Развитие братских отношений с поместными православными Церквами и упорядочению церковной жизни в диаспоре

Грузинская Церковь. В первые послевоенные годы начались интенсивные контакты между предстоятелями православных Церквей. В октябре 1945 г. состоялись встречи Патриарха Алексия с Патриархом-Католикосом всея Грузии Каллистратом, духовенством и народом Грузии, что знаменовало полную нормализацию отношений двух братских Церквей, разрыв между которыми продолжался четверть столетия.

Перемены на Балканах и в Восточной Европе, произошедшие в результате Второй мировой войны, открыли возможность для нормализации отношений Русской Православной Церкви с Сербской, Румынской, Болгарской и Греческойцерквями.

Болгарская Церковь. В начале 1945 года Константинополь официально признал автокефалию Болгарской церкви. Вскоре после этого, уже в апреле в Болгарию отправилась делегация Русской Церкви. Возглавлявший её архиепископ Псковский Григорий (Чуков) передал Болгарскому экзарху митрополиту Софийскому Стефану послание Патриарха Алексия I. В нем содержалось поздравление с восстановлением канонического общения Болгарской Церкви с другими православными Церквами.

Ответный визит митрополита Стефана в Москву состоялся в июне 1945 года. Через год Болгарию посетила делегация Русской Церкви во главе с её предстоятелем. 22 мая в русском храме святителя Николая Патриарх Алексий совершил Божественную литургию. В 1953 году был восстановлен Болгарский патриархат, главой которого был избран митрополит Пловдивский Кирилл (1953-1971).

Сербская Церковь. В апреле 1945 года делегация Московской Патриархии во главе с епископом Кировоградским Сергием (Лариным) прибыла в Югославию. Патриарх Сербский Гавриил в это время находился в концлагере Маутхаузен, поэтому делегацию принял заместитель Патриарха митрополит Скопленский Иосиф. Во время пребывания в Югославии епископа Сергия с Церковью Матерью воссоединилась большая группа русских священников и мирян, находившихся в юрисдикции Карловацкого Синода.

Чехословацкая Церковь. В октябре 1945 года делегация Московской Патриархии во главе архиепископом Орловским Фотием (Тапиро) посетила Вену и Прагу. В Чехословакии помимо Чешской Православной Церкви, находившейся в юрисдикции Сербского Патриарха, существовало несколько русских приходов во главе с епископом Сергием (Королевым), который пребывал в ведении митрополита Евлогия. После встречи с архиепископом Фотием епископ Сергий воссоединился с Московской Патриархией.

10 января 1946 года в Москву прибыла делегация Чешской Православной Церкви, находящейся в юрисдикции Сербского патриарха. От имени епархиального съезда делегация просила Патриарха Алексия I о принятии Чешской епархии в юрисдикцию Московской Патриархии, на что было дано принципиальное согласие. В ходе переговоров между Сербской и Московской Патриархиями вопрос был решён положительно.

В апреле 1946 года Священный Синод Русской Православной Церкви учредил экзархат Московской Патриархии в Чехословакии. На должность экзарха с титулом архиепископа Пражского и Чешского был назначен Елевферий (Воронцов), занимавший ранее Ростовскую кафедру. Вскоре все православные приходы в Чехословакии, русские и чешские, соединились в одной юрисдикции. 15 мая 1948 года священный архиерейский Собор Сербской Церкви окончательно отпустил Чехословацкую Церковь в юрисдикцию Московской Патриархии.

2 октября 1951 года экзарший совет в Праге принял постановление ходатайствовать о даровании Чехословацкой Церкви автокефалии. Одновременно митрополит Пражский и Чешский Елевферий был избран предстоятелем Чехословацкой Церкви. Предварительное согласие на дарование автокефалии дано было Священным Синодом Русской Православной Церкви 8 октября 1951 года.

Вопрос выходил за рамки компетенции Священного Синода. Поэтому у архиереев Русской Православной Церкви собрали подписи об их согласии на дарование автокефалии. 23 ноября в Патриархии был принят акт о том, что «Русская Православная Церковь, в лице Патриарха Московского и всея Руси Алексия и всего освящённого архиерейского Собора, дарует Церкви в Чехословакии, бывшей доселе экзархатом Московской Патриархии, автокефалию».

Польская Церковь. В послевоенные годы были улажены отношения с Польской Церковью. Её автокефальный статус, полученный от Константинополя, не был признан Московской Патриархией. В июне 1948 года в Москву прибыла делегация Польской Церкви во главе с архиепископом Белостокским Тимофеем (Шретером). Делегация просила Патриарха Алексия I о принятии Польской Православной Церкви в общение с Патриархией и о даровании ей канонически правомерной автокефалии. 22 июня Священный Синод издал определение по ходатайству Польской Православной Церкви, временным которой был поставлен архиепископ Тимофей (Шретер).

В этой ситуации Глава Польской Православной Церкви митрополит Дионисий (Валединский) в августе этого же года направил Патриарху Алексию I покаянное письмо, в котором просил принять его в общение с Матерью Церковью. Священный Синод удовлетворил просьбу митрополита Дионисия и оставил за ним ввиду его 35-летнего архипастырского служения сан митрополита, но без присвоенного ему в период его выхода из юрисдикции Московской Патриархии титула «блаженнейший». Отправленный на покой митрополит Дионисий скончался 15 марта 1960 года на 84-м году жизни.

В ответ на ходатайство Собора польских епископов в апреле 1951 года Патриархом Алексием I и Священным Синодом был отпущен в юрисдикцию Польской Церкви архиепископ Львовский и Тернопольский Макарий (Оксиюк), выпускник Варшавского духовного училища, Холмской семинарии и Киевской Духовной Академии. Он стал первым канонически законным предстоятелем (1951-1961 гг.) Автокефальной Польской Церкви.

Румынская Церковь. В конце второй мировой войны, после того как Румыния объявила войну Германии, а также вследствие возвращения Кишинёвской епархии в состав Московской Патриархии, были нормализованы отношения с Румынской церковью. В мае 1945 года в Румынию отправилась делегация Русской Церкви во главе с епископом Кишинёвским Иеронимом. В октябре 1946 года состоялся визит в Москву Румынского патриарха Никодима, воспитанника Киевской Духовной Академии, участника Поместного Собора Русской Церкви 1917-1918 гг. Ответный визит Патриарха Алексия I в Бухарест состоялся в мае 1947 года. Делегация была принята королём Михаилом. Результатом этой встречи явилась полная нормализация отношений двух Церквей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: