Ликвидация униатских церквей на территории СССР

В 1946 году были предприняты меры к ликвидации разделения, возникшего в результате Брестской унии 1596 года. Во время Великой Отечественной войны высшее униатское духовенство сотрудничало с немецкой администрацией. Глава греко-католической Церкви митрополит Андрей Шептицкий благословил эсэсовскую дивизию «Галичина». Униатские епископы и священники поддерживали контакты с ОУН (Организацией украинских националистов) и УПА (Украинской повстанческой армией), которая продолжала вооружённую борьбу с советской властью вплоть до середины 50-х годов. Многие священнослужители-униаты были репрессированы НКВД, часть из них пострадала невинно. Сменивший Андрея Шептицкого на посту главы греко-католической Церкви митрополит Иосиф Слипый был арестован в апреле 1945 году вместе с другими епископами униатской Церкви, не эмигрировавшими на Запад.

В мае 1945 года во Львове возникла Центральная инициативная группа по воссоединению греко-католической Церкви с православной Церковью. Группу возглавил настоятель львовского Преображенского собора протоиерей Гавриил Костельник (1896-1946). Русин по происхождению, прекрасно образованный богослов, церковный историк, философ и поэт. Даже противники не отрицали искренность религиозных мотивов, побудивших его взять на себя инициативу воссоединения униатов с православной Церковью. Свою приверженность праотеческой вере Западной Руси отец Гавриил доказал своей прежней деятельностью.

До 1930 года он состоял профессором львовской Богословской академии, но за свою открытую симпатию Православию, был лишён кафедры, ему запретили публиковать работы, посвящённые критике католической доктрины. У отца Гавриила сложилось твёрдое убеждение в несостоятельности и беспочвенности унии, неизбежности её упразднения.

Движение к воссоединению в это время широко распространилось среди униатов во всем мире. С 1890 года и до начала Второй мировой войны только в Соединённых Штатах Америки около 90 000 эмигрантов русин из Галиции и Карпатской Руси перешли в православие. В 20-30-х годах стремление вернуться к вере предков открыто проявилось в Карпатской Руси, которая после первой мировой войны отошла к Чехословакии. Здесь переходы из униатства в православие приобрели массовый характер. Аналогичные явления, хотя и не в таких масштабах, как в Карпатской Руси, наблюдались и в Галиции, где польские власти в отличие от правительства Чехословакии к православию относились с нескрываемой враждебностью и пытались подавить это движение.

В послевоенные годы в трёх униатских епархиях в Галиции служило 1270 священников. Менее чем за год существования инициативной группы к ней присоединилось 997 из них, то есть 78% униатского духовенства. Конечно, не все делали это искренно, по убеждению. Некоторые просто не видели иного выхода в обстановке, когда епископы были арестованы и обвинены в государственной измене, а над всей Церковью висело обвинение в пособничестве немецким оккупантам и связях с УПА, когда арестам, часто необоснованным, подвергались не только священники, но и миряне.

Патриарх Алексий I после своего избрания обратился с посланием к «Пастырям и верующим греко-католической Церкви, проживающим в западных областях Украинской ССР». В нем выражались радость по поводу воссоединения западных русских земель с Родиной и одновременно сожаление о том, что западные братья остаются «отринутыми от своей Матери - Русской Православной Церкви». Патриарх обвинил униатских архипастырей в том, что они призывали паству «склониться под ярмо Гитлера», и обратился к галичанам-униатам: «Молим вас, братья... порвать ваши связи с Ватиканом, который ведёт вас во тьму и духовное падение своими ересями... Поторопитесь вернуться в объятия вашей истинной Матери Русской Православной Церкви».

23 февраля 1946 году в Киеве митрополитом Киевским и Галицким Иоанном были воссоединены с православной Церковью протоиерей Гавриил Костельник и ещё 12 униатских священнослужителей. За этим последовал постриг отцов Михаила Мельника и Антония Пельвецкого с сохранением их имён. 24 февраля митрополит Иоанн возглавил хиротонию иеромонаха Антония во епископа Станиславского и Коломыйского. На следующий день иеромонах Михаил был хиротонисан во епископа Дрогобычского и Самборского.

8 марта во Львове открылся Собор греко-униатских священников и мирян. Заседания его проходили в митрополичьем кафедральном соборе святого Юрия и продолжались два дня. Председательствовал протоиерей Гавриил Костельник. Участниками Собора были также епископы Станиславский Антоний, Дрогобычский Михаил и те священнослужители, которые воссоединились с Православной Церковью, всего 204 иерея. По предложению отца Гавриила Костельника уже в первый день работы были принципиальные положения, которые легли в основу решений Собора о ликвидации унии и возвращении в Русскую Православную Церковь.

На следующий день в соборе святого Юрия 12 священников, уже воссоединённых с Православной Церковью в Киеве и приглашённых из православной церкви Львова, приняли исповедь у участников Собора униатов. Потом епископы Львовский Макарий, Мукачевский Нестор, Станиславский Антоний и Дрогобычский Михаил приняли отречение от римо-католических заблуждений у 204 священников греко-униатов, участвовавших в Соборе.

После чтения разрешительной молитвы, воссоединённые с Православной Церковью участвовали в совершении Божественной литургии. Затем были приняты тексты телеграмм и обращения к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I, к Местоблюстителю патриаршего престола в Константинополе, к духовенству и верующим западных областей Украины, к Сталину и главе правительства УССР Н. С. Хрущёву.

Среди принятых документов особенно важным было обращение к духовенству и верующим греко-католической Церкви. Целью его было убедить народ Галиции, что уния была насильственно навязана польскими властями и Ватиканом, что она разорвала религиозное единство Украины и всей Руси и может существовать только в государстве, где господствует католический элемент, но не в православном мире, где для неё нет места.

5 апреля 1946 года делегацию участников Львовского Собора принял в Москве Патриарх Алексий I. Через день они сослужили ему за Божественной литургией в кафедральном патриаршем соборе. Затем протоиерей Гавриил Костельник был награждён высшей для священника из белого духовенства наградой - саном протопресвитера.

Когда после Львовского Собора большинство униатов воссоединилось с православной Церковью, местные власти сняли с регистрации тех священников, которые отказались подчиниться его решениям. Греко-католическая Церковь прекратила легальное существование в Галиции. Но репрессивные меры советской власти против остатков униатского духовенства имели следствием убеждённость многих галичан в том, что они был инспирированы Православной Церковью.

Нельзя забывать о том, что репрессии в Галиции осуществляло в то время не только НКВД. Многие из мирян и священников, присоединившиеся к православной Церкви, пали жертвой террористических актов со стороны боевиков УПА. Месть противников православия настигла и главного деятеля воссоединения. 20 сентября 1948 года на паперти Преображенского собора во Львове, сразу после совершения Божественной литургии был убит протопресвитер Гавриил Костельник. Его убийца Василий Панькив тут же покончил с собой.

Договор с Чехословакией, освобождённой Красной Армией, согласно которому Карпатская Русь вошла в состав СССР, сделал возможным переход Мукачевской епархии, находившейся под омофором Сербского патриарха, к Русской Православной Церкви. 7 декабря 1944 в Москву прибыла делегация епархии во главе с администратором епархии игуменом Феофаном (Сабовым), которую принял Патриарх Алексий. Акт присоединения Мукачевской епархии состоялся 22 октября 1945 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, куда был приглашён епископ Мукачевский Владимир. Он зачитал постановление Синода Сербской Церкви о передаче своей епархии в каноническое ведение Московской Патриархии и выразил своё согласие на такую передачу.

Вскоре встал вопрос о закарпатских униатах. К лету 1949 года большинство греко-католических священников Закарпатья воссоединилось с Русской Православной Церковью. В день Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа 1949 года в мукачевском Свято-Николаевском женском монастыре при стечении народа настоятель православного Ужгородского кафедрального собора протоиерей Ириней Контратович провозгласил, что в этот день закончила своё существование на Западной Украине церковная уния с Римом: «Отныне и вовеки мы - православные чада святой Матери нашей Русской Православной Церкви». Небольшая часть священнослужителей и мирян, не пожелавших воссоединиться с Православной Церковью, перешла на нелегальное положение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: