лекции по новым программам, и открытие ее было отложено до 1842 г. Количество духовных школ, созданных к концу царствования Александра I, было значительно меньше предусмотренного проектом, но все-таки их общее число заметно выросло. Если в 1808 г. в России насчитывалось 150 духовных школ, то в 1824 г. их было уже 344. Уровень образования в семинариях заметно вырос, а академии, освобожденные от семинарского курса, стали ведущими центрами богословской науки. Происходил постепенный переход с латинского языка как языка преподавания на русский.12.06.1812 войска имп. Наполеона вторглись в Россию, а 2.09.1812 — в Москву. Столица подверглась разорению — 12 церквей сгорели дотла, 115 — были сильно повреждены, остальные разорены. Успенский собор в Кремле, превращенный захватчиками в конюшню, был разграблен, на месте серебряного паникадила висели весы для взвешивания награбленных драгоценностей. Гробницы с мощами Московских святителей были разорены, мощи сщмч. Филиппа, митр. Московского, повержены на пол, а мощи свт. Алексия после ухода иноземцев были найдены среди мусора на паперти. Перед отступлением из Москвы Наполеон решил взорвать Кремль. После пяти мощных взрывов была повреждена колокольня Ивана Великого (см. Иоанна Лествичника церковь), Никольская башня, но чудотворный образ свт. Николая на полуразрушенной башне остался невредимым. В самом начале войны Святейший Синод в особом послании благословил православный народ на защиту Отечества, в храмах служились молебны о победе русского оружия. Находящийся на покое бывш. митр. Московский Платон, желая пострадать вместе с паствой, в день Бородинского сражения, 26.08.1812, выехал из ТСЛ в Москву. Господь судил ему, однако, дожить до вести об изгнании французов из столицы, он скончался 11.11.1812. С 13.06.1811 Московскую кафедру занимал архиеп. Августин (Виноградский). В канун сдачи столицы 2 сент. в Успенском соборе Кремля архиеп. Августин совершил последнюю литургию. Ему удалось вывезти из Москвы антиминс собора и вековые святыни — Владимирскую, Смоленскую и Иверскую иконы Божией Матери. Синод передал на военные нужды 1,5 млн. р. На спасение Родины жертвовали свои сбережения архиереи и мон-ри, священнослужители и миряне. После войны на восстановление мон-рей и храмов, помощь разоренному духовенству Синод выделил 3,5 млн. р. Бедствия, перенесенные Россией в Отечественную войну, вызвали глубокие перемены в настроениях об-ва, прежние галломанские увлечения обнаружили свой антинациональный характер, в об-ве усилились патриотические и религиозные настроения. Военные потрясения 1812 г. оказали влияние на усиление религиозности императора. «Пожар Москвы осветил мою душу, и суд Божий на ледяных полях наполнил мое сердце теплотою веры, какой я до сих пор не ощущал,— говорил позднее Aлександр I.— Тогда я познал Бога. Во мне созрела твердая решимость посвятить себя и свое царствование Его имени и славе». Это признание характеризует настроения не только самого государя, но и значительной части высшего об-ва, переживавшего тогда реакцию на увлечения вольнодумством в екатерининское время. Однако люди, отставшие от основных начал русской жизни, забывшие о родной вере, нередко обращались не к православию, а к книгам западных богословов, мистиков, философов. Сам император, находясь в 1813–1814 гг. с армией за границей, встречался с различными религиозными мистиками сектантского толка. В Силезии в 1814 г. он беседовал с моравскими братьями, которые умилили его своей кротостью и любовностью. В Лондоне Александр I встречался с квакерами, беседовал с ними о внутренней духовной молитве, сам молился вместе с ними и приглашал их в Россию для устройства ланкастерских школ, тюрем и филантропических учреждений. В Бадене он виделся со знаменитым писателем-мистиком И. Г. Юнгом-Штиллингом и был склонен принять его идею, что во всех христианских исповеданиях есть доля истины, но ни одно из них не содержит всей полноты истины. Мистические настроения захватили и А. Н. Голицына. Будучи сторонником идеи некоего универсального «нового христианства» надконфессионального типа, он способствовал прозелитизму в русском об-ве различных течений сектантского толка. Мистицизм, заимствованный у Запада, причудливо сливался с доморощенным мистическим хлыстовством (см. Хлысты). На собраниях у великосветской сектантки Е. Ф. Татариновой, действительного статского советника Е. Еленского († 1813) устраивались хлыстовские и скопческие радения (см. Скопцы). В 1804 г. Еленский составил и передал императору две записки «О Божественной канцелярии» и «Часть известия, в чем скопчество утверждается», содержащие не только апологию сектантства, но и предложение передать управление империей ересиарху К. Селиванову и скопцам. В подобной обстановке мистической одержимости возрождались и усиливались масонские ложи (см. Масонство). Видный масон А. Лабзин, еще в 1800 г. основавший в С.-Петербурге ложу «Умирающий сфинкс», в 1803 г. возобновил масонское книгоиздание, запрещенное при Екатерине II. Переводились и печатались книги западных «мистиков»: К. фон Эккартсхаузена, Л. К. Сен-Мартена, Ж. Гюйон, Юнга-Штиллинга. В 1806 г. Лабзин издавал журнал «Сионский вестник», на страницах которого под видом вселенского, универсального христианства и т. н. внутренней церкви проповедовался адогматический религиозный синкретизм. Однако значительный размах издание западных мистиков получает в России именно после 1812 г. Строители «внутренней церкви» использовали в этих целях основанное в 1813 г. Петербургское Библейское об-во (см. Библейские об-ва), переименованное через год в Российское. Оно действовало как русский филиал основанного в 1804 г. Британского Библейского об-ва. Первое собрание об-ва состоялось 11.01.1813 в доме кн. Голицына, он же стал и его президентом. Своей целью об-во объявляло распространение Библии среди иностранцев и инославных, но уже в 1814 г. оно получило от государя право издавать Свящ. Писание и на славянском языке. В об-во были введены несколько архиереев и других духовных лиц, напр. с 1815 г. еп. Иннокентий (Смирнов). В 1816 г. было решено приступить к изданию Библии на русском языке. Отделения об-ва появились в самых глухих уголках страны, а его имущество во много раз превышало казну Синода. В об-во входили министры, сенаторы, губернаторы, архиереи, а покровителем состоял сам император. Многие его видные деятели, напр. секретарь об-ва В. М. Попов, являлись членами сектантского кружка Татариновой. Из об-ва частного, каким оно представлено было в Уставе, утвержденном 6.12.1812, оно стало официальным правительственным учреждением. Рост влияния об-ва не вызывал, однако, радости у ревнителей православия. Библейское об-во придерживалось правила печатать священные книги без примечаний и пояснений, чтобы устранить из своих изданий все вероисповедные особенности. В 1817 г. приверженцы «внутренней церкви» приобрели еще большую силу в результате важной административной реформы: в Министерство народного просвещения была включена канцелярия обер-прокурора Синода и Департамент по делам иностранных исповеданий, подчинявшийся ранее министру внутренних дел. Манифестом от 24.10.1817 новое ведомство получило наименование Министерства духовных дел и народного просвещения, т. н. Двойного министерства, главой которого стал кн. Голицын. Все дела, касавшиеся религий, соединялись в Департаменте духовных дел. Одним из четырех отделений этого департамента стало отделение по делам греко-российского исповедания. Новым обер-прокурором, теперь уже подчинявшимся не непосредственно государю, а министру, стал 19.11.1817 кн. П. С. Мещерский. Эту должность он занимал до 2.04.1833. Реформа означала крайнее унижение Синода, поставленного теперь под надзор второстепенного чиновника.
Первоприсутствующий в Синоде митр. Амвросий (Подобедов) долгое время терпеливо относился к заблуждениям Голицына. Благодаря свойственной ему осторожности и дипломатичности он пытался сохранить с ним хорошие отношения, но наконец и его терпение истощилось. Умножение сект, засилье враждебного Церкви синкретического мистицизма заставили его решительно высказаться против Библейского об-ва. За этим последовало удаление митрополита в Новгород. 26.03.1818 он выехал из Петербурга, а 21 мая скончался в Новгороде. На Санкт-Петербургскую кафедру был переведен из Чернигова архиеп. Михаил (Десницкий), архипастырь с твердыми православными убеждениями. Ректор Петербургской Академии архим. Иннокентий (Смирнов) отказался от звания члена Библейского об-ва и написал в 1818 г. письмо А. Н. Голицыну, в котором потребовал закрыть «Сионский вестник» Лабзина. Вскоре произошло новое столкновение. В кон. 1818 г. в качестве цензора архим. Иннокентий разрешил к печати книгу Евстафия Станевича «Разговор о бессмертии души над гробом младенца», в котором осуждались идеи, проповедовавшиеся «Сионским вестником». Голицын добился от императора запрещения книги Е. Станевича. Он писал царю, что книга наполнена «защищением наружной Церкви против внутренней» и «совершенно противна началам, руководствующим христианское наше правительство» (цит. по: Флоровский. С. 150). Архим. Иннокентий был удален из Петербурга, хиротонисан во епископа Оренбургского, в 1819 г. назначен в Пензу, где скончался 10.10.1819 в возрасте 35 лет. После устранения еп. Иннокентия митрополит Михаил остался в одиночестве. Тем не менее он не уступил Голицыну, и в 1821 г., за две недели до кончины, писал императору, умоляя его спасти Церковь «от слепотствующего министра» (Там же. С. 152). Письмо произвело сильное впечатление на государя. Преемником митр. Михаила, по совету гр. А. А. Аракчеева, соперничавшего с Голицыным за влияние на царя, был назначен митр. Серафим (Глаголевский), 29.06.1821 переведенный из Москвы. Не одобряя мистического направления, он сразу после перевода в Петербург вступил в борьбу с Библейским об-вом. Главным союзником митр. Серафима был настоятель новгородского Юрьева мон-ря архим. Фотий (Спасский), которому покровительствовала богатейшая в России помещица графиня А. А. Орлова-Чесменская. Будучи законоучителем в Кадетском корпусе, архим. Фотий на уроках открыто обличал Библейское об-во, ссылаясь при этом не на авторитет святых отцов, а на собственные видения, прозрения, вещие сны. Эти обличения привели к удалению его из Петербурга и назначению игуменом новгородского Деревяницкого мон-ря, где Фотий обрел нового покровителя — владельца с. Грузино гр. А. А. Аракчеева. В авг. 1821 г. Фотий снова был вызван в Петербург и возведен в сан архимандрита. В доме Орловой-Чесменской произошла ссора между Голицыным и архим. Фотием, который анафематствовал соперника. От Голицына и Фотия последовали доношения о случившемся на имя государя. Вскоре по совету А. А. Аракчеева и другого противника Голицына — адмирала А. С. Шишкова — на аудиенции у императора митр. Серафим, сняв с себя белый клобук и положив его к ногам царя, с твердостью заявил, что не примет его, пока не услышит о смене министра и истреблении вредных книг. 15.05.1824 кн. Голицын подал в отставку, Двойное министерство было распущено, министром просвещения был назначен адмирал А. С. Шишков, а Ведомство православного исповедания было изъято из подчинения этого министерства. Президентом Библейского об-ва стал митр. Серафим, который сразу же начал добиваться его упразднения. После кончины имп. Александра I в 1826 г. Библейское об-во было закрыто.Одним из важнейших событий церковной истории нач. XIX в. является организация в 1811 г. Грузинского экзархата. В 1783 г. в результате присоединения Грузии к России Грузинская Православная Церковь была подчинена Святейшему Синоду, причем ее глава, Католикос, стал постоянным членом Синода. Однако процесс инкорпорации Грузинской Церкви затянулся до 1811 г., а разделение на епархии было завершено в 1814 г. Во главе грузинских епархий Русской Церкви Синодом был поставлен 30.08.1814 митр. Варлаам (Эристави) с титулом «экзарха Грузинского и архиепископа Карталинского». В том же году при экзархе учреждается Грузино-Имеретинская синодальная контора, секретарь которой подчинен обер-прокурору Святейшего Синода. В 1817 г. экзархом был назначен русский по национальности архиеп. Феофилакт (Русанов). Преемниками архиеп. Феофилакта назначались заслуженные и талантливые иерархи, среди них: Иона (Василевский) (1821–1832), Моисей (Богданов-Платонов) (1832–1834), Исидор (Никольский) (1844–1858), Иоанникий (Руднев) (1877–1882), Палладий (Раев) (1887–1892), сщмч. Владимир (Богоявленский) (1892–1898). Русская Церковь оказала неоценимую помощь грузинам в устроении их церковной жизни. Экзарх занимал по чести четвертое место после Петербургского, Московского и Киевского митрополитов. Включение Грузинской Церкви в состав Русской открыло благоприятные возможности для миссионерской деятельности по восстановлению православной веры среди кавказских горцев, утративших ее под давлением ислама. В 1814 г. Синод восстановил Осетинскую миссию, устроенную еще в XVIII в., наименовав ее Осетинской комиссией по обращению осетин и других горцев в православие. Уже при митр. Феофилакте почти весь осетинский народ был вновь крещен. Митрополит перевел на осетинский язык богослужебные тексты и Катехизис. В 1824 г. вышло Евангелие на осетинском языке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: